В статье рассмотрена взаимосвязь уровня правосознания и психологических особенности служебной деятельности в сфере гражданской службы.
Ключевые слова : правосознание, государственная гражданская служба, государственная служба, правовая культура, норма, служащий.
В настоящее время проблема правосознания требует особого отношения со стороны научного сообщества по причине нарастания социальной напряженности в современном обществе. Об этом свидетельствует сложившиеся обстоятельства российской действительности: пандемия коронавирусной инфекции, введение экономических санкций, появление новых нормативно-правовых документов, затрагивающих новые аспекты жизни граждан.
Одним из способов реализации норм права является деятельность исполнительной ветви власти, которую формируют государственные гражданские служащие. На успешное выполнение своего служебного долга, государственных служащих оказывают влияние множество факторов. В том числе и уровень их правовых знаний. Другими словами, уровень правосознания государственных служащих связан с их непосредственной деятельностью.
В отечественной психологической науке исследованием правосознания занимались такие ученые как Г. Х. Ефремова, А. Р. Ратинов, Л. А. Ясюкова, К. А. Абульханова, А. Н. Славская, Л. В. Алексеева и др.).
Так, например, В. Л. Васильев говорит о том, что правосознание выступает как одна из форм общественного сознания, которое определяется и формируется под влиянием материальных условий существования общества. Правосознание выражает отношение права и потребностей личности.
В качестве характерных признаков В. Л. Васильев указывает следующие:
– «правосознание является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах, одновременно активно воздействует на социальную действительность;
– правосознание всегда имеет выражение через вторую сигнальную систему — речь выступает как механизм правосознания;
– правосознание неотделимо от носителя и не существует без него» [1].
Кроме того, автор говорит о неразрывной связи правосознания и эмоциональной сферы личности. Через эмоциональное переживание нормы права усваиваются и переходят в глубокие правовые убеждения, которые детерминируют дальнейшее взаимодействие индивида с обществом.
Сложно преувеличить масштабы работы, проведенной А. Р. Ратиновым в изучении правосознания. Определение правосознания, предложенное им, является одним из основных на сегодняшний день. «Правосознание — это сфера сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и умений, оценочных отношений к праву и практике его применения, ценностных ориентаций и правовых установок, регулирующих человеческое поведение» [2].
Автор считает, что право воздействует на сознание личности, выступая в качестве социального контроля. Правосознание А. Р. Ратинов рассматривает через более широкое понятие — правовая культура. Культура, с точки зрения исследователя, понимается как совокупность всех созданных людьми материальных и духовных ценностей, а также символов, норм и образцов поведения, принятых и признанных в определённой общности и передаваемых другим общностям, индивидам и последующим поколениям» [2].
Правовую культуру автор относит к духовной культуре, т. е. к совокупности «духовных ценностей, процесс их производства и потребления».
А. Р. Ратинов считает, что правосознание проявляется в правовой культуре в двух видах: через поведение и как продукт деятельности. Проявление правосознания, опосредованное поведением, представляет собой деятельность, направленную на создание, исполнение и охрану права, правопослушное или делинквентное поведение, научно-правовая деятельность. Как продукт деятельности правосознание проявляется в самих правовых институтах и нормах права, законотворческих актах и документах, в продуктах деятельности человека.
Автор отмечает двойственность правосознания — его проявления не только отражают правовую действительность, но и в то же время изменяют, корректируют, формируют или деформируют правовые установки общности.
Формирование правосознания происходит через процесс правовой социализации личности — через усвоение господствующих норм права и правовых установок в общности. Этот процесс начинается с раннего возраста, когда ребенок начинает усваивать некоторые правила поведения «под влиянием санкционирующего обучения». Далее следует получение первых юридических представлений из сказок, формируется ранняя примитивная картина правовой жизни через участие и усвоение норм ролевых игр. Такой механизм усвоение правовых норм продолжается на протяжении все жизни индивида или общности.
По мнению автора, пережитый индивидуальный опыт, количество и качества усвоенных правовых знаний, наличие примеров и образцов для подражания формируются устойчивые стереотипы поведения, которые уже содержат в себе элементы правосознания. Такие стереотипы могут быть как положительными, так и отрицательными.
А. Р. Ратинов отвергает мысль о том, что в правосознании решающий голос имеет логическое мышление. Он утверждает, что различные исследования правосознания, что большое значение имеет эмоциональное отношение личности к правовым нормам: «отмечают массовый характер внутренней солидарности граждан с подавляющим большинством правовых норм и практикой их применения».
Говоря об особом отражении действительности в правосознании, автор формирует функциональную структуру правосознания, в которых выделяет познавательную, оценочную и регулятивную функции.
Познавательная функция характеризуется наличием собственного понятийного и категорийного аппарата. Оценочная функция реализуется через формирования отношения личности к праву и его проявлениям. Регулятивная функция реализуется посредством формирования и изменения правовых установок, которые составляют систему ценностных ориентаций.
Кроме того, А. Р. Ратинов и Г. Х. Ефремова, говоря о структуре правосознания, выделяют четыре основные типа оценочных отношений:
– «к праву (нормам, институтам);
– к правовому поведению других людей;
– к правоохранительным органам и их деятельности;
– правовую самооценку (собственное правовое поведение)» [3].
Действительность государственного гражданского служащего в служебной деятельности представляет собой «юридические значимые ситуации». Другими словами, деятельность служащего не только демонстрирует уровень правосознания, но и формирует его.
Деятельность государственного гражданского служащего характеризуется рядом специфических особенностей.
Во-первых, государственную гражданскую службу отличает высокий уровень регламентированности со стороны нормативно-правовых актов. Основные требования, запреты и ограничения содержатся в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Среди них отдельно можно выделить запрет на публичные высказывания, суждения и оценки, в отношении деятельности государства или государственного органа; отказ от прохождения процедуры допуска к государственной тайне влечет за собой увольнение со службы.
Другими отличительными характеристиками государственной службы являются особенности порядка поступления на службу, аттестация, сдача справки и доходах и расходах.
При поступлении на службу, а также при переходе на вышестоящую должность, кандидаты проходят так называемое вступительное испытание. Это испытание состоит из 3 этапов — сбор и подача комплекта документов, тестирование и собеседование.
Сбор документов, в рамках всем знакомой отечественной действительности, представляет собой трудоемкий процесс, успешность которого зависит, в частности, от знаний личности о порядке работы некоторых государственных учреждений. Например, при прохождении медицинской комиссии существует возможность получить требуемые справки от медицинских специалистов без уплаты стоимости.
Тестирование, которое проходят кандидаты, представляет собой проверку знаний по 4 направлениям — знание основных законов Российской Федерации, а также законов субъекта, в котором планируется служба; знание основ русского языка; знания в области основ обращения с ПК; знания законодательства в области государственной гражданской службы. Кроме того, в последнее время, некоторые субъекты Российской Федерации, на добровольной основе, внедряют практику психологической диагностики личности кандидатов.
Этап собеседования представляет собой очное присутствие кандидата на беседе с комиссией, в которую входят: руководитель учреждения, непосредственный руководитель подразделения, кадровый работник, представители общественного совета, сотрудник Управления государственной службы. В ходе собеседования кандидат проходит проверку как своих профессиональных знаний, так и знаний норм права.
Процедура аттестации государственного гражданского служащего представляет собой мероприятие, по результатам которого принимается решение о соответствии государственного гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы с учётом результатов его профессиональной деятельности. Проводится с периодичностью один раз в три года, и организуется в виде собеседования с аттестационной комиссией.
Отдельной особенностью следует выделить ежегодную процедуру подачи гражданскими служащими справки о доходах и расходах за предыдущий служебный год. В таком документе в обязательном порядке размещают доходы и расходы служащего, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представленные справки подлежат проверке, по результатам которого может быть назначена служебная проверка в отношении служащего. В крайнем случае, предоставление заведомо ложных сведений может привести к увольнению с государственной службы.
Таким образом, представленные аргументы показывают, что правосознание государственных служащих имеет характерные особенности. Успешное прохождение гражданской службы и построение карьеры находится в прямой зависимости от уровня знаний служащего инструментов и норм права.
Литература:
- Васильев, В. Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. 6- е изд. — Спб.: Питер, 2009. — 608 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
- Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. //Методология и методы социальной психологии. М., 1981. Стр. 201–214.
- Ратинов, А. Р. Правовая психология и преступное поведение: теория и методол. исслед. / А. Р. Ратинов, Г. Х. Ефремова. Красноярск: Изд‑во Красноярск. 1988.
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями от 07 июля 2004 г.) // Российская газета. № 46. 10 марта 1994 г.