Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 21.03.2022

Статья просмотрена: 497 раз

Библиографическое описание:

Сипатрова, К. С. Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста / К. С. Сипатрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 277-279. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89444/ (дата обращения: 25.04.2024).



Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, коммуникация, игра, коммуникативные навыки, дошкольный период, способности, взаимодействие.

Обучение общению с помощью различных видов деятельности способствует взаимодействию детей друг с другом. В дошкольный период происходит наиболее глубокое коммуникативное развитие ребенка. Первый опыт взаимодействия друг с другом и общения во многом определяет характер отношения к самому себе и другим, к миру в целом. Попробуем разобраться, что из себя представляет коммуникативные способности. Это способности, которые необходимо развивать, другими словами, детей нужно учить умению общаться и культуре общения.

Именно в дошкольном возрасте дети любознательны, у них есть большое желание познавать окружающий мир, являясь самым благоприятным периодом для развития у детей творческих способностей. Дети. Которые обладают творческими способностями, имеют более устойчивую психику, более коммуникабельны и общительны [2, стр. 4–5].

Поэтому актуальностью формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества — формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, которая является одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему вероятность успешного освоения школьной программы.

В жизни детей преобладает игровая деятельность и каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка брать на себя роль и действовать, играть, параллельно помогая ему приобретать жизненный опыт, — все это помогает реализовать театр.

Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в образовательном учреждении. Театрализованная деятельность помогает формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Через театрализованную деятельность дети познают мир не только умом, но и сердцем и могу выражать собственное отношение к добру и злу. Так же она способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости [1, с. 125].

Именно поэтому театрализованная деятельность стала главным помощником в развитии коммуникативных способностей дошкольников. Занятия, которые включают в себя театрально-игровую деятельность, помогают развить речевые и творческие способности детей.

Педагоги знают, какими большими возможностями для развития ребенка обладают сюжетно-ролевые, театрализованные игры, сочетающие разные виды художественной деятельности. Главной целью творческого воспитания является развитие умения слышать и слушать, понимать других, анализировать информацию, правильно произносить все звуки и не искажать значение слов. Поэтому научить малышей ставить собственные театральные постановки будет очень полезно как для творческого, так и для личностного развития детей [3, с. 383].

Театрализованная деятельность помогает формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение имеет нравственную направленность. Благодаря этому ребенок познает мир сердцем и умом, выражая свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Занимаясь с детьми театром, ставится цель сделать жизнь воспитанников содержательной и интересной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами и радостью творчества. Театрализованные игры помогаю педагогам создать непринужденную, радостную обстановку в группе, делать жизнь дошкольников содержательной и интересной, наполнять ее интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Надо стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в этих играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

В целях исследования эффективности внедрения театрализованной деятельности была проведена диагностика воспитанников по формированию коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста. Экспериментальная база осуществлялась на базе МБДОУ «Аккиреевский детский сад «Аленушка» Черемшанского муниципального района РТ». В исследовании принимала участие одна возрастная группа. Количество детей в группе составляло 16 человек. Результаты исследования фиксировались дважды: в начале и в конце учебного года.

Для начала мы с воспитателем старшей группы Натальей Алексеевной разработали план внедрения элементов театрализованной деятельности на развлечениях, праздниках, а также на занятиях. Работа включала в себя расширение опыта театрализованной деятельности, использование мимических и пантономических этюдов, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации по конкретной теме, упражнения по формированию по выразительности исполнений (невербальной и вербальной)

Дети с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения и голоса. Группе предлагались атрибуты для ряженья, шапочки зверей для разыгрывания сказок «Доверчивый зайчик», «Путешествие к замку Снежной Королевы», «Муха Цокотуха», добиваясь того, чтобы дети передавали настроение и меняли мимику. Занятия являлись интегрированными и включали в себя разнообразные образовательные области: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие, «Физическое развитие» т.д. Данная работа позволила решить многие педагогические задачи, которые касаются взаимоотношений в детском коллективе, формирования художественно-эстетического воспитания и выразительности речи.

Результаты диагностики показали значительный рост оценочных показателей. Дети стали без вмешательства взрослых, самостоятельно разрешать конфликты без агрессии, больше играть в компаниях. Повысилось участие тихих и обычно отстраненных детей, уменьшилось количество демонстрационных реакций.

Таким образом, внедрение театрализованной деятельности помогает решить и многие педагогические задачи, которые касаются взаимоотношений в детском коллективе, формирования художественно-эстетического воспитания и выразительности речи. Дети ведут себя более раскрепощено, повышают свою познавательную и творческую активность. В итоге благополучно формируется произвольность поведения и психических процессов, что помогает детям активно участвовать не только в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Театрализованная деятельность даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько эти возможности используются, во многом будет зависеть коммуникативный и творческий потенциал взрослеющего человека.

Литература:

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. В. Артемова. — М.: Просвещение, 2010–4–5 с.
  2. Сорокина Н. Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2007. — 288с.
  3. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 5-е изд., стер. — Москва: Академия, 2016. — 383 с.
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, выразительность речи, детский коллектив, дошкольный период, литературное произведение, нравственная направленность, социальный навык поведения, художественно-эстетическое воспитание.


Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство формирования...

Нравственное воспитание является неотъемлемой частью стандарта дошкольного

Детская театрализовано-игровая деятельность многогранная и разнообразна.

В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность развивает воображение...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного...

Театрализованная деятельность и ребенок младшего дошкольного возраста. Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного... Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к духовно-нравственному развитию, и недостатки развития и.

Воспитание нравственных качеств дошкольников через...

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.

Театральная деятельность как средство...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с различными видами искусства и включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности, приобщения детей к искусству, как к...

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

Театрализовано-игровая деятельность для детей младшего школьного возраста очень разнообразная и

Таким образом, каждая сказка или литературное произведение для детей младшего

Театрализованная деятельность и ребенок младшего дошкольного возраста.

Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников...

театрализованная деятельность, ребенок, младший дошкольный возраст, нравственное воспитание, дошкольное образование, детский сад

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст...

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного...

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста / Елена Владимирова

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игра. И каждый ребенок хочет сыграть свою

Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова...

Психолого-педагогические подходы к театрализованной...

Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Спецификой детского художественного творчества является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих — новое в себе.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития...

В педагогических исследованиях театрализованная деятельность рассматривается как условие эстетического воспитания ребенка, его художественных способностей, творчества. Анализ литературы позволил выделить особенности восприятия театрализованного действия...

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство формирования...

Нравственное воспитание является неотъемлемой частью стандарта дошкольного

Детская театрализовано-игровая деятельность многогранная и разнообразна.

В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность развивает воображение...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного...

Театрализованная деятельность и ребенок младшего дошкольного возраста. Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного... Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к духовно-нравственному развитию, и недостатки развития и.

Воспитание нравственных качеств дошкольников через...

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.

Театральная деятельность как средство...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с различными видами искусства и включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности, приобщения детей к искусству, как к...

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

Театрализовано-игровая деятельность для детей младшего школьного возраста очень разнообразная и

Таким образом, каждая сказка или литературное произведение для детей младшего

Театрализованная деятельность и ребенок младшего дошкольного возраста.

Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников...

театрализованная деятельность, ребенок, младший дошкольный возраст, нравственное воспитание, дошкольное образование, детский сад

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст...

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного...

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста / Елена Владимирова

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игра. И каждый ребенок хочет сыграть свою

Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова...

Психолого-педагогические подходы к театрализованной...

Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Спецификой детского художественного творчества является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих — новое в себе.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития...

В педагогических исследованиях театрализованная деятельность рассматривается как условие эстетического воспитания ребенка, его художественных способностей, творчества. Анализ литературы позволил выделить особенности восприятия театрализованного действия...

Задать вопрос