Статья рассматривает моделирование игровой среды с целью успешной социализации дошкольника с нарушением интеллекта. Автор описывает механизм включения дошкольников 5–8 лет с умственной отсталостью в образовательное пространство, основой которого является педагогическая технология «Образовательный туризм».
Ключевые слова: ребенок с ОВЗ, умственная отсталость, игровая среда, игра-путешествие, обходной путь, птичий терренкур.
The article considers modeling of the game environment for the purpose of successful socialization of a preschool child with an intellectual disability. The author describes the mechanism of inclusion of preschool children of 5–8 years with intellectual disability in the educational space, which is based on the pedagogical technology «Educational tourism».
Keywords: child with OVD, mental retardation, game environment, travel game, detour, bird terrenkur.
Российская модель современного образования базируется на позициях Л. С. Выготского, который рассматривал личность и среду как целостность. Это единство нашло отражение в Образовательной инициативе Республики Саха (Якутия) — 2030 «Образование, открытое в Будущее». [1.]
Успешная реализация стратегических целей в образовании возможна при наличии определенных условий. Одно из условий — педагог, владеющий инновационными, современными педагогическими технологиями организации игровой среды и умелому сопровождению игр. «При такой организации дошкольного образования востребованными станут такие специалисты как игромастер (специалист, обладающий определенными видами ремесла и образовательными технологиями)» [1.]
Психологи утверждают, что в возрасте от трёх до семи лет ведущей деятельностью является — игровая [2]. В работе с детьми с нарушением интеллекта игровая среда рассматривается как система материальных объектов деятельности ребенка. Игровая среда моделирует содержание духовного и физического развития ребенка с ОВЗ, становиться важным средством нравственного, умственного и речевого развития умственно отсталых детей.
Детская игровая деятельность — важнейшая сфера самовыражения дошкольника, развития его «самости». Именно Л. С. Выготский указывал на то, что задачами воспитания ребёнка с нарушениями развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путём. [3.]
Перед педагогами Муниципального дошкольного образовательного учреждение № 46 «Незабудка» поселка Серебряный Бор Нерюнгринского района стоит задача в определении альтернативных траекторий развития ребенка с ОВЗ, в частности детей с умственной отсталостью. Одним из таких «обходных путей» является включение дошкольников 5–8 лет с умственной отсталостью в образовательное пространство, основой которого является педагогическая технология «Образовательный туризм». Основным методом реализации данной технологии является организация и проведение коррекционных занятий в форме «путешествия», «похода». В. Н. Борисова, Т. А. Макарова исследователи из Северо-Восточного федерального университета им М. К. Аммосова считают, что игра-путешествие даёт возможность объединить разные виды детской деятельности. [4]
Игровая деятельность умственно отсталых детей значительно отличается от игры детей с нормальным психическим развитием. Мы крайне редко наблюдаем случаи, когда умственно отсталые дошкольники сопровождали игру речью. Играя, дети чаще всего производят лишь эмоциональные возгласы, звукоподражания (типа: би-би, у-у, ам-ам).
У наших воспитанников не обнаруживают длительного увлечения игрой, часто используют предметы не по назначению. Для них с характерен уровень процессуальных действий с игрушками, когда ребенок многократно воспроизводит одно и тоже действие: качают кукол, возят машину и т. д. Характер этих действий отличается низкой эмоциональностью: дошкольники не выделяют из числа других игрушек кукол, мишек, действуют с ними так же, как с прочими предметами. Они, как правило, равнодушны к ним, и часто грубо обращаются с ними: волочат их за волосы и т. д.
Поэтому, прежде чем осуществить какое-либо игровое действие, педагог должен научить ребенка выполнять необходимые движения для последующего адекватного действия с игрушкой.
Так, например, значительная часть игровых действий в будущих «путешествиях» связана с фотоаппаратом. Знакомство с этим предметом основывалось на особенностях развития дошкольников с нарушением интеллекта. Они никогда не пользуются игрушками-заменителями, поэтому были предложены реальные фотоаппараты в виде простейших сенсорных планшетов. Безопасность, простота в пользовании и активность от незначительного прикосновения стимулировали ребенка к действиям с планшетом. Все воспитанники быстро усваивали, как можно включить, запоминали значок-символ, как открыть «камеру» и сделать снимок. Появление на экране фото вызывает у всех детей нашей группы эмоциональный отклик. Сенсорный планшет (фотоаппарата) стал неотъемлемым и любимым атрибутом в любых играх воспитанников с нарушением интеллекта.
Для поддерживания устойчивого интереса к предмету «фотоаппарат» педагоги сделали шаг «вперед». Они условно показали детям, как с помощью принтера появляется фотография, которая есть на экране планшета. Завораживающий интерес, эмоциональные сигналы телом и жесты руками на повторение операции по появлению фото, натолкнули педагогов группы на создание тематических альбомов. На сегодняшний день коллекция фотоальбомов разнообразна: «Игрушки», «Красное», «Одежда Влада» и многое другое. Играя в фотографа, ребенок с нарушением интеллекта, учиться концентрироваться на объекте, удерживать простое задание воспитателя. Овладевает простейшим обращением к взрослому «Можно», когда наводит объектив на него и хочет сделать снимок.
Игра-путешествие имеет форму «цепочки» проблемных ситуаций познавательного, практического характера. Помня о том, что дети с нарушением интеллекта не могут проявлять свою инициативу в игре, деятельность педагога разворачивается в умелом создании игровой ситуации с обязательным выбором воспитанниками атрибутов к игре.
Так, например, на протяжении недели, каждое утро после завтрака воспитанники размещали фигурки снегирей из папье-маше на настоящей кормушке, сыпали зернышки. Для воплощения замысла игры-путешествия в один день кормушка «исчезла», Снегири остались голодными. Слова «пойдем искать» были восприняты воспитанниками с умственной отсталостью как призыв к выходу за пределы группы.
На втором этапе игры-путешествия воспитанники «выбирали» способ передвижения. С помощью фотографий из альбома «Транспорт» они выбирали, на каком виде транспорта отправятся путешествовать. Автобус из стульев, корабль из мягких модулей, машинки на аккумуляторных батарейках и др. Основным условием проигрывания этапа «транспорт» — имитация движения — выход из группы по маршруту — «возвращение домой».
Многократное и знакомое повторение ситуации начала игры-путешествия позволило педагогу сформировать устойчивый интерес у воспитанников данной группы к процессу «пойдем искать». Так, например, дойдя до конца маршрута, воспитанники попадали на станцию «Карандашкин». Вместо знакомых фигурок снегирей дети находили карандаши и раскраски с контурами птицы. В следующий раз они попадали на станцию «Самоделкин», дети обнаруживали поделку из бумаги или бросового материала. Возвращаясь, «домой» воспитанники выполняли задание, фотографировали и фото размещали в фотоальбоме.
Для развития игры–путешествия была задействована развивающая предметно–пространственная среда не только группы, но и детского сада: в коридоре проходили полосу препятствия «Кочки»; искали каким цветом грудка снегиря, синички; на панно рядом с музыкальным залом рассматривали птиц и искали снегиря, играли в игры: «Покажи глаза, крылья и т. д». «Кто спрятался», «Кто сидит за пеньком».
Дети, увлеченные игрой, движением по помещениям здания не замечали того, что они овладевали знаниями в разных направлениях.
Результатом игры-путешествия «Пойдем искать» стали выставки рисунков снегирей, поделок их из бумаги, раскрашенные фигурки птиц из фанеры. Родителям (законным представителям) были продемонстрированы фотоальбомы о путешествии «За снегирем». Именно родители помогли нам «вернуть» кормушку для снегирей и укрепить ее на территории ДОУ, в месте расположения станции на маршруте птичьего терренкура.
Действую в пространстве «игры-путешествия» наши воспитанники стали полноценными создателями одной из станций птичьего терренкура — «Снегирь».
Станция «Снегирь» является связующим звеном птичьего терренкура на территории детского сада, в едином пространстве экологического воспитания и обучения для дошкольников ДОУ «Незабудка» в рамках туристического агентства «ЭКОtravel».
Одновременно пришли к выводу, что игра-путешествие является эффективной формой организации образовательного процесса, которая способствует развитию инициативы и самостоятельности детей с нарушением интеллекта в различных видах деятельности. В игровой среде «Образовательного туризма» воспитанники с ОВЗ легко усваивают и совершенствуют многие способности социализации и жизненно необходимые навыки.
Литература:
- Образовательная инициатива Республики Саха (Якутия) — 2030 «Образование, открытое в Будущее». http://li.i-docx.ru
- Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
- Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства / Л. С. Выготский // Собр. Соч. Т. 5. — М.: Педагогика, 1983. — С. 480.
- Макарова Татьяна Алексеевна, Борисова Василиса Николаевна. Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста/ Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет им М. К. Аммосова г.Якутск, Россия https://www.psyoffice.ru