В работе рассматривается современная модель государственного управления в Республике Крым, определяются ее основные проблемы и пути их устранения. Предложено внедрение сетевой модели государственного управления.
Ключевые слова: государственное управление, муниципальное управление, Республика Крым, регион, модель управления, сетевая модель управления.
The paper considers the modern model of public administration in the Republic of Crimea, identifies its main problems and ways to eliminate them. The introduction of a network model of public administration is proposed.
Keywords: public administration, municipal administration, Republic of Crimea, region, management model, network management model.
Актуальность исследования. Вопрос формирования эффективной модели государственного управления в Республике Крым является актуальным.
Эффективность развития Республики Крым, как составной части Российской Федерации, зависит от системы государственного управления, принятой как на федеральном, так и на региональном уровнях. На федеральном уровне задается стратегическое направление государственного управления страной, а на уровне регионов, уже с учетом их особенностей, формируется система государственного и муниципального управления, направленная на решение конкретных задач.
С момента вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации прошло уже почти 8 лет, но при этом система государственного управления требует дальнейшего совершенствования, что обусловлено рядом факторов. Среди основных факторов, обуславливающих необходимость пересмотра и совершенствования действующей системы государственного и муниципального управления можно назвать изменения внешних факторов (экономических и политических, развитие новых методов управления и пр.) и внутренних (изменение количества и качества имеющихся ресурсов, развитие/прекращение деятельности отдельных экономических структур, изменение стратегических целей развития региона и пр.).
Эффективность государственного управления на уровне региона, как отмечают исследователи [1; 2; 3] зависит от выбранной модели управления. При этом необходимо учитывать, как исторически сложившиеся особенности государственного и муниципального управления и наличие определенных ресурсов на территории, так и современные требования к органам власти, деятельность которых направлена, в первую очередь, на удовлетворение потребностей населения региона.
Современная система государственного и муниципального управления в Республике Крым представлена рядом институтов государственной власти и местного самоуправления, перед которыми ставятся задачи, направленные на обеспечение социально-экономического развития территории и достойного уровня жизни населения. Для достижения поставленных задач, на уровне властных институтов, осуществляется практическое, организующее и регулирующее воздействие на жизнедеятельность населения территории и деятельность экономических субъектов с целью ее упорядочения, обеспечения развития территории, создания условий для эффективной реализации и удовлетворения общественных потребностей и интересов. То есть, деятельность органов государственного и муниципального управления направлена на выработку, принятие и реализацию государственно-управленческих решений в части решения задач, стоящих перед ними.
Осуществляя свою деятельность органы государственного и муниципального управления взаимодействуют с населением, экономическими субъектами, государственными и другими структурами, расположенными на территории, которые являются составляющими механизма современного государственного управления (рис. 1). Структура механизма государственного управления зависит от конкретной сферы их проявления, конкретного объекта управления. Так же, на нее оказывают влияние «конкретно-исторические условия развития страны, её геополитическое положение и культурно-национальные традиции, особенности политико-правовой и духовно-нравственной культуры народа, геополитическая ситуация» [1, с. 116].
Рис. 1. Механизма современного государственного управления
Постоянные изменения, происходящие в социальной, экономической и политической жизни общества, изменения внешних и внутренних факторов развития страны / региона / муниципалитета обуславливают необходимость пересмотра целей и задач государственного и муниципального управления и определения функций, методов и форм обеспечения реализации поставленных задач. Что, в свою очередь, влияет на деятельность отдельных государственных институтов. Обеспечить эффективность государственного и муниципального управления и каждого отдельного ее института можно только при условии их слаженной работы и понимания возможных/ожидаемых результатов от принятия тех или иных государственно-управленческих решений, что невозможно без определения основных параметров системы государственного управления, то есть, мы еще раз подчеркиваем, необходимо осуществлять моделирование процесса управления.
Современную модель государственного и муниципального управления в Республике Крым можно представить в виде следующей схемы (Рис. 2).
Рис. 2. Современная модель государственного и муниципального управления Республики Крым
Как видим из рис. 2, государственное управление в Республике Крым осуществляется на основе прямой свази, определенной юрисдикциями каждого уровня власти и с учетом принципов подчиненности и государственного управления.
В данной модели государственного управления Республики Крым отсутствует взаимодействие между отдельными составляющими на одном уровне управления (отдельными властными институтами, муниципалитетами) и не выражена обратная связь между муниципалитетами и региональными властными структурами. Как результат: не осуществляется согласование и реализация интересов государственных и муниципальных органов власти, экономических субъектов и населения республики в целях обеспечения эффективного управления социально-экономическим развитием региона.
На территории Республики Крым нет единого руководящего или координационного центра, обеспечивающего согласованность действий всех объектов и субъектов государственного и муниципального управления. При этом, как отмечает Х. Б. Уянаева [2] любое территориальное образование (от региона до поселкового муниципального образования) может быть признано самостоятельным управляющим субъектом при наличии собственной территории (определенными границами), населения, легитимными органами власти, собственностью и бюджетом [2]. Каждый уровень управления может использовать различные механизмы и инструменты для реализации поставленных перед ними задач. Что также отрицательно сказывается на эффективности государственного и муниципального управления и показателях социально-экономического развития региона.
Еще одним недостатком действующей системы муниципального управления в Республике Крым является слабая дееспособность и некомпетентность многих муниципальных чиновников органов управления, деятельность которых очень часто ограничивается делегированием полномочий на нижестоящие уровни системы муниципального управления. Это приводит к снижению ответственности за результаты деятельности муниципальных чиновников, так как сами чиновники не заинтересованы в результатах своей деятельности.
Отсутствие взаимодействия между отдельными составляющими на одном уровне управления, единого руководящего или координационного центра, слабая дееспособность и некомпетентность многих муниципальных чиновников отрицательно сказываются на эффективности данной модели управления, что проявляется в недостижении поставленных перед органами государственного управления задач.
Для устранения приведенных выше проблем, на уровне государственных органов управления Республики Крым считаем целесообразным применение более эффективных моделей государственного управления. В работах современных исследователей О. В. Михайловой [4] Е. С. Петрова [5] и Ю. В. Ирхина [6] раскрывается ряд современных моделей государственного управления. Авторами выделяются следующие модели государственного управления: сетевая, цифровая и модель современного менеджмента.
Считаем, что наиболее подходящей для Республики Крым будет модель сетевого государственного управления, которая основывается на взаимоотношениях и взаимосвязях различных институтов, а также отказе от иерархии органов государственной власти. Применение данной модели будет способствовать развитию взаимодействия между объектами и субъектами государственного управления, созданию условий для равноправного сотрудничества и обмена ресурсами. Данная модель государственного управления предполагает установление горизонтальных связей, координацию действий, развитие коммуникаций между властными и общественными структурами с целью решения вопросов, представляющих взаимный интерес для населения региона и органов власти.
Недостатками данной модели государственного управления являются: отсутствие четких правил функционирования модели и ее участников и проблемы подотчетности. Но, устранить данные проблемы можно за счет повышения заинтересованности участников модели в достижении результатов взаимодействия.
Считаем, что применение данной модели государственного управления позволит устранить проблемы, препятствующие росту социально-экономического развития региона, и обеспечит повышение эффективности деятельности государственных служащих.
Выводы.
Модель государственного управления в Республике Крым строится на основе прямой свази, определенной юрисдикциями каждого уровня власти и с учетом принципов подчиненности и государственного управления. В данной модели отсутствует взаимодействие между отдельными составляющими на одном уровне управления (отдельными властными институтами, муниципалитетами) и не выражена обратная связь между муниципалитетами и региональными властными структурами. Кроме того, эффективность данной модели государственного управления снижает отсутствие единого руководящего или координационного центра и слабая дееспособность и некомпетентность многих муниципальных чиновников Республики Крым.
Считаем, что для Республики Крым более эффективным будет применение сетевой модели государственного управления, которая основывается на взаимоотношениях и взаимосвязях различных институтов, а также отказе от иерархии органов государственной власти. Применение данной модели государственного управления позволит устранить проблемы, препятствующие росту социально-экономического развития региона, и обеспечит повышение эффективности деятельности государственных служащих.
Литература:
- Охотский Е. В. Государственное управление: на пути к современной модели государственного менеджмента / Е. В. Охотский // Вестник МГИМО. — 2014. — № 3 (36). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-na-puti-k-sovremennoy-modeli-gosudarstvennogo-menedzhmenta
- Уянаева Х. Б. Особый характер современной модели государственного управления / Х. Б. Уянаева // Вестник Академии знаний. — 2020. — № 3 (38). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobyy-harakter-sovremennoy-modeli-gosudarstvennogo-upravleniya.
- Обидовская Н. Н. Развитие системы государственного управления регионом: организационные подходы и модели управления. / Н. Н. Обидовская // Сборник научных трудов SWorld. — 2013. — Т. 30. — № 4. — С. 14–17.
- Михайлова О. В. Зарубежный и отечественный опыт применения сетевой модели государственного управления. / О. В. Михайлова // В книге: Идеи и ценности в государственном управлении. Пушкарева Г. В., Соловьев А. И., Михайлова О. В. Москва, 2018. — С. 152–170.
- Петров Е. С. Модель государственного управления в современной России. / Е. С. Петров // В сборнике: Человеческий капитал как фактор инновационного развития общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 206–210.
- Ирхин Ю. В. Эффективность современных моделей государственного управления / Ю. В. Ирхин // Социально-гуманитарные знания. — 2017. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-sovremennyh-modeley-gosudarstvennogo-upravleniya.