На сегодняшний день ответственность носителей публичной власти имеет колоссальную значимость, поскольку именно факт наступления ответственности выступает в качестве обеспечения эффективной реализации уполномоченными субъектами властных полномочий.
Поскольку публичная власть является сложным и многоуровневым явлением, она включает в себя, непосредственно государственного служащего, орган публичной власти и государство в целом. Таким образом, юридическая ответственность находит свое отражение в каждом из ее носителей, начиная от высшего должностного лица государства и заканчивая государственным служащим низшего ранга.
В настоящее время в науке отсутствует не только единое определение понятия ответственности публичных органов власти и их должностных лиц за вред, который причинен физическим и юридическим лицам, но и название данного вида ответственности. Российские ученые употребляют в своих трудах термины «конституционная ответственность», «конституционно-правовая ответственность», «государственно-правовая ответственность». Дискуссионным остается и вопрос о сущности конституционной ответственности, поскольку она должна опираться на общетеоретическое понятие юридической ответственности, которое также вызывает большие споры и сомнения среди правоведов.
В соответствии с научной литературой, юридическую ответственность можно обозначить как совокупность правовых норм, обладающих качеством упорядоченности, которые обеспечивают относительную самостоятельность и единство этой совокупности, что выражается в их свойствах и функциях.
Целью юридической ответственности субъектов публичной власти является охрана и обеспечение соответствующего порядка организации публичной власти, неукоснительное следование органов и должностных лиц, участвующих в осуществлении публичной власти, предписаниям норм Конституции РФ и конституционно-правового законодательства, предупреждение посягательств на порядок осуществления публичной власти.
Основанием наступления юридической ответственности является наличие фактического основания (совокупность юридических фактов) и нормативного основания (закрепление состава правонарушения в нормативно-правовом акте).
Нормативное основание наступления юридической ответственности органов публичной власти имеет официальное закрепление в действующем законодательстве. В связи с его регулярным пересмотром, с каждым годом российское право изменяется и наполняется новыми инструментами реализации потенциальной возможности диалога публичной власти и гражданского общества.
Именно юридическая ответственность публичных органов власти выступает одним из средств защиты от произвола, обеспечивает поддержание баланса в системе сдержек и противовесов и гарантирует беспрепятственную реализацию прав и свобод человека и гражданина в современном обществе.
Ответственность органов публичной власти перед гражданами вытекает из ст. 53 Конституции РФ, в которой устанавливается возможность возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов государственной власти, органами МСУ или их должностных лиц.
Меры юридической ответственности органов публичной власти субъектов РФ официально установлены Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Привлечение носителей публичной власти к юридической ответственности в полном объеме возможно исключительно в рамках проведения целенаправленной правовой политики, деятельности государства основанной на праве и осуществляемой правовыми средствами.
Основными направлениями правовой политики являются борьба с коррупцией во властных структурах и реальное воплощение в жизнь инициатив Президента РФ, создание четкой концепции федеративной ответственности, усиление мер ответственности участников муниципально — правовых отношений.
Конституционно-правовую ответственность можно определить как закрепленную конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано ему этими нормами, обеспечиваемая возможностью применения уполномоченной инстанцией мер государственного (или общественного) воздействия.
В рамках конституционно-правовой ответственности реализуются положения других видов юридической ответственности, а именно, уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой, и муниципально — правовой ответственности.
Проведенный в ходе исследования анализ нормативных документов, представляющих собой особую сдерживающую силу произвола органов публичной власти, позволяющих держать ее деятельность в рамках правового поля и законности, демонстрирует нам, что основной массив положений о возмещении вреда, причиненного носителями власти, содержится в Гражданском кодексе РФ.
На наш взгляд, публичная власть должна быть, прежде всего, ответственной за свою деятельность. Данный признак усматривается в общем положении ст. 16. ГК РФ: «Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием».
Существенным условием, способствующим выстраиванию эффективной правовой политики, является формирование подробного порядка возмещения убытков пострадавшему в результате незаконных действий органов публичной власти гражданину или юридическому лицу. Данный порядок детализирован в ст. 1069 ГК РФ: «Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования». Итак, установление гражданско-правовой ответственности публичных органов власти за вред, который причинен в результате их деятельности, является главным способом обеспечения достижения баланса публичных и частных интересов.
Литература:
- Авдеенкова М. П., Дмитриев Ю. Н. Конституционно-правовая ответственность в России // Кубанский государственный технологический университет, 2017.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации ч. I от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 2019. N 18 ст. 2207; ч. II от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ //СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410; 2021. N 24. Ст. 4228; ч. III от 26.11.2001 г. N 146-ФЗ//СЗ РФ.2001.N 49. Ст. 4552; 2018. N 53. Ст. 8421; ч.IV от 18.12.2006 г. N 230-ФЗ//СЗ РФ. 2006. N 52. Ст. 5496; 2022. N 1. Ст. 18.
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // Российская газета. 25 декабря 1993 г. № 237; 16 марта 2020 г. № 55;
- Федеральный закон от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; 2021. N 52. Часть I. Ст. 8973