Профессия учителя — одна из самых важных, потому что от нее зависят все остальные специальности. Будь то врач, президент или кинозвезда, каждый начинает свое образование в школе. Каждый, кто решил посвятить свою жизнь работе с детьми и выбрал профессию учителя, должен быть готов к трудному пути. Во-первых, эта работа является одной из самых сложных, а во-вторых, во многих странах профессия учителя крайне низкооплачиваема. Однако для увлеченных педагогов моральное удовлетворение и радость от общения с детьми и подростками обычно того стоят.
Дети — это цветы жизни. Но не все дети одинаковы, и он также создал определенных детей, которые нуждаются в дополнительной заботе, любви и воспитании со стороны своих родителей, братьев и сестер в частности и со стороны общества в целом. У этих людей нет недостатка в талантах или потенциале. С ними просто нужно правильно обращаться и хорошо направлять, чтобы определить их будущее и карьеру.
Термин «дети с особыми потребностями» означает, что этим детям может понадобиться помощь, потому что они страдают от определенных медицинских, эмоциональных или связанных с обучением проблем. Этим детям может понадобиться определенное специальное оборудование, такое как брекеты, инвалидные коляски или костыли, во время ходьбы или передвижения. В школах часто предусмотрены лифты или пандусы для детей, которые сталкиваются с проблемами при самостоятельной ходьбе. Вы также должны отвести ребенка с ограниченными физическими возможностями к специалисту по трудотерапии, который помог бы вашему ребенку выполнять обычные действия, такие как: надевать пару носков, чистить зубы, расчесывать и т. д. Самостоятельно, без чьей-либо помощи. Они помогают вашему ребенку обрести уверенность в себе, делая его независимым. У некоторых детей возникают определенные специфические проблемы при разговоре или произнесении определенных типов слов или предложений. Такие дети часто оказываются униженными или разочарованными, поскольку другим трудно понять, что ребенок хочет донести. Очень часто даже одноклассники и друзья высмеивают это нарушение. Этому следует препятствовать, а сверстников следует поощрять быть терпеливыми с особыми детьми и фактически помогать им преодолеть проблемы с речью.
Коррекционная педагогика — это новая развивающаяся отрасль современной педагогической науки. В академическом мире до сих пор нет единого мнения о месте коррекционной педагогики в структуре современной педагогики, поэтому ее объект, предмет, цели и задачи четко не определены. Другие отрасли педагогической науки тесно сотрудничают с ней и разрабатывают близкие проблемы: реабилитационная педагогика, изучающая проблемы включения в нормальную жизнь детей, попавших в беду и профилактическая педагогика исследующая вопросы принудительной коррекции поведения детей; дефектология — наука о воспитании и обучении детей с отклонениями психофизического развития; терапевтическая педагогика (валеология), разрабатывающая комплекс «щадящих» методов обучения, воспитания и развития ослабленных детей. В большинстве случаев дети с ограниченными интеллектуальными возможностями чаще, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это связано с рядом причин, и в первую очередь с низким уровнем речевого развития у этой категории детей.
Речь у ребенка с задержкой психического развития не только появляется значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех ее компонентов от фонематического до семантического уровня. Характерны нарушения, затрагивающие этапы и компоненты речевого высказывания. В связи с этим речь не может обеспечить качественную коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию коммуникативных навыков, объединяющих все виды деятельности. Отсутствие речевой инициативы и выраженная недостаточность средств речевого мышления способствуют возникновению речевого негативизма, замкнутости, стереотипов и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций у детей с ограниченными возможностями в развитии.
С умственно отсталыми детьми нужно постоянно общаться, сопровождая свои действия тихой, плавной речью со спокойной, дружелюбной интонацией. Вам нужно больше разговаривать с ними, называя выполняемые действия. Необходимо постоянно поддерживать внимание и познавательный интерес к выполняемой деятельности и окружающей среде. Общение — это не просто произнесение слов. Понятие «общение» также подразумевает умение слушать и понимать, умение соблюдать порядок в разговоре, умение начинать и поддерживать беседу. На коррекционных занятиях ребенок должен научиться не только говорить, но и прислушиваться к словам других людей. Ему всегда должно быть предоставлено время для ответа. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо подробно проанализировать, что ребенок уже умеет делать к настоящему времени, и начать обучение с того уровня, который ему больше всего подходит.
Цель педагогов в работе с этими детьми — способствовать развитию личности ребенка, его психологической защите и укреплению доверия к миру. Поэтому к учителям предъявляются особые требования: всегда и везде уважать интересы учащихся; защищать интересы учащихся; работать единой командой, не разделяя обучение и уход; работать в сотрудничестве с родителями. Основной формой работы по развитию коммуникативных навыков являются занятия, проводимые в игровой форме, в которых ведущая роль принадлежит преподавателю. Игра является основной формой деятельности, посредством которой осуществляется процесс обучения умственно отсталого ребенка в школе. Усвоение знаний детьми, приобретение навыков в игровой форме происходит намного лучше. Играя, дети учатся следовать правилам, постигают социальные отношения, учатся переносить неудачи, переживать успех. Игра обеспечивает свободу в принятии самостоятельных решений, способствует концентрации ребенка на долгое время, является развлечением и отдыхом, вносит разнообразие в школьные будни и, наконец, игра доставляет удовольствие детям.
Коррекция— система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития аномальных детей. Предмет коррекционной педагогики — отклоняющееся развитие и поведение детей. Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка с незначительными отклонениями в психофизиологическом развитии или отклонениями в поведении, затрудняющими его социализацию и школьную адаптацию.
Чтобы развить у ребенка понимание речи, требуется: взаимодействие ребенка с объектами: другим человеком, предметами; выполнение словесных инструкций взрослого; понимание речи как акта общения, ее активное восприятие и реакция. Для неговорящих детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь, поощряющие любую речь, в том числе лепет. От этих детей не следует требовать называть свою фамилию, имена и отчества друзей, родителей. Они должны иметь возможность показывать друзей по их произносимой фамилии, показывать части тела и лица, предметы в комнате по запросу. Таких учащихся следует просить повторять отдельные слова, заучивать слова и фразы, включающие просьбы.
Чтобы дети понимали значение слов, полезно прикреплять таблички с напечатанными названиями ко всем предметам домашнего обихода. Показывая знак, вы должны произнести написанное на нем слово и указать рукой на объект, который он обозначает. Чтобы проверить понимание слова, нужно спросить, где находится этот объект, попросить показать его. Для того чтобы научить умственно отсталых детей вербальному общению, необходимо научить их правильно произносить и употреблять слова, уметь отвечать на вопросы, выражать свои желания словами, передавать содержание простых рассказов и картинок с простым сюжетом. Для этого требуются специальные систематические занятия по развитию речи. Каждый такой урок должен быть посвящен одной теме. В то же время количество новых слов, сообщаемых за урок, должно быть ограничено. Для формирования правильного речевого высказывания у учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями следует также соблюдать такое требование, как необходимость включения практически всех слов, которые сначала будут включены в ответ учащегося, чтобы облегчить задачу правильного построения фразы.
В качестве фундамента, на котором строится педагогическая деятельность, выступают личные качества педагога. Функции педагогической деятельности не могут быть реализованы некомпетентными специалистами. В связи с этим к преподавателям предъявляются особые требования. Первостепенное значение имеет профессиональный рост педагога. Оно влияет на уровень развития общества в целом. Сама личность учителя и его знания выступают ценным капиталом. Содержание, функции педагогической деятельности предполагают наличие определенных ориентиров, знаний, которые специалист передает детям. В связи с этим педагог является не только олицетворением нормотворческой работы, но и активным участником, реализующим свои способности на благо общества. Чтобы полностью понять сущность, функции педагогической деятельности, человек должен пройти определенный путь. Формирование его компетенции охватывает длительный период.
На сегодняшний день социальная и образовательная среда обычной школы некомфортна для многих детей. Существует новая развивающаяся отрасль современной педагогической науки-коррекционная педагогика. коррекционная педагогика строится на разработке системы коррекционно-развивающего обучения, которая получает все большее распространение в общеобразовательных школах. Ее основной задачей является обеспечение педагогов и родителей знаниями о причинах адаптационных нарушений у детей, о способах их предупреждения и устранения, о возможных методах улучшения условий семейного и общественного воспитания. С коррекционной педагогикой тесно сотрудничают и разрабатывают близкие проблемы другие отрасли педагогической науки такие как: реабилитационная педагогика, изучающая проблемы включения в нормальную жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактическая педагогика и другие.
Литература:
- Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — Москва, Просвещение, 1967г.
- Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б. П. Пузанова — Москва, Новая школа, 1996г.
- Екжанова Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. — 1999г. — № 6 — с.25.
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. — Москва, Просвещение, 1988, с.39–140.
- Козленко Н. А. Физическое воспитание в системе коррекционно — воспитательной работы вспомогательной школы. // Дефектология. — 1991г. — № 2 — с.33.