Продуктивная деятельность как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 04.03.2022

Статья просмотрена: 699 раз

Библиографическое описание:

Мухутдинова, Л. М. Продуктивная деятельность как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / Л. М. Мухутдинова, Ф. С. Газизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89261/ (дата обращения: 19.04.2024).



Современные психолого-педагогические исследования демонстрируют важность сенсорного развития ребенка для его будущей жизни. Это определяет задачу, стоящую сегодня перед дошкольным учреждением — разработать и использовать в детском саду наиболее эффективные средства и методы сенсорного развития. Одним из таких средств является продуктивная деятельность дошкольника.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте — это развитие эмоций, восприятий, зрительных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги чувствительности, значительно повышаются острота зрения и цветовое восприятие, ощущение веса предметов также становится более точным, совершенствуются фонематический и звуковысотный слух.

Наряду с формированием сенсорных эталонов в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста совершенствуются действия восприятия. Формирование у дошкольников способов обследования предметов проходит несколько этапов:

— действия внешней ориентации (опора, ощупывание, непосредственное отслеживание контура и т. д.);

— действия непосредственного восприятия: сопоставление, сравнение свойств разных предметов с сенсорными эталонами, группировка по выбранным признакам;

— выполнение более сложных глазодвигательных и глазомерных операций, последовательного зрительного обследования подробного словесного описания свойств воспринимаемого объекта [1, с. 18].

Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным развитием ребенка, поскольку необходимое для успешной продуктивной деятельности формирование представления об объектах требует приобретения детьми знаний об их свойствах, качествах, форме, цвете, размере, их положении в пространстве.

Основным способом организации продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста является информационно-организационный, который обеспечивает восприятие детьми заранее подготовленной информации, когда дошкольники получают от воспитателя подробные пошаговые инструкции по выполнению деятельности [2]. Основными методами организации продуктивной деятельности младших дошкольников в ДОУ являются речевые методы (беседа, объяснение, поощрение, художественное слово) и игровые методы (дидактические, подвижные, театрализованные, пальчиковые).

Посредством данных методов решаются основные задачи формирования продуктивной деятельности и сенсорного развития дошкольников. На занятиях могут применяться различные методы, которые позволяют раскрыть личность ребенка, создать условия для переживания положительных эмоций в процессе творческого вдохновения, стать движущей силой, благотворно влияющей на развитие ребенка. Эта сила помогает дошкольнику справляться с трудностями в процессе продуктивной деятельности и способствует сенсорному развитию детей.

На основе теоретического анализа по проблеме исследования мы сформулировали гипотезу о том, что процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста будет более эффективным, если организовать его посредством продуктивной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа организована посредством трех этапов — констатирующий, формирующий и контрольный. Ее участники — две группы детей младшего дошкольного возраста (3–4 года), экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе 24 ребенка младшего дошкольного возраста, в контрольной группе — 23 ребенка.

Цель констатирующего этапа состояла в том, чтобы выявить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в экспериментальной и в контрольной группах.

В качестве методов проведения диагностики использованы методы наблюдения и беседы с дошкольниками в процессе выполнения ими специально организованных диагностических заданий (по методике Л. А. Венгера). При проведении диагностики мы опирались на следующие критерии определения уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста: сформированность у ребенка представлений о сенсорных эталонах цвета; сформированность у ребенка представлений о сенсорных эталонах формы; сформированность у ребенка представлений о сенсорных эталонах величины.

Наблюдение за детьми и беседы с ними при проведении заданий показали, что почти никто из детей не справляется с ними в полной мере. Высокий уровень сенсорного развития имеют только 8 % младших дошкольников в экспериментальной группе и 13 % в контрольной; средний — 67 % в экспериментальной и 65 % в контрольной; низкий — 25 % в экспериментальной и 22 % в контрольной.

Исходя из полученных результатов на формирующем этапе в экспериментальной группе мы провели работу по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности.

Направлениями проводимой работы стало проведение занятий в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями детей младшего дошкольного возраста, закономерностями сенсорного развития на данного этапе, а также спецификой продуктивной деятельности; обогащение развивающей среды группового помещения, а также работа с родителями дошкольников.

Содержание занятий и виды продуктивной деятельности подбирались так, чтобы охватить основные сенсорные эталоны цвета, формы и величины, которые должны быть освоены детьми младшего дошкольного возраста и проверяются в ходе диагностики. Мы уделяли особое внимание тому, чтобы показать детям характеристики этих сенсорных эталонов и найти такие формы работы, которые подходят именно этой группе и соответствуют реальному уровню сенсорного развития, выявленному при проведении исходной диагностики. Так как деятельность детей младшего дошкольного возраста носит в основном подражательный характер и непосредственно связана с игровой, то все занятия и виды деятельности, предлагаемые дошкольникам, были обыграны.

В ходе продуктивной деятельности мы применяли наглядные приемы и методы, использовали представления дошкольников о внешнем виде предметов, окружающих их в групповом помещении. Например, предлагали, «Найди предмет такой формы, цвета, размера и т. д., как мы используем в лепке, при рисовании и т. д»., «На что похожа фигура — нос снеговика, голова, ведерко на голове, какие у них формы и т. д». и другие. В работе с дошкольниками также широко использовали практические приемы и методы: «Найди, принеси, покажи…» и другие. Помимо наглядных и практических методов, использовали словесные методы и приемы: «опиши, что ты делаешь», «покажи, какое колечко нужно положить на пирамидку следующим» и т. д.

На занятиях детям предлагали потрогать используемые фигуры, отследить контуры, определить цвет, размер, ощупать и выбрать изображения заданного предмета (например, выбрать все треугольник для выполнения елочки и т. д.). Сравнивали вместе с детьми количество предметов, которые были разными или похожими друг на друга по цвету или размеру, по форме, считали такие предметы в зависимости от их признаков («Чего больше: квадратов или треугольников? Больших или маленьких треугольников?» и т. д.).

Когда мы задавали детям вопросы, акцентировали их внимание на признаках предметов, выражающих различные сенсорные эталоны: «Что это? Какой формы?», «Круги, треугольники, квадраты и так далее какого цвета?», «Какие меньше, какие больше, какие?» и т. д.

В результате происходило повышение уровня сенсорного развития дошкольников, дети из экспериментальной группы стали лучше ориентироваться в форме, размере и цвете предметов, научились называть их, сформировали представления об основных сенсорных эталонах. В контрольной группе уровень не изменился. Повторная диагностика показала, что высокий уровень сенсорного развития на контрольном этапе имеют уже 21 % младших дошкольников в экспериментальной группе (на 13 % больше) и 13 % в контрольной; средний — 79 % в экспериментальной (на 12 % больше) и 65 % в контрольной; низкий — 4 % в экспериментальной (на 21 % меньше) и 22 % в контрольной.

Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить гипотезу исследования: процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста действительно становится более эффективным, если организовать его посредством продуктивной деятельности.

Литература:

  1. Андреева Е. В., Тимошина О. Ю. Сенсорное и двигательное развитие как основа формирования познавательных процессов старших дошкольников // Инновационные воспитательные практики: детский сад, школа, вуз. — 2021. — С. 17–22.
  2. Иванова М. Н. Виды и организация продуктивной деятельности дошкольников. — URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/03/19/vidy-i-organizatsiya-produktivnoy-deyatelnosti (21.11.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): младший дошкольный возраст, продуктивная деятельность, сенсорное развитие детей, сенсорное развитие, экспериментальная группа, дошкольник, контрольная группа, ребенок, ребенок представлений, высокий уровень.


Похожие статьи

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

 Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их

За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики...

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте

Программа дошкольного воспитания групп раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду на первое место по значимости ставит сенсорное развитие ребенка. И обращает внимание на необходимость развития у ребенка восприятия и формирования представлений...

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей

Общая выборка составила 30 детей — 15 детей в экспериментальной группе и 15 в

Ее целью соответственно было оценить уровень сенсорного развития детей раннего

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о...

младший дошкольный возраст, ребенок, развитие, внимание...

Рис. 2. Уровень сформированности логико-математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе. По рисунку выявлено, что количество детей с высоким уровнем сенсорного развития в экспериментальной группе выше...

Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников...

Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Система дидактических игр по формированию сенсорных эталонов в целом повышает у детей уровень сенсорного развития и восприятия.

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста...

Библиографическое описание: Янкина, Н. Н. Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о...

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета)...

ранний возраст, сенсорное развитие детей, ребенок, методика, сенсорное развитие

Развитие творческого мышления и творческой деятельности в дошкольном возрасте.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о...

Проект сенсорного развития детей младшей группы...

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в...

Познавательное развитие детей младшего дошкольного...

Проблема познавательного развития в жизнедеятельности детей дошкольного возраста в настоящее время актуальна, ведь именно познавательное развитие будет способствовать их успешному усвоению материала, повысит эффективность их когнитивных способностей.

Похожие статьи

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

 Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их

За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики...

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте

Программа дошкольного воспитания групп раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду на первое место по значимости ставит сенсорное развитие ребенка. И обращает внимание на необходимость развития у ребенка восприятия и формирования представлений...

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей

Общая выборка составила 30 детей — 15 детей в экспериментальной группе и 15 в

Ее целью соответственно было оценить уровень сенсорного развития детей раннего

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о...

младший дошкольный возраст, ребенок, развитие, внимание...

Рис. 2. Уровень сформированности логико-математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе. По рисунку выявлено, что количество детей с высоким уровнем сенсорного развития в экспериментальной группе выше...

Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников...

Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Система дидактических игр по формированию сенсорных эталонов в целом повышает у детей уровень сенсорного развития и восприятия.

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста...

Библиографическое описание: Янкина, Н. Н. Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о...

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета)...

ранний возраст, сенсорное развитие детей, ребенок, методика, сенсорное развитие

Развитие творческого мышления и творческой деятельности в дошкольном возрасте.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о...

Проект сенсорного развития детей младшей группы...

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в...

Познавательное развитие детей младшего дошкольного...

Проблема познавательного развития в жизнедеятельности детей дошкольного возраста в настоящее время актуальна, ведь именно познавательное развитие будет способствовать их успешному усвоению материала, повысит эффективность их когнитивных способностей.

Задать вопрос