Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 июля, печатный экземпляр отправим 9 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проведение тренировочных занятий профессиональных спортсменов-пловцов в условиях пандемии COVID-19

Физическая культура и спорт
04.03.2022
203
Поделиться
Библиографическое описание
Котова, Т. О. Проведение тренировочных занятий профессиональных спортсменов-пловцов в условиях пандемии COVID-19 / Т. О. Котова, Д. А. Кошель, Е. В. Климова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 207-210. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89259/.


По причине ограничений, связанных с пандемией COVID-19, возникает множество сложностей в подготовке и организации соревновательной деятельности спортсменов-пловцов. В связи с возникшими обстоятельствами стали актуальны дистанционные методы организации тренировочного процесса. В данной статье рассматриваются основы проведения тренировок пловцов на суше с помощью онлайн-системы с учетом индивидуальных особенностей спортсмена.

Ключевые слова: онлайн-тренировки, плавание, сухое плавание, пловцы, COVID-19.

Из-за значительного изменения структуры соревновательной деятельности высококвалифицированных пловцов, стало трудно реализовать классическую модель спортивной подготовки [1]. В 2019 г. была создана международная лига плавания (ISL), в связи с чем в спортивный календарь добавилось большое число коммерческих стартов. Из-за частых перелетов профессиональные спортсмены долгое время находятся вдали от своих тренировочных баз, что препятствует прохождению полноценного процесса спортивной подготовки.

С другой стороны, из-за увеличивающегося числа спортивных соревнований в течение года, спортсмен должен уделять особое внимание физической подготовке. Необходимо также учитывать, что современные высококвалифицированные пловцы проходят тренировки высокой интенсивности и малых объемов [2]. Из-за сформировавшихся условий в последние годы набирают популярность дистанционные способы организации «сухих» тренировок.

Контингент и методика организации тренировок

Рассмотрим практический опыт организации онлайн тренировок по плаванию на примере пяти профессиональных пловцов в возрасте 20–24 лет. Тренировки проводятся в домашних условиях и направлены на улучшение спортивных достижений спортсменов (табл. 1).

Таблица 1

Очередность этапов составления индивидуальной программы подготовки для высококвалифицированных пловцов

Этап

Содержание этапа

1

Определение целей и задач тренировок в течение всего годичного цикла

Определение основной направленности тренировок для достижения поставленных целей в соответствии с желаемым результатом.

2

Сбор данных о пловце

и составление стратегии его спортивной подготовки

Нахождение резервов роста способностей и навыков пловца на основе медицинских данных, показателей функциональных способностей и физического развития, индивидуальных особенностей телосложения, а также двигательной и технической подготовленности.

3

Составление плана тренировок с учетом соревновательного графика и спортивных сборов

Распределение «сухих тренировок» соответственно с задачами и сроками макро- и мезоциклов годичного плана спортивной подготовки. Согласование плана тренировок с тренером пловца.

4

Выбор средств и методов «сухих тренировок» с учетом особенностей пловцов и условий проведения занятий

Составление структуры тренировок на основе индивидуальных потребностей пловцов. Определение способов контроля выполнения тренировок и внесения необходимых коррективов.

5

Контроль выполнения тренировок и внесение необходимых коррективов

Контроль тренировочного процесса; контроль текущего состояния спортсмена и качества выполнения упражнений; внесение необходимых коррективов.

6

Анализ эффективности разработанной технологии тренировочных программ

Тестирование спортсменов после прохождения тренировочных циклов и текущих соревновательных стартов. Оценка выполненной работы на основе спортивных результатов.

В индивидуальные программы подготовки входит более 600 разных упражнений. Эти упражнения были систематизированы в кластеры по признакам развития определенных частей тела, уровня сложности и применяемого спортивного инвентаря. Подбор упражнений осуществляется таким образом, чтобы спортсмены могли идти по пути постепенного усложнения, выполняя упражнения в узком пространстве в домашних условиях. На рис. 1 изображена общая схема проведения спортивных тренировок.

Схематическая структура спортивных тренировок

Рис. 1. Схематическая структура спортивных тренировок

С помощью платформы InSkill спортсмены выполняли упражнения, снимая процесс на видео и отправляли тренеру для оценки.

Такой подход позволяет тренеру по ОФП внести необходимые коррективы в выполняемые упражнения [3]. Оценка эффективности тренировок проводилась исходя из:

1) роста силовых показателей и координационных навыков,

2) увеличения амплитуды движений в плечевом, тазобедренном и голеностопном суставах.

Результаты исследования

Под руководством тренера по ОФП спортсмен выполнял 7 тренировок в течение недели, суммарное время тренировок составило 78 часов (табл. 2). Спортсмен выполнял 4 разные по составу упражнения комплекса. Суммарно было проведено 65 тренировок разной направленности воздействия. Было составлено 23 комплекса упражнений.

Таблица 2

Характеристики тренировочных занятий профессиональных пловцов во время пандемии в домашних условиях

Общая продолжительность занятий

9,5 недели

Выполненное количество тренировок

65 тренировок

Продолжительность тренировки

60–80 минут

Число тренировок, проведенных по модели 1

36 тренировок

Число тренировок, проведенных по модели 2

29 тренировок

После окончания полного локдауна было проведено тестирование спортсменов. Такое тестирование включало: 1) жим штанги лежа на скамье, 2) сила тяги штанги лежа на скамье, 3) жим штанги ногами для спортсменов, специализирующихся в стиле брасс, 4) вертикальный прыжок вверх с места.

Для проверки подвижности суставов проводились тесты: 1) лежа на животе — подъем прямых рук вверх; 2) в седе на пятках — подъем согнутых в локтях рук в стороны [4].

После окончания строгих ограничений пловцы стали участвовать в различных соревнованиях. При этом один из упомянутых пловцов установил мировой рекорд, а остальные пловцы показали высокий уровень спортивной подготовки (табл. 4).

Таблица 3

Силовые показатели спортсменов на суше до и после пандемии

Спортсмен

Февраль 2020 г.

Июль 2020 г.

Прирост результата

Февраль 2020 г.

Июль 2020 г.

Прирост результата

Тест

Жим штанги (кг)

Тяга штанги (кг)

I

75

85

10

85

90

5

II

70

75

5

70

80

10

III

50

55

5

50

55

5

IV

70

80

10

85

90

5

V

45

50

5

40

50

10

Таблица 4

Соревновательные результаты спортсменов на основных дистанциях 2019 и 2020 гг.

Спортсмен

2019 г.

2020 г.

Динамика результата (с)

2019 г.

2020 г.

Динамика

результата (с)

Дистанция 100 м — кроль на спине

100 м — комплексное плавание

I

49.15

48.71

–0,44

51.12

48.51

–2,61

Дистанция 400 м — комплексно

200 м — брасс

II

04.04.39

04.04.79

0,4

02.09.96

02.06.11

–3,85

Дистанция 50 м — кроль

100 м — комплексное плавание

III

25.15

25.81

0,66

01.01.88

01.01.40

–0,48

Дистанция 100 м — брасс

Дистанция 200 м — брасс

IV

57.75

56.73

–1,02

02.05.21

02.04.14

–1.07

Дистанция 50 м — кроль

Дистанция 100 м — кроль

V

24.25

25.12

–0,87

56.05

55.35

–0,7

Выводы

В условиях пандемии целью тренировок было, в первую очередь, сохранение функционального состояния спортсменов. Вместе с тем появилось достаточно времени для решения таких задач, как: 1) повышение подвижности в суставах для уменьшения вероятности спортивных травм, 2) увеличение силы и выносливости определенных групп мышц, 3) развитие техники выполнения упражнений, 4) обучение спортсменов способам расслабления мышц.

Наша практика показывает, что в условиях невозможности проведения тренировок в водной среде важно разнообразие выполняемых упражнений, а также индивидуальный подход к физиологическим и психологическим особенностям спортсменов.

Несмотря на трудности организации тренировок в условиях пандемии, удалось добиться определенных результатов в повышении спортивной и психологической подготовленности профессиональных пловцов.

Литература:

  1. Тимакова, Т. С. Роль возрастной гетерохронии в кризисных проявлениях спортивной карьеры // Вестник спортивной науки. — 2020. — № 5. — С. 12–17.
  2. McLeod, I. A. Swimming anatomy. — Human Kinetics, 2009. — 200 p.
  3. Сайт специализированного приложения «InSkill» [Электронный ресурс]. — URL: https://inskill.ru/ (доступ: 29.06.2021).
  4. Mullen, J. G. Swimming Science: Optimum performance in the water. — Ivy Press, 2018. — 192 p.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный