Педагогический потенциал проектной технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 04.03.2022

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Бруцкая, Т. А. Педагогический потенциал проектной технологии / Т. А. Бруцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89258/ (дата обращения: 25.04.2024).



Автор акцентирует внимание на потенциале одной из педагогических технологий — проектной. На примере участия учащихся творческого объединения в разработке и реализации проекта автор демонстрирует взаимосвязь между решением проектных задач и личностным и компетентностным развитием учащихся.

Ключевые слова: потенциал, педагогическая технология, проект, учащиеся.

Потенциал — совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой-либо области, сфере [2].

Педагогический потенциал — совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном профессиональном уровне [7].

Педагогический потенциал педагога зависит, в том числе от тех инструментов, которые он использует в работе. Одним из таких инструментов является проектная технология, основоположником которой считается философ Джон Дьюи. Он считал, что для человека ценно то, что полезно. Именно эта, прикладная, прагматическая основа проектной технологии сделала её практически универсальной, а значит применимой во всех сферах жизнедеятельности человека.

Проектная технология — это система, при которой участники вовлечены в процесс планирования и реализации проектных задач [4].

В системе работы педагога дополнительного образования проектная технология является одной из приоритетных, так как направлена на развитие творческих способностей учащихся, самостоятельную деятельность, поиск информации и получение окончательного продукта [8]. Этим продуктом может быть изделие, выполненное в различных техниках декоративно-прикладного искусства, театральная или хореографическая постановка, вокальный номер, медиаматериал или социальный проект, направленный на решение общественно-значимых задач.

Продукт деятельности зависит от направленности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, по которой обучается учащийся, от его возраста, интересов, индивидуальных способностей. В этой формуле с множеством переменных неизменным остается использование проектной технологии, которая всегда приводит к результату.

Рассмотрим данное утверждение на конкретном примере.

В 2020 году учащиеся МБУ ДО «ДДТ» стали победителями краевого инфраструктурного проекта, конкурсным материалом для которого стал профориентированный проект, направленный на развитие и актуализацию компетенций учащихся в области медиатворчества. Авторами проекта выступили учащиеся, подростки от 14 до 18 лет.

Подготовительный, организационный и практический этапы реализации проекта стали катализатором для развития нескольких групп компетенций не только у членов проектной команды, но и у тех учащихся творческого объединения, которые не были включены в работу над проектом, а только наблюдали за деятельностью проектёров.

Поскольку идея проекта принадлежала подросткам, чьи чаяния ориентированы на поиск будущей профессии, а также на современные технические средства и их возможности для самореализации, тематика проекта была связана с медианным пространством, которое как считают авторы проекта должно стать более качественным, как с технической, так и с содержательной точек зрения, информационно и психологически безопасным, и доступным для тех, кто желает это медийное пространство изучать, развивать и продвигать.

Реализовать данную идею, создать нечто большее чем серию медиароликов и сюжетов можно было через проектную технологию.

Любая педагогическая технология выстраивается в порядке взаимодействия элементов технологической цепочки: цель — содержание — деятельность — результат [9]. В случае с нашим примером, профориентированным, социально-значимым проектом, который создавался с целью развития всех участников проекта добавился еще один элемент технологической цепи — идея.

Идея — это образ чего-либо. Её нельзя потрогать, увидеть, но именно из идеи вытекает цель. Начиная работу над проектом, социальным, творческим или педагогическим необходимо разобраться в этих понятиях, которые часто сложно развести в сознании.

По большому счету, идея — это стратегия, определение того, зачем вам нужно идти туда, куда вы идите или делать то, что вы делаете? Цель — это тактика. Цель — конкретна, измерима, локальна и ограниченна во времени.

Работа над формулировкой идеи и цели проекта демонстрирует педагогическую мощь и потенциал проектной технологии.

Умение распознавать главное, выстраивать прообраз будущего, стратегию своего личностного и профессионального развития на длительный период — это то, благодаря чему проектная технология является приоритетной в работе не только с учащимися, но и педагогами.

Возвращаясь к нашему примеру, можно выделить несколько основных этапов работы, которые соответствуют технологической цепи: идея — цель — содержание — деятельность — результат. Авторы проекта определились с идеей, сформулировали цель, конкретизировали задачи, что позволило содержательно наполнить проект, запланировали определенные качественные и количественные результаты, к которым они должны были прийти в рамках реализации проекта, предусмотрели возможные риски и пути выхода из них, расписали план работы, составили смету проекта, определились с ресурсами: кадровыми, материальными, техническими.

Каждый этап в работе над проектом необходимо было осмыслить, продумать, распределить обязанности между участниками проектной команды, расписать план конкретных действий, и самое главное, этот план реализовать. В итоге: победа и средства на реализацию задуманного. Но это не самое важное. Работа над проектом помогла авторам и участникам проектной команды переформатировать свой взгляд на себя и свой собственный, индивидуальный жизненный маршрут, его построение. Кто я? Куда я иду? Кем я хочу быть? Чем я могу быть полезен обществу? Как мне сформулировать цель? Как её добиться? Эти и другие вопросы, которые авторы проекта задавали себе во время работы, те ответы, которые они смогли получить послужили толчком к развитию экзистенциальных компетенций.

Несмотря на то, что проектные технологии появились еще в XIX веке они относятся к инновационным. Причина — активная основа обучения через целесообразную деятельность учащегося, лично заинтересованного в данном знании и умении. Личная заинтересованность — преимущество проектной технологии, которое дает положительные эффекты всем, кто её использует.

Основная идея — ценность представляет лишь то, что полезно человеку — не ограничивается практическими умения и навыками, которые участник (автор) проекта приобретает в ходе разработки и выполнения проектного задания. Проектные технологии ориентированы, прежде всего на развитие личности, на расширение её опыта в той тематической сфере, в которой применяется проектная технология. А осязаемый практический результат, которым завершается работа над любым проектом создает эмоцию удовлетворения от качественно-выполненной работы, погружает в ситуацию успеха, уверенности в своих силах, что подтверждает педагогический потенциал проектных технологий.

Литература:

  1. Сайт «Википедия». Материал «Потенциал». Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Потенциал
  2. Выпускная квалификационная работа «Технологии проектного обучения при реализации ФГОС». Автор Орлова Л. А., руководитель Атипова Е. П. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/8152/2/22Orlova.pdf#:~:text=Педагогический %20потенциал %20проектной %20деятельности %20как,или %20иным %20образом %20 %5B29 %2C %20с.99 %5D
  3. Материал «Технология проектного обучения». Режим доступа: https://dpgaidar.mskobr.ru/files/1_tehnologii_proektnogo_obucheniya.pdf.
  4. Сайт «Феникс». Материал «Сущность проектного обучения, условия реализации, виды». Автор Батурина Е. Режим доступа: https://blog.fenix.help/lajfxaki-dlya-zhizni-i-ucheby/sushchnost-proyektnogo-obucheniya-usloviya-realizatsii-vidy
  5. Сайт «Вioformation». Материал «Что такое проектная технология?». Режим доступа: http://bioformation.ru/proektii/organisaz-proekt-deateln-a/151-zto-takoe-proek-tehnologia.html
  6. Сайт А. Евковой. Материал «Применение проектных технологий в качестве инструмента развития бизнеса». Режим доступа: https://www.evkova.org/kursovye-raboty/primenenie-proektnyih-tehnologij-v-kachestve-instrumenta-razvitiya-biznesa-kratkaya-harakteristika-predpriyatiya
  7. Сайт «Педагогическая энциклопедия». Материал «Педагогический потенциал». Режим доступа: https://didacts.ru/termin/pedagogicheskii-potencial.html.
  8. Сайт «Открытый урок. 1 сентября». Материал «История возникновения проектной деятельности и метода проектов». Автор Лигай О. А. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/662693.
  9. Сайт «Studme.org». Раздел «Педагогика». Материал «Методичка преподавания по программам дополнительного образования». Режим доступа: https://studme.org/238609/pedagogika/pedagogicheskie_tehnologii_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey
Основные термины (генерируются автоматически): проектная технология, проект, автор проекта, проектная команда, работа, идея, педагогическая технология, педагогический потенциал, творческое объединение, технологическая цепь.


Похожие статьи

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

Технология проектной деятельности — целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.Проект как проблема «может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им.Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к.

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

А педагогическое проектирование, вобрав в себя многие идеи технического проектирования, позволит оптимизировать деятельность преподавателя. Педагогическое проектирование — предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и учащихся и прогнозирование ее результатов. С какой целью преподаватель создает проект? При проектировании педагог познает и создает новую, еще не существующую реальность, чтобы изменить несовершенную практику, сделать свою деятельность совершеннее, эффективнее. Цель педагогического проектирования — создание педагогического процесса, в наибольшей степени соответствующего поставленным целям обучения, воспитания, развития; профессиональное саморазвитие педагога, способного реализовать спроектированную систему обучения.

Этапы и формы педагогического проектирования

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная. Педагогическая технология — это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Советский педагог А. С. Макаренко воспитательный процесс рассматривал как особым образом организованное «педагогическое производство». Он был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники». Разрабатывая «советскую воспитательную технику», А. С. Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику самоуправления», «технику наказания».

Метод проектов как инновационная педагогическая технология

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути».

проект, метод проектов, учащийся, теоретическая основа метода проектов, различный источник информации, учебный материал, проектная технология, иностранный язык, английский язык, подготовка проекта. Метод проектов как эффективный метод преподавания... иностранный язык, метод проектов, проектная деятельность, проект, учащийся, Глобализация, языковая компетенция, творческий потенциал, активная позиция, возможность.

Проектные технологии в образовании | Статья в журнале...

Идея включения проектной деятельности в образовательный процесс была предложена в первой половине ХХ в. американским педагогом и философом Джоном Дьюи, его учеником В. Х. Килпатриком и основывалась на гуманистических идеях в философии и образовании.

– Использование проектного метода на уроках помогает обучающимся развивать навыки самостоятельной работы с информацией. – Благодаря работе в команде над проектом учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, что актуально в свете произошедших изменений в жизни общества в последние годы. Актуальность применения метода проектов на уроках в наши дни обусловливается прежде всего возможностью обеспечить для каждого обучающегося равные условия, невзирая на изначально разный уровень подготовки, знаний.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках...

Проект – обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проект включает в себя выбор цели (что и почему сделать), разработку или выбор рациональной технологии, изготовление и реализацию изделия, продукта.

В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле являются метод проектов, современные методы создания новых технических и технологических решений.

Педагогическое проектирование — ведущая технология...

 Ключевые слова: проект, проектирование, социализация, социально-педагогическое проектирование, исследование, технологии, проектная технология, swot-анализ, потенциал, профессионализм. Содержание государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы» в настоящее время

Методики — это способы достижения цели; построение социального проекта — это упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику вживания в роль, методику матрицы идей, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма

Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология одна из современных, актуальных и результативных технологий в педагогической практике. Проект — слово иноязычное, происходит от латинского project us, буквальный перевод — «брошенный вперед».

Проектные и исследовательские технологии в деятельности...

Проектные и исследовательские технологии в деятельности современного педагога. Авторы: Капранова Елена Михайловна, Капранова Ирина Михайловна.

Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса учащегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Общая характеристика исследовательской и проектной деятельности: 1. Практически значимые цели и задачи

Работа на данном этапе предусматривает отбор самой значимой информации из накопленного материала и представление ее в виде слайд-шоу (PowerPoint), буклета (Publisher), анимации (Flash), постера или фоторепортажа. Возможно объединение нескольких работ при условии согласия и желания всех авторов.

Проектные технологии в техническом творчестве обучающихся

Одними из таких технологий являются проектные технологии. Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в мотивации учащихся на получение дополнительных знаний и повышения качества обучения. Центр детского творчества «Радуга успеха», имея многолетний и

Таким образом, проектные технологии — это важная область исследования и современный инструмент развития научно-познавательного потенциала, личностных качеств обучающихся и их профориентации. В современном мире проектные технологии и проектирование превратились в распространенный вид интеллектуальной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Метод проектовпедагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании. а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение).

Похожие статьи

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

Технология проектной деятельности — целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.Проект как проблема «может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им.Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к.

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

А педагогическое проектирование, вобрав в себя многие идеи технического проектирования, позволит оптимизировать деятельность преподавателя. Педагогическое проектирование — предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и учащихся и прогнозирование ее результатов. С какой целью преподаватель создает проект? При проектировании педагог познает и создает новую, еще не существующую реальность, чтобы изменить несовершенную практику, сделать свою деятельность совершеннее, эффективнее. Цель педагогического проектирования — создание педагогического процесса, в наибольшей степени соответствующего поставленным целям обучения, воспитания, развития; профессиональное саморазвитие педагога, способного реализовать спроектированную систему обучения.

Этапы и формы педагогического проектирования

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная. Педагогическая технология — это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Советский педагог А. С. Макаренко воспитательный процесс рассматривал как особым образом организованное «педагогическое производство». Он был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники». Разрабатывая «советскую воспитательную технику», А. С. Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику самоуправления», «технику наказания».

Метод проектов как инновационная педагогическая технология

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути».

проект, метод проектов, учащийся, теоретическая основа метода проектов, различный источник информации, учебный материал, проектная технология, иностранный язык, английский язык, подготовка проекта. Метод проектов как эффективный метод преподавания... иностранный язык, метод проектов, проектная деятельность, проект, учащийся, Глобализация, языковая компетенция, творческий потенциал, активная позиция, возможность.

Проектные технологии в образовании | Статья в журнале...

Идея включения проектной деятельности в образовательный процесс была предложена в первой половине ХХ в. американским педагогом и философом Джоном Дьюи, его учеником В. Х. Килпатриком и основывалась на гуманистических идеях в философии и образовании.

– Использование проектного метода на уроках помогает обучающимся развивать навыки самостоятельной работы с информацией. – Благодаря работе в команде над проектом учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, что актуально в свете произошедших изменений в жизни общества в последние годы. Актуальность применения метода проектов на уроках в наши дни обусловливается прежде всего возможностью обеспечить для каждого обучающегося равные условия, невзирая на изначально разный уровень подготовки, знаний.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках...

Проект – обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проект включает в себя выбор цели (что и почему сделать), разработку или выбор рациональной технологии, изготовление и реализацию изделия, продукта.

В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле являются метод проектов, современные методы создания новых технических и технологических решений.

Педагогическое проектирование — ведущая технология...

 Ключевые слова: проект, проектирование, социализация, социально-педагогическое проектирование, исследование, технологии, проектная технология, swot-анализ, потенциал, профессионализм. Содержание государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы» в настоящее время

Методики — это способы достижения цели; построение социального проекта — это упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику вживания в роль, методику матрицы идей, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма

Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология одна из современных, актуальных и результативных технологий в педагогической практике. Проект — слово иноязычное, происходит от латинского project us, буквальный перевод — «брошенный вперед».

Проектные и исследовательские технологии в деятельности...

Проектные и исследовательские технологии в деятельности современного педагога. Авторы: Капранова Елена Михайловна, Капранова Ирина Михайловна.

Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса учащегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Общая характеристика исследовательской и проектной деятельности: 1. Практически значимые цели и задачи

Работа на данном этапе предусматривает отбор самой значимой информации из накопленного материала и представление ее в виде слайд-шоу (PowerPoint), буклета (Publisher), анимации (Flash), постера или фоторепортажа. Возможно объединение нескольких работ при условии согласия и желания всех авторов.

Проектные технологии в техническом творчестве обучающихся

Одними из таких технологий являются проектные технологии. Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в мотивации учащихся на получение дополнительных знаний и повышения качества обучения. Центр детского творчества «Радуга успеха», имея многолетний и

Таким образом, проектные технологии — это важная область исследования и современный инструмент развития научно-познавательного потенциала, личностных качеств обучающихся и их профориентации. В современном мире проектные технологии и проектирование превратились в распространенный вид интеллектуальной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Метод проектовпедагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании. а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение).

Задать вопрос