Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 03.03.2022

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Чижевская, А. В. Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО / А. В. Чижевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 183-188. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89196/ (дата обращения: 11.12.2024).



В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Материал статьи может быть интересен воспитателям, преподавателям и студентам СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование, осуществляющих изучение и внедрение событийного подхода в практику дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: физическое развитие, физкультурно-оздоровительная работа, событийный подход, деятельность, планирование, дошкольное детство.

Любая деятельность ребенка дошкольного возраста наполнена яркими эмоциями и впечатлениями, которые малыш получает в процессе «проживания» различных событий. События окружают ребенка повсюду, неотступно, следуя за ним в повседневной жизни. Они могут быть значимы только для конкретного ребенка, например, покупка новых теплых варежек, а возможны и календарные события, значимые для многих, такие как: празднование Нового года, День защиты детей или что-то другое. В последней редакции Программы «От рождения до школы» вводится понятие технологии — образовательное событие. [3] Ряд источников дает несколько разные определения данной технологии, но схожесть прослеживается в одном, самом главном: это деятельность, способ, пространство детской реализации, внутри которой ребенок активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, имеет возможность подключить различные формы коммуникации, активизировать познавательную активность, сформировать элементы субъективной позиции в обучении по отношению к себе самому, а, следовательно, и к предполагаемым результатам собственной деятельности. Событийный подход в дошкольной организации заключается в том, что дети в непосредственном сотрудничестве со взрослыми и сверстниками совместно создают, решают и увлекаются общей проблемой, интересным вопросом, явлением, создают продукт и проходят этап рефлексии. [1] Н. Е. Веракса отмечает, что существенной особенностью процесса детского развития является обязательное участие двух человек: взрослого и ребенка. Взрослый выступает в роли носителя идеальной формы. Ребенок осваивает ее, совершенствуя свою первичную форму в процессе взаимодействия, подражая взрослому. [3] Таким образом, опыт, который получает ребенок, не только становится осознанным, но и превращается в одно из средств для достижения поставленных целей того или иного события, что в свою очередь его индивидуализирует.

Физическое развитие ребенка-дошкольника рассматривается с двух позиций. С одной стороны, под физическим развитием, подразумевают развитие и изменения психофизических качеств организма, а с другой: совокупность морфофункциональных признаков, которые позволяют измерять показатели роста, веса, ЖЕЛ динамометрию и другие количественные показатели. [2] Для того, чтобы физическое развитие ребенка соответствовало возрастным требованиям, положительно влияло на здоровье и носило продуктивный характер, необходим правильно выстроенный двигательный режим.

Двигательный режим дошкольной образовательной организации включает в себя следующие формы работы: занятия по физической культуре, физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня, активный отдых и самостоятельную двигательную деятельность детей. [2] В рамках осуществления событийного подхода двигательный режим в группе детского сада кардинально не изменяется, но подразумевает наличие свободного, самостоятельного выбора двигательной деятельности ребенком и понимание ее значимости для собственного организма. Ниже, в таблице 1 представлен примерный вариант планирования физкультурно-оздоровительной работы одного дня в старшей группе (дети 5–6 лет) в рамках осуществления событийного подхода.

Таблица 1

План физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5–6 лет в ДОО на 1 день в рамках событийного подхода

Тематика недели/событие: « Зимние развлечения»

Цель: Охрана и укрепление здоровья детей, формирование у них потребностей в физическом совершенствовании, воспитание привычки к здоровому образу жизни, поддержка стремления участвовать в играх с элементами соревнования.

Дни недели/дата

Совместная деятельность педагога и детей по физическому развитию в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями по вопросам оздоровления и физического развития детей

1 день

1 половина дня

Разработка и оформление буклетов на тему «Развлечения зимой с детьми на воздухе»

Цель: Повышение компетенции родителей в физическом развитии и воспитании ребёнка.

Задачи: Познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, игр, закаливания, подбора физкультурной атрибутики для их организации.

Утренняя гимнастика. Тема: «Снежинки»

Цель: Создание положительного эмоционального подъёма у детей. Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков.

Задачи:

Учить поочередно отводить ноги в стороны из упора присев. Продолжать учить приседать, поднимая руки вперед. Повторять поднимание прямых ног вверх перед собой. Закреплять умение поднимать руки со сцепленными в замок пальцами движением вперед-вверх. Совершенствовать умение поворачивать туловище в стороны. Закреплять умение прыгать на двух ногах на месте. Формировать опорно-двигательный аппарат и правильную осанку. Развивать быстроту, ловкость, выносливость, координацию движений, внимательность. Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям.

Занятие по физической культуре на воздухе. Тема: «В гостях у Матушки-Зимы»

Цель: Формирование у детей интереса к физической культуре, гармоническое физическое развитие через реализацию двигательной активности детей.

Задачи:

Учить прогибаться туловищем назад. Продолжать учить наклоняться к носкам из положения сидя с палкой в руках. Продолжать учить бросать мяч друг другу двумя руками снизу и ловить его. Закреплять умение поднимать палку вперед. Совершенствовать умение закладывать палку за голову. Закреплять умение прыгать на двух ногах на месте с палкой в руках. Совершенствовать умение ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками. Продолжать формировать умение прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед. Формировать опорно-двигательный аппарат и правильную осанку. Развивать быстроту, ловкость, выносливость, координацию движений, внимательность. Воспитывать умение слушать и слышать педагога. Воспитывать интерес к двигательной деятельности.

Подвижные игры на прогулке: «Мороз-красный нос» и «Снежная королева»

Цель: Развитие внимания, ловкости, выдержки, быстроты реакции и координации движений.

Задачи: Учить детей бегать, в быстром темпе, со сменой направлений, уворачиваясь. Учить стоять неподвижно, действовать по сигналу.

Физкультурная минутка на занятии по рисованию. Тема: «Метель»

Цель: Повышение и сохранение умственной активности и работоспособности детей во время занятий. Обеспечение непродолжительного динамичного отдыха в то время, когда организм ребенка испытывает значительную нагрузку.

Задачи: Развивать интерес к двигательной деятельности. Продолжать учить двигаться под словесное сопровождение. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Формировать правильную осанку и опорно-двигательный аппарат.

Подвижные игры «Снежная карусель» и «Бездомный заяц» в течение дня (по выбору детей)

Цель: Формирование у детей физических навыков и желания заниматься физической деятельностью.

Задачи: Упражнять в беге в различных направлениях, в умении быстро ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, находчивость, внимание, быстроту реакции, упражнять в беге. Развивать чувства ритма. Учить действовать согласно словам воспитателя. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа (Имя ребенка) на прогулке по отработке умения бросать мяч двумя руками снизу.

Цель: Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку в усвоении умения бросать мяч двумя руками снизу.

Задачи: Закрепить умение держать мяч. Совершенствовать умение бросать мяч, стоя в паре. Продолжать учить бросать мяч двумя руками, снизу.

2 половина дня

Гимнастика после сна. Тема: «Медвежата в берлоге»

Цель: Пробуждение организма ребенка, укрепление мышечного тонуса, создание положительного приподнятого настроения.

Задачи: Совершенствовать умение поднимать руки со сцепленными в замок пальцами вперед-вверх. Закреплять умение поворачивать туловище в стороны. Совершенствовать умение приседать, поднимая руки вперед. Развивать интерес к двигательной деятельности. Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям. Развивать умение сосредотачиваться на выполнении упражнений в едином темпе под счет. Формировать опорно-двигательный аппарат и правильную осанку. Совершенствовать и развивать координацию движений. Укреплять иммунитет.

Подвижные игры на прогулке: «Охотники и зайцы» и «Тише едешь- дальше будешь».

Цель: Развитие внимания, быстроты реакции и координации движений.

Задачи: Учить детей двигаться и останавливаться по сигналу. Учить детей стоять неподвижно. Закреплять умение бегать в разных направлениях, увертываясь. Учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд. Закреплять умение бросать мяч стараясь попасть в цель.

Малоподвижные игры в течение дня (по выбору детей): «Найди и промолчи» и «У кого мяч?»

Цель: Развитие у детей выдержки, аккуратности, внимательности.

Задачи: Развивать умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в круг. Закреплять умение быстро находить предметы.

Из представленного материала понятно, что все мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности заключены в единый сюжет, тематику недели, имеют общую цель, которая затем реализуется в череде более конкретных целей и задач, относящихся к каждой из форм работы. Также, стоит обратить внимание, на то, что, при подобном построении планирования нет расхождения с рекомендуемым двигательным режимом дошкольной организации для воспитанников данной возрастной группы по Программе «От рождения до школы». При этом не происходит противоречия для реализации событийного подхода, потому что каждое запланированное мероприятие обсуждается с детьми на утреннем кругу, вплетено в «проживаемое» событие, в конце каждого дня — на вечернем кругу подводятся итоги и планируются дальнейшие действия. В течение всей недели создаются условия для реализации именно одного, выбранного всеми участниками образовательного процесса, события. Основываясь на игровой деятельности, как ведущей деятельности ребенка-дошкольника, вариант планирования подразумевает учет различных игр, которые представлены в двух направлениях: совместные игры педагога с детьми и самостоятельная игровая деятельность детей. В обоих случаях педагог создает условия, направляет, предлагает выбор тематики подвижных игровых развлечений для детей, а те в свою очередь выбирают и соответственно более активно включаются в непосредственную деятельность.

Исходя из этого, нами сформулированы некоторые рекомендации педагогам ДОО для эффективного планирования физкультурно-оздоровительной работы в контексте событийного подхода:

— Перед началом планирования, совместно с детьми определите тематику предстоящего события. Это можно осуществить различными способами: в игровой форме, с помощью создания проблемной ситуации, в беседах с воспитанниками и так далее;

— Используя материалы Программы «От рождения до школы», определите наполнение двигательного режима в выбранной возрастной группе, опираясь на основные формы физкультурно-оздоровительной работы, которые проходят ежедневно;

— Сформулируйте не темы, а целевые ориентиры и задачи, которые должны быть решены в процессе определенного временного отрезка (день, неделя, месяц);

— Каждая деятельность обязательно должна нести в содержании проблемность, решение которой позволит детям овладеть определенным набором знаний, умений и навыков необходимым для «проживания» события. Например, утренняя гимнастика проводится литературным персонажем, который уже знаком детям и участвует вместе с ними в различных активностях события. Или участие в физкультурном занятии позволит малышам овладеть навыком ловли мяча двумя руками и броска его в цель, что в последствии будет необходимо при реализации содержания итогового празднования события всей группой;

— Самостоятельную двигательную деятельность детей в планирование также рекомендуется включать, но не стоит забывать о том, что она должна носить элементы спонтанности, свободы выбора, условий и возможности для проявления творческой инициативы ребенка;

— В ходе реализации событийного подхода могут быть использованы различные образовательные технологии, такие как: проектно-исследовательская деятельность, технологии здоровьесбережения и другие, что значительно расширяет возможности осуществления педагогической поддержки и насыщенности планирования интересными мероприятиями. План, построенный с учетом событийного подхода, может включать в себя до 3-х различных технологий, которые интегрируются друг с другом и позволяют всем участникам образовательного процесса, а в первую очередь детям, наиболее ярко и активно участвовать в событии.

Итак, событийный подход к организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста имеет ряд преимуществ: ребенок не только активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, при этом используя различные формы коммуникации, но также, у него активизируется двигательная и познавательная деятельность, формируются элементы субъективной позиции в обучении, что соответствует принципу индивидуализации. В планировании педагогом мероприятий физкультурно-оздоровительной работы значительно возрастает возможность предоставления воспитаннику свободы выбора, создания условий и возможности для проявления детской инициативы и творчества, не нарушая при этом сложившегося двигательного режима возрастной группы.

Литература:

  1. Бичева И. Б., Казначеева С. Н., Данилова Е. Г., Купаева О. Е., Степанова М. Ф. Образовательное событие как современная технология образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. — 2021 — № 5
  2. Волошина Л. Н., Кондаков В. Л., Галимская О. Г. Проблемы регулирования двигательной активности дошкольников: позиция педагогов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2020. — т 5. — № 1
  3. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (издание шестое) ФГОС. Под Ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021, 368с.
  4. Свирская Л. В. Образовательное событие // Практика управления ДОУ № 2 (61), 2019г.
  5. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под Ред. Н. Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. Выпуск № 1 (43), 2010г.
Основные термины (генерируются автоматически): событийный подход, ребенок, умение, физкультурно-оздоровительная работа, координация движений, двигательная деятельность, задача, опорно-двигательный аппарат, правильная осанка, физическое развитие.


Похожие статьи

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Опыт сценарного развития оздоровительной работы (в рамках реализации программы по обучению плаванию в ДОУ «Юные пловцы»)

В статье представлен опыт реализации сценарного планирования оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены различные компоненты программы по оздоровлению детей дошкольного возраста, перечислены методы обучения дошкольник...

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...

Инновационные технологии работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт коррекционной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей инвалидов в рамках функционирования консультационного центра на базе дошкольной организации. Авторами статьи представлена од...

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка

Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...

Коррекционно-логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях дистанционного обучения

В статье рассматривается концепция коррекционно-логопедического сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях дистанционного обучения. Подробно раскрыты ключевые условия организации дистанционных логопедических занятий: организаци...

Формирование представлений о правилах пожарной безопасности у детей 4–5 лет в процессе проектной деятельности

Статья посвящена изучению актуальной проблемы дошкольной педагогики на современном этапе — использованию проектной деятельности в формировании представлений у детей 4–5 лет о правилах пожарной безопасности. Анализ и обобщение подходов и концепций к и...

Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ

В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

Похожие статьи

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Опыт сценарного развития оздоровительной работы (в рамках реализации программы по обучению плаванию в ДОУ «Юные пловцы»)

В статье представлен опыт реализации сценарного планирования оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены различные компоненты программы по оздоровлению детей дошкольного возраста, перечислены методы обучения дошкольник...

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...

Инновационные технологии работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт коррекционной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей инвалидов в рамках функционирования консультационного центра на базе дошкольной организации. Авторами статьи представлена од...

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка

Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...

Коррекционно-логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях дистанционного обучения

В статье рассматривается концепция коррекционно-логопедического сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях дистанционного обучения. Подробно раскрыты ключевые условия организации дистанционных логопедических занятий: организаци...

Формирование представлений о правилах пожарной безопасности у детей 4–5 лет в процессе проектной деятельности

Статья посвящена изучению актуальной проблемы дошкольной педагогики на современном этапе — использованию проектной деятельности в формировании представлений у детей 4–5 лет о правилах пожарной безопасности. Анализ и обобщение подходов и концепций к и...

Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ

В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

Задать вопрос