Театрализованная игра как средство формирования у детей дошкольного возраста знаний о животных | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ковалева, И. В. Театрализованная игра как средство формирования у детей дошкольного возраста знаний о животных / И. В. Ковалева, Н. Ю. Корнилаева, А. В. Черемисинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89154/ (дата обращения: 24.04.2024).



Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Ключевые слова: дошкольный возраст, экология, экологическое воспитание дошкольников, экологическая культура.

Дошкольный возраст — это время, когда закладываются самые глубокие знания окружающего мира, это начальный этап ценностной ориентации в окружающем мире. Именно на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, об отношении человека к животному миру, т. е. у него формируются первоосновы экологической культуры. Но возможно это только при условии, когда взрослые открывают разнообразный мир природы, знакомят с животным миром и помогают ребенку общаться с этим миром.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников. В соответствии с ФГОС на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребностей к активной созидательной деятельности.

Необходимо переосмыслить и продумать в соответствии с новым утвержденным стандартом содержание образовательной деятельности. Изменилась система работы экологического воспитания. Она требует обновленных подходов, методов и приемов, направленных на освоение основ экологической культуры.

Использование театрализованных игр в формировании у детей знаний о животных, дают возможность не только предоставить детям информацию, но и активно вовлекать их в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально ориентированного подхода к обучению.

На современном этапе наиболее актуальным становится проблема экологического воспитания подрастающего поколения. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта экологических и биологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты. Каждое новое десятилетие приносит человечеству все новые доказательства обострения противоречий во взаимодействии общества и природы. Истощаются и качественно ухудшаются водные ресурсы, продолжается массовое обезлесение и опустынивание многих территорий Земли. Сократился генофонд планеты, загрязняется мировой океан и сокращается в нем жизнь.

В процессе хозяйственной деятельности человек внес неблагоприятные изменения в мир животных (прямое истребление, разрушение мест их обитания, загрязнение среды). [5]

Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, учёные пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы — научно-обоснованному и гуманистически ориентированному, человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Такой переход возможен только при условии формирования новой, гуманистической направленности человека к природе.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития, что породило новое направление в образовании — экологическое.

Экология (от греч. oikos дом жилище, местопребывание и ...логия), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен в 1866 немецким биологом Э. Геккелем. [2].

Экологическое воспитание дошкольников — чрезвычайно важная проблема настоящего, актуальность которой диктуется современными условиями. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас [1].

Экологическое образование дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций (Н. А. Рыжова)[9].

Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности (В. А. Ясвин) [10].

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях и методических работах А. А. Быстрова,,А. М. Степанова, Э. И. Залкинда, Е. И. Волкова [1, 4].

Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой [1,2,5].

Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, М. В. Лучич) [3,6].

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы (С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) [5,7,8,10]. В исследованиях, посвящённых живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

Ученые-педагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А. М. Галеева, С. Н. Глазачев и др.) [4] обращают внимание на тот факт, что экологическое, образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности.

В педагогическом процессе дошкольного учреждения используются разнообразные методы и формы экологического воспитания детей. Но игровая деятельность занимает ведущую роль в обучении детей дошкольного возраста. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе образовательной деятельности и повседневной жизни. [5] Посредством игры происходит более эффективное усвоение знаний. Для создания положительных эмоций в эколого-театрализованной деятельности детей ознакомили с театром ладошек «экохенд-артом».

Боди-арт (англ. body art — «искусство тела») — одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Композиции боди-арта разыгрываются прямо перед зрителем или записываются для последующей демонстрации в выставочных залах.

Экохенд-арт — это искусство рисования на руках. Подразумевает «прорисовку на руке экологического образа и действие в соответствии с принятым образом». Автор — итальянский художник Гвидо Даниэли, иллюстратор, работает в стиле боди-арта, создает театральные и телевизионные декорации, пишет фрески, иллюстрирует книги. Автор называет своих питомцев «Handimais» — руки-звери. Как известно, театр ручных теней Даниэле совместил с живописью, тем самым положив начало новому направлению в современном искусстве — боди-арт. Роспись рук в животное с детьми — это направление в росписи привлекает своей волшебной и реалистичной красотой. А в самом театре теней можно играючи развивать ребенка, развить воображение, усидчивость, а также расширить знания о животном мире.

Литература:

  1. Альманах экологического образования и просвещения. Т.II.: Материалы Всероссийского Форума с международным участием «Экологическое образование — на пути к инновациям и энергосбережению». — Ярославль: Изд. 2011.-230с.
  2. Большой энциклопедический словарь/ под редакцией. Я. Гершович.-М.:АСТ,2001.-800с.
  3. Волкова, Е. И. Воспитание экологического сознания: роскошь или жизненная потребность? / Е. Волкова // Здоровье детей. — 2005. –№ 18. — с. 26–28.
  4. Глазачев, С. Н. Экологическая культура учителя / С. Н. Глазачев. — М.: Современный писатель,1998.-201с.
  5. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — СПб.: «Детство-пресс», 2003.-319 с.
  6. Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педучилищ по специальности «Дошкольное образование/Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — СПб.: «Детство-пресс», 2003.-319 с.
  7. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения. — М.: Просвещение, 2002.- 144 с.
  8. Николаева С. Н. Юный эколог. М., Изд. «Мозаика синтез». 2004.-56с.
  9. Первин С. П. Дети, компьютеры и коммуникации //Информатика и образование. –1994. -№ 4.
  10. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. центр «Карапуз».-2001.-43 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, природа, дошкольный возраст, животный мир, образовательная деятельность, окружающая среда, дошкольное образование, условие формирования, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников.


Похожие статьи

Особенности формирования экологической культуры...

Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда...

Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале...

Мы считаем, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной и обуславливает выбор темы опыта: «Воспитание экологической культуры в ДОУ». Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в...

Экологическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Составные экологической культуры личности дошкольников — это элементарные знания о природе

Таким образом, экологическое образование и формирование у детей старшего

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности.

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

 Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО конкретизируется образовательной областью «Познание» и на сегодняшний момент становится одним из приоритетных направлений педагогических изысканий, так как дошкольный возраст — это...

Подходы к экологическому образованию дошкольников...

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на нее...

Экологическое воспитание как одно из современных...

Экологическое воспитание дошкольника — это процесс, который направлен на формирование экологической культуры, проявляется в положительном отношении к природе. Ребенок должен ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде...

Экологическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Экологическое воспитание — это формирование осознанного и правильного отношения к природе и всему её многообразию, которое нужно начинать с малого возраста. Это отношение к себе, как к маленькой частице окружающего мира, взаимодействие с самой природой.

Формирование экологической культуры детей раннего возраста

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.Москва, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, животное, знание, детский сад, дошкольное детство, животный мир, неживая природа...

Формирование основ экологической культуры у детей...

экологическое воспитание, экологическая культура должны быть базовой потребностью и

Модель формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в...

Обучение и воспитание экологической культуре детей...

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности.

1) воспитание у дошкольников норм отношения к природной среде, экологической

2) создание условий для формирования представлений об окружающем мире у дошкольников

Похожие статьи

Особенности формирования экологической культуры...

Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда...

Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале...

Мы считаем, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной и обуславливает выбор темы опыта: «Воспитание экологической культуры в ДОУ». Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в...

Экологическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Составные экологической культуры личности дошкольников — это элементарные знания о природе

Таким образом, экологическое образование и формирование у детей старшего

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности.

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

 Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО конкретизируется образовательной областью «Познание» и на сегодняшний момент становится одним из приоритетных направлений педагогических изысканий, так как дошкольный возраст — это...

Подходы к экологическому образованию дошкольников...

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на нее...

Экологическое воспитание как одно из современных...

Экологическое воспитание дошкольника — это процесс, который направлен на формирование экологической культуры, проявляется в положительном отношении к природе. Ребенок должен ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде...

Экологическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Экологическое воспитание — это формирование осознанного и правильного отношения к природе и всему её многообразию, которое нужно начинать с малого возраста. Это отношение к себе, как к маленькой частице окружающего мира, взаимодействие с самой природой.

Формирование экологической культуры детей раннего возраста

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.Москва, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, животное, знание, детский сад, дошкольное детство, животный мир, неживая природа...

Формирование основ экологической культуры у детей...

экологическое воспитание, экологическая культура должны быть базовой потребностью и

Модель формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в...

Обучение и воспитание экологической культуре детей...

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности.

1) воспитание у дошкольников норм отношения к природной среде, экологической

2) создание условий для формирования представлений об окружающем мире у дошкольников

Задать вопрос