В статье рассматривается вопрос о возможности повышения уровня конкурентоспособности компании с помощью использования новейших цифровых технологий продвижения. В комплексе рассмотрены ключевые факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность торговой марки или бренда.
Ключевые слова: digital-коммуникации, инструменты интернет-коммуникация, цифровые технологии продвижения, конкурентоспособность компании, продвижение продукции.
Каждая компания, представленная на рынке, будь он региональным или мировым, преследуют чёткую цель: повысить свою конкурентоспособность, стать лидером на соответствующим рынке и, разумеется, повысить свои доходы. Только востребованные российские производители товаров и услуг могут вывести экономику страны из стагнации. Для России этот вопрос актуален, так как помимо обострения конкурентной борьбы внутри страны, такая же тенденция сохраняется и на внешнем рынке.
Этап развития современной мировой экономики характеризуется следующими направлениями:
1) быстрый рост количества рынков, где конкуренция наиболее ожесточенная;
2) усугубляется не только ценовая, но и неценовая конкуренция, которая строится на продуманной маркетинговой стратегии.
Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка товара, последующее техническое обслуживание и реклама.
Для начала разберемся, что представляет собой понятие «конкурентоспособность компании», чтобы правильно подобрать инструменты для повышения её уровня.
В научной литературе можно рассмотреть это понятие с нескольких точек зрения:
- Определения конкурентоспособности организации, характеризующие внутреннюю и внешнюю деятельность фирмы, без упоминания товара. Ю. А. Поляничкин определяет конкурентоспособность предприятия как действие комплекса факторов внешней и внутренней среды его жизнедеятельности [2, стр. 37].
- Определения, базирующиеся только на товарной составляющей конкурентоспособности. Фатхутдинов Р. А. отмечает, что конкурентоспособность организации — это ее способность производить конкурентоспособный товар или услугу.
В последнее время наметилась тенденция в определении понятия «конкурентоспособность предприятия» как действие комплекса факторов.
Наиболее полным является, на мой взгляд, определение конкурентоспособности организации, данное А. Л. Карповым и Х. А. Фасхиевым. Так, конкурентоспособность предприятия — это оцененное субъектами внешней среды его превосходство на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный момент, достигнутое без ущерба окружающим, определяемое конкурентоспособностью его конкретных товаров и уровнем конкурентного потенциала, характеризующего способность в настоящем и будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары (услуги), превосходящие по критерию цена/качество аналоги.
На конкурентоспособность компании большое влияние оказывают разнообразные факторы. Это и качество продукции, затраты на её приобретение и эксплуатацию, уровень развития сервиса. Одним из таких немаловажных факторов является уровень продвижения организации или её продукции. Продвижение позволяет наладить коммуникации с потенциальными и реальными потребителями, способствует поддержанию интереса к производимой предприятием продукции, увеличению спроса на продукцию, росту объема продаж, а, следовательно, и повышению её конкурентоспособности на рынке.
В условиях современного развития технологий российским производителям уже недостаточно использовать только традиционные методы продвижения, так как статика может отбросить компанию или корпорацию далеко назад [5, стр. 17]. В связи с этим предприятия вынуждены обращать пристальное внимание на новые формы, методы и каналы продвижения в digital-сфере, что и исследует digital-маркетинг.
Можно сказать, что digital-маркетинг — это направление маркетинга, которое подразумевает продвижение услуг и товаров с помощью цифровых технологий, применяемых на всех этапах взаимодействия с потребителями [1, стр. 113].
Цифровой маркетинг в отличие от интернет-маркетинга применяет не только онлайн-сферу, но и оффлайн-каналы. В качестве оффлайн-каналов используются POS-терминалы, электронные гаджеты.
Рассмотрим основным инструменты digital –маркетинга [3, стр. 178]:
Создание контента . Это основополагающая деятельность любой компании в интернете, которая сводится к наполнению медийного пространства информацией разного рода, например, статьи, фотографии, видео для привлечения и вовлечения целевой аудитории, которая впоследствии сможет купить продукт или услугу, то есть выполнить свое целевое действие.
SMM-продвижение . Это привлечение аудитории к товару или услугу с помощью социальных сетей, которые используют для продвижения торговой марки или бренда. Самыми популярными социальными сетями в России являются VK, Instagram, Facebook, Одноклассники и Twitter. Многие компании предпочитают продвигать себя в каждой соц.сети, так как их аудитория часто не совпадают, что позволяет охватить наиболее широкий слой целевой аудитории.
SEO-продвижение . Требует работу как с технической частью сайта (оптимизация сайта, работа с HTML, ссылками и UTM-метками), так и с его контентом, который должен повышать рейтинг сайта в поисковой выдаче по определённым запросам потребителей. Это сложный в настройке инструмент продвижения, требующий внутреннюю и внешнюю настройку сайта, с целью выведения его на лидирующие позиции и последующей монетизацией (с помощью продаж).
Контекстная реклама . Существуют два вида контекстной рекламы: на поиске и в сетях. Из сходства можно отметить, что оба вида контекстной рекламы размещается в сервисах двух крупнейших поисковых систем Рунета — Яндекса и Google. Сервис Яндекса называется Яндекс.Директ, сервис Google — Google Реклама или Google Ads. Реклама может показываться как на страницах c результатами выдачи, так и на сайтах-партнёрах поисковых систем. Каждый поисковик имеет свою партнёрскую сеть сайтов, у Яндекса — РСЯ (Рекламная сеть Яндекса), у Google — КМС (Контекстно-медийная сеть).
Таргетированная реклама. Таргетинг — рекламный механизм, позволяющий выделить из всей имеющейся аудитории только ту часть, которая удовлетворяет заданным критериям (целевую аудиторию), и показать рекламу именно ей. Позволяет не только работать с существующим спросом, но и формировать его у аудитории.
Нативная реклама. Нативный материал — это полноценный контент, имеющий все характеристики платформы, где он размещается. В соцсети — интересный пост, на блоге — статья, на видеохостинге — ролик. Нативная реклама по своей идеи не должна вызывать у пользователей отторжения, эффекта баннерной слепоты. Такую рекламу можно обнаружить по меткам «спонсорский пост» или «на правах рекламы».
Landing-страница . Лендинг — это любая страница, которая призывает пользователя выполнить какое-то одно целевое действие. Например, подписаться на рассылку, оставить свои данные, купить какой-то товар или заказать услугу. В отличие от обычного сайта на лендинге пользователю предлагается выполнить какое-то одно действие, то есть лендинг рассчитан на более узкую аудитории, чем сайт компании, на который пользователи могут заходить с разными целями.
Email-маркетинг. Еще одним бесплатным и действенным инструментом digital-маркетинга являются e-mail рассылки, которые могут не только привлекать клиентов, но и повышать лояльность к компании. С помощью рассылок можно построить доверительные отношения с аудиторией, что поспособствует сокращению цикла покупки.
Вирусная реклама. Вирусная реклама должна не только предоставлять пользователям информацию о продвигаемых на рынке продуктах или услугах, но и содержать в себе контент, который заинтересует целевую аудиторию и приведет к быстрому росту количества репостов. Когда бренд и оригинальная идея сливаются воедино, достигается максимальный эффект.
К этому моменту были описаны основные инструменты, которые наиболее популярные на сегодняшний день в digital-индустрии. Нельзя говорить, что какой-то инструмент лучше или хуже, у каждого есть свои плюсы и минусы. Самое главное — определить какой набор инструментов будет наиболее эффективным для конкретной компании [4, стр. 289]. Нужно тестировать и пробовать, выбирать наиболее оптимальные способы продвижения определенного продукта, так как использование только одного инструмента не принесет серьезного результата.
Интернет доказал свою высокую эффективность, как средства коммуникации, и высокий потенциал построенного на его основе глобального электронного рынка. Опыт компаний, либо пытающихся использовать Интернет, как дополнение своего традиционного бизнеса, либо изначально построивших свой бизнес в Интернете, подтвердил важность и необходимость учета и использования всего существующего опыта по ведению коммерческой деятельности и использованию принципов маркетинга в своей деятельности.
Литература:
- Голубкова Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Голубкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 363 с.
- Карпов А. Л. Конкурентоспособность: тактика и стратегия предприятия / А. Л. Карпов. — Иркутск: ОмГУ. — 2016. — 180 с
- Музыкант В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг: учебник и практикум для вузов / В. Л. Музыкант. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 475 с.
- Селиверстов А. С. Digital-маркетинг: что это такое? / А. С. Селиверстов, Д. Е. Митрофанов, А. А. Буцкая — Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 289–291. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39450/ (дата обращения: 11.01.2022).
- Хуссейн И. Д. Цифровые маркетинговые коммуникации: учебное пособие для вузов / И. Д. Хуссейн. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 68 с.