Метод проектов как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 01.03.2022

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Карпенко, Е. А. Метод проектов как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста / Е. А. Карпенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89148/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматривается значимость использования метода проектов как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Автором разработан и представлен проект по формированию элементарных математических представлений, который будет актуален и может реализоваться коллегами в практике работы ДОУ.

Ключевые слова: метод проектов, познавательная активность, формирование элементарных математических представлений, дидактические игры и упражнения.

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование математических представлений.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным .

Полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их — обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

В связи с этим нас заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр через проектную деятельность.

Вашему вниманию представляю игровой, среднесрочный (1 месяц) проект «Математика в гостях у ребят» для средней группы

Цель нашего проекта:развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения с математическим содержанием.

Сформулированы для детей следующие задачи проекта:

– Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр и упражнений математического содержания.

– Разработать перспективный план по использованию дидактических игр в образовательной деятельности и режимных моментах.

– Сделать подборку дидактических игр для развития математических представлений у дошкольников.

Для достижения поставленной цели и наиболее эффективных результатов в ходе реализации проекта использовались различные дидактические средства обучения и воспитания: печатные; аудио -,видео материалы, — наглядные плоскостные;- демонстрационный, также в ходе проекта использовалось большое количество дидактических игр: как словесных, так игр с предметами и настольно-печатных.

В ходе реализации проекта, который затрагивал все основные виды детской деятельности, было оптимально подобрано ресурсное обеспечение.

Что касается психолого-педагогических условий, то в ходе реализации проекта были использованы формы и методы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, а также интересов и возможностей каждого ребёнка.

Проект реализовывался на трех этапах:

На подготовительном этапе мы создали условия, стимулирующие активность детей и родителей для участия в проведении данного проекта. Нами составлен план работы и подобрано методическое обеспечение, вместе с родителями изготовлены дидактические игры. Подготовлен изобразительный материал для продуктивной деятельности. В группе созданы условия для совместной и самостоятельной деятельности детей с дидактическими играми математического содержания.

В практической части проекта вся деятельность представлена в пяти образовательных областях. В ходе проекта дети проявляли инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, активно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми.

Физическое развитие происходило через игры разной активности и закаливание (математического содержания) — формировали ориентировку в пространстве, упражнялись в порядковом и количественном счете. (п/и «Найди своё место», «Найди свой домик» и др.)

Развивались коммуникативные способности через беседу «Для чего нужна математика»; совместное занятие с родителями и детьми «Путешествие в страну Математики»; наблюдения на участке за предметами ближайшего окружения: «Сосчитай-ка», «Сравни», «Чего больше».

Художественно-эстетическое развитие шло через продуктивные виды деятельности: аппликацию «Укрась салфетку», рисование «Красивая салфетка», работу с бисером «Собери паучка» — дети закрепляли умение ориентироваться в пространстве на листе бумаги, упражнялись в счете.

Также дети развивали речь через дидактические игры «Помоги героям сказок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» закрепляли полученные знания по теме, а также обогащали активный и пассивный словарь. Развивали связную речь.

Образовательная область по Познавательному развитию помогла еще больше развить любознательность у детей через игры: «Весёлые фигуры», «Больше — меньше», «Подбери по форме», «Всё для счёта», «Весёлая логика», «Цифры», «Сосчитай — сравни», «Собери малину» и «Тренажёр для развития пространственных представлений».

На заключительном этапе. Организована выставка дидактических игр. Проведено итоговое занятие «Поможем пчелке» с целью закрепить полученные знания, а также создания положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения друг с другом. На педагогическом совете прошла презентация проекта. Подводя итог, необходимо отметить, что метод проектов позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивает творческое мышление, память, внимание, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Так как все дошкольное детство строится на игре, то широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития. Необходимо помнить, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Для нас данная тема остается актуальна и перспективе разработать проекты по старшему дошкольному возрасту и методические рекомендации для коллег ДОУ.

Литература:

  1. Ерофеева Т. И. «Математика для дошкольников». — М.: Просвещение 1992 г.
  2. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка». Математика для детей 4–5 лет.
  3. Козина Л. Ю. «Игры для дошкольников по математике». — Москва 2008 г.
  4. Кутецкий В. А. «Психология математических способностей дошкольников» — Москва-Кноус 2005 г.
  5. Математика от трёх до семи / учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. — М.: 2001 г.
  6. Метлина Л. С. «Математика в детском саду». — М.: Просвещение 1984 г.
  7. Новикова В. П. «Математические игры в детском саду». — Москва Мозаика- Синтез 2011 г.
  8. Петрова, М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике». — М.: 1996 г.
  9. Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений». — Москва. Мозаика-Синтез 2016 г.
  10. Смоленцева, А. А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием». — М.: Просвещение, 1987 г.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, математическое содержание, ребенок, представление, дошкольное образование, дошкольный возраст, знание, метод проектов, ходя проекта, ходя реализации проекта.


Похожие статьи

Особенности использования проектной методики в процессе...

Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают...

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание...

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании...

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников через метод проектов.

Реализация проекта осуществляется в ходе всех режимных моментов, через разные формы совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Проектная деятельность в дошкольном образовании

Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более

Проектный метод в дошкольном образовании. Автор: Воронина Екатерина Владиславовна.

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное...

Формирование математических представлений у детей...

Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ΧVΙΙ — ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования...

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях...

С целью реализации мероприятий проекта в детском саду провели конкурс зимних спортивных игр «Сам играй и друга приглашай!».

Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире...

Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале...

Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной...

Проектная деятельность как современная технология развития...

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное образование, мой взгляд, самостоятельная

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад...

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное...

Образование— деятельность, связанная с поиском и обретением конкретным человеком своего «человеческого образа», требующая от него не

Внедрение метода проектов в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством...

Похожие статьи

Особенности использования проектной методики в процессе...

Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают...

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание...

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании...

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников через метод проектов.

Реализация проекта осуществляется в ходе всех режимных моментов, через разные формы совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Проектная деятельность в дошкольном образовании

Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более

Проектный метод в дошкольном образовании. Автор: Воронина Екатерина Владиславовна.

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное...

Формирование математических представлений у детей...

Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ΧVΙΙ — ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования...

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях...

С целью реализации мероприятий проекта в детском саду провели конкурс зимних спортивных игр «Сам играй и друга приглашай!».

Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире...

Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале...

Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной...

Проектная деятельность как современная технология развития...

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное образование, мой взгляд, самостоятельная

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад...

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное...

Образование— деятельность, связанная с поиском и обретением конкретным человеком своего «человеческого образа», требующая от него не

Внедрение метода проектов в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством...

Задать вопрос