Роль тьютора в развитии вербальной коммуникации ученика с расстройствами аутистического спектра в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 24.02.2022

Статья просмотрена: 251 раз

Библиографическое описание:

Петренко, Н. В. Роль тьютора в развитии вербальной коммуникации ученика с расстройствами аутистического спектра в начальной школе / Н. В. Петренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89072/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассматриваются роль тьютора в развитии вербальной коммуникации ученика с расстройствами аутистического спектра, тьюторское сопровождение, отмечается важность работы тьютора на этапе начального общего образования.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, расстройства аутистического спектра, вербальная коммуникация.

На сегодняшний день проблемы обучения и тьюторского сопровождения учеников с расстройствами аутистического спектра (РАС) в начальной школе остаются актуальными.

В связи с тем, что тьюторы и тьюторское сопровождение в общеобразовательных учреждениях появились сравнительно недавно, существуют проблемы в функционировании и реализации данного процесса. Трудность заключается в отсутствии определенно точного алгоритма действий: тьюторы и педагоги в некоторых ситуациях действуют скорее интуитивно, поскольку поведение детей с РАС зачастую бывает непредсказуемым, вследствие этого возникающие проблемы требуют нового решения.

В процессе адаптационного периода, который определяется психофизиологическими особенностями и потребностями ученика с РАС и длится дольше, чем у его одноклассников, очень важна поддержка такого специалиста как тьютор.

В своей работе В. Н. Феофанов акцентирует внимание на помощи по социализации и адаптации ученику с РАС в обществе, в силу неразвитости у него в отличии от сверстников социально бытовых, коммуникативных, речевых навыков [4]. Л. С. Выгодский рассматривает развитие вербальной коммуникации у детей в сочетании с развитием мышления, где развитие мышления и речи у ребёнка взаимосвязаны [1].

Следовательно, при расстройствах аутистического спектра происходит нарушение коммуникации (вербальной и невербальной), мышления, эмоционально-волевой сферы, нарушается процесс социализации. Ученику сложно привыкнуть к незнакомой и новой для него школьной обстановке, новым педагогам, одноклассникам.

О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг рассматривают вопросы связанные с уменьшением тревоги, растерянности, которое проявляется у ребёнка с особенностями развития, при посещении урока, дают рекомендации специалистам о том, как помочь такому ученику спланировать занятие, а потом переключиться на другое, как вести себя на перемене. Так же рассматриваются вопросы об организации школьного пространства для такого ученика, из-за возможного психического переутомления и физического истощения при неправильно подобранной для него образовательной нагрузке. Любая неудача может спровоцировать у ученика регресс в образовательном процессе. Авторы указывают на возможность использования непроизвольного обучения, лучше если это обучение будет проходить в игровой форме [2]

Поэтому работа тьютора прежде всего должна быть направлена на развитие ученика, составление для него технологической карты, которая обеспечивает эффективное взаимодействие в рамках индивидуального образовательного маршрута.

В процессе тьюторского сопровождения, происходит адаптация учебного процесса, тьютор помогает ученику сориентироваться в последовательности необходимых действий при работе в тетради, учит повторять адаптированные для него инструкции учителя, реализовывать личностный потенциал в образовании, общаться, выражать свои мысли.

А. В. Хаустов предлагает развивать коммуникативные навыки, в том числе навык вербальной коммуникации у ученика с РАС, с помощью игр, упражнений на развитие речи, беседы [5].

Поэтому разнообразные упражнения, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, комментирование изображений на картинках, работа с бланками, карточками, альтернативной коммуникацией могут использоваться в рамках тьюторского сопровождения с целью формирования у ученика с РАС навыков вербальной коммуникации: умения комментировать, отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о своих чувствах, для формирования диалогов с одноклассниками и учителями.

При работе с учеником, владеющим речью и навыком чтения, можно использовать метод беседы, с целью дальнейшего формирования диалоговых навыков (чтение по ролям). Для ученика, который плохо владеет речевыми навыками и навыками чтения, можно использовать устные подсказки или подсказки в виде картинок.

Т. Ю. Сунько указывает, что обучающийся с РАС в силу своих речевых особенностей не может полноценно общаться со своими сверстниками [3]. Соответственно для обеспечения полноценного общения ученика с РАС со своими одноклассниками и учителями, а также способности выражать свои мысли, роль тьютора состоит в развитие у него навыков вербальной коммуникации с помощью тьюторских технологий. Эти технологии должны быть взаимосвязаны между собой и представлять совокупность последовательных этапов, определенную систему познавательного развития обучающегося с РАС.

Рассмотрим более подробно этапы работы тьютора направленные на развитие вербальной коммуникации ученика с РАС.

Диагностический этап состоит в подготовке материалов для диагностического исследования, проведение диагностики ученика.

На проектировочном этапе тьютор разрабатывает программу индивидуального образовательного маршрута, формирует задачи, составляет план работы с учеником.

Реализационный этап предусматривает фиксацию динамики речевого развития ученика, при необходимости внесение корректив в индивидуальный образовательный маршрут.

Аналитический этап предусматривает рефлексию позитивного опыта и затруднений в процессе тьюторского сопровождения.

Поддерживающий этап направлен на мотивацию ученика к дальнейшей деятельности по развитию речевых навыков, постановка новых целей и задач.

Таким образом, этапы работы тьютора будут направлены на изучение уровня сформированности навыков развития вербальной коммуникации у ученика, составление индивидуальной программы развития, формирование навыков учебной деятельности, развитие вербальной коммуникации, предоставление информации родителям обучающегося, консультирование родителей и педагогов, изучение эффективности тьюторского сопровождения, изучение и использование мотивационных факторов, адаптирование среды, учебных и дидактических материалов для обучающегося с РАС.

Очень важным моментом в работе тьютора является необходимость систематического контроля за развитием вербальной коммуникации у ученика с РАС в начальной школе, это позволяет своевременно обнаружить нарушения в его речевом развитии и организовать коррекционную работу по компенсации и предупреждению дальнейших отклонений в развитии, скорректировать индивидуальный образовательный маршрут.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Изд-во Лабиринт 2012. — 352 с.
  2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М.: Теревинф 2016. — с. 195.
  3. Сунько Т. Ю. Механизмы формирования коммуникативного поведения в работе с обучающимися при расстройствах аутистического спектра: журнал аутизм и нарушения развития. — М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ 2017. — с. 45.
  4. Феофанов В. Н. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции, 28–30 ноября 2018 г., Москва / Под общ. ред. А. В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018 г. с. 28–30.
  5. Хаустов А. В. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра: журнал аутизм и нарушения развития. — М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ 2012. — с. 36.
Основные термины (генерируются автоматически): вербальная коммуникация, индивидуальный образовательный маршрут, РАСА, ученик, развитие, вербальная коммуникация ученика, навык чтения, начальная школа, развитие мышления, этап работы.


Похожие статьи

Коммуникативное развитие младших школьников

Итак, коммуникативное развитие младших школьников как необходимая и важная часть образовательного процесса представляет собой комплекс адресной, упорядоченной педагогической работы. Она включает в себя передачу предметных знаний, знаний об...

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через

формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков...

Конспект непосредственно коррекционно-образовательной...

Форма работы: индивидуальная работа.

Дидактическая цель:развитие навыков анализа и синтеза через нахождение общих черт, объединяющих с другими людьми.

Работа закипела. – Проведение работы с текстом. Дидактическая цель: развитие навыков понимания и анализа...

Формирование коммуникативных умений обучающихся...

Шай, Ю. В. Формирование коммуникативных умений обучающихся начальных классов / Ю. В. Шай.

 В статье описаны теоретические аспекты развития коммуникативных способностей

Выделены коммуникативные умения и навыки, формируемые в процессе работы над текстом...

Формирование вербально-коммуникативных умений...

Формирование вербально-коммуникативных умений у дошкольников в домашних условиях. Преемственность в работе ДОУ и школы.

Собрание для родителей будущих первоклассников на тему: «Фундамент формирования вербально-коммуникативных умений у дошкольников в...

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

Важнейшим умением учеников младших классов является умение задавать вопросы, в том числе то, которые ученики

Использовались индивидуальные, групповые и парные формы работы. Одним из эффективных средств включения детей в коммуникативную деятельность...

Психолого-педагогические основы процесса формирования...

Развитие речи невозможно без формирования речевых умений.

Речь развивается благодаря развитию мышления и понимания младших школьников.

Однако исследование произносительных навыков речи младших школьников показывает, что у большей части...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

В развитии речи младших школьников важную роль играет изложение. Оно обогащает словарный запас, развивает навык самостоятельной

Хочется подробнее остановиться на следующих приёмах работы направленных на развитие речи учащихся в начальной школе.

Развитие навыка грамотного чтения у школьников

Одна из важнейших задач начальной школыформирование у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования, и главным образом, возможность усвоения предметов...

Похожие статьи

Коммуникативное развитие младших школьников

Итак, коммуникативное развитие младших школьников как необходимая и важная часть образовательного процесса представляет собой комплекс адресной, упорядоченной педагогической работы. Она включает в себя передачу предметных знаний, знаний об...

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через

формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков...

Конспект непосредственно коррекционно-образовательной...

Форма работы: индивидуальная работа.

Дидактическая цель:развитие навыков анализа и синтеза через нахождение общих черт, объединяющих с другими людьми.

Работа закипела. – Проведение работы с текстом. Дидактическая цель: развитие навыков понимания и анализа...

Формирование коммуникативных умений обучающихся...

Шай, Ю. В. Формирование коммуникативных умений обучающихся начальных классов / Ю. В. Шай.

 В статье описаны теоретические аспекты развития коммуникативных способностей

Выделены коммуникативные умения и навыки, формируемые в процессе работы над текстом...

Формирование вербально-коммуникативных умений...

Формирование вербально-коммуникативных умений у дошкольников в домашних условиях. Преемственность в работе ДОУ и школы.

Собрание для родителей будущих первоклассников на тему: «Фундамент формирования вербально-коммуникативных умений у дошкольников в...

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

Важнейшим умением учеников младших классов является умение задавать вопросы, в том числе то, которые ученики

Использовались индивидуальные, групповые и парные формы работы. Одним из эффективных средств включения детей в коммуникативную деятельность...

Психолого-педагогические основы процесса формирования...

Развитие речи невозможно без формирования речевых умений.

Речь развивается благодаря развитию мышления и понимания младших школьников.

Однако исследование произносительных навыков речи младших школьников показывает, что у большей части...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

В развитии речи младших школьников важную роль играет изложение. Оно обогащает словарный запас, развивает навык самостоятельной

Хочется подробнее остановиться на следующих приёмах работы направленных на развитие речи учащихся в начальной школе.

Развитие навыка грамотного чтения у школьников

Одна из важнейших задач начальной школыформирование у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования, и главным образом, возможность усвоения предметов...

Задать вопрос