В данной статье рассматриваются роль тьютора в развитии вербальной коммуникации ученика с расстройствами аутистического спектра, тьюторское сопровождение, отмечается важность работы тьютора на этапе начального общего образования.
Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, расстройства аутистического спектра, вербальная коммуникация.
На сегодняшний день проблемы обучения и тьюторского сопровождения учеников с расстройствами аутистического спектра (РАС) в начальной школе остаются актуальными.
В связи с тем, что тьюторы и тьюторское сопровождение в общеобразовательных учреждениях появились сравнительно недавно, существуют проблемы в функционировании и реализации данного процесса. Трудность заключается в отсутствии определенно точного алгоритма действий: тьюторы и педагоги в некоторых ситуациях действуют скорее интуитивно, поскольку поведение детей с РАС зачастую бывает непредсказуемым, вследствие этого возникающие проблемы требуют нового решения.
В процессе адаптационного периода, который определяется психофизиологическими особенностями и потребностями ученика с РАС и длится дольше, чем у его одноклассников, очень важна поддержка такого специалиста как тьютор.
В своей работе В. Н. Феофанов акцентирует внимание на помощи по социализации и адаптации ученику с РАС в обществе, в силу неразвитости у него в отличии от сверстников социально бытовых, коммуникативных, речевых навыков [4]. Л. С. Выгодский рассматривает развитие вербальной коммуникации у детей в сочетании с развитием мышления, где развитие мышления и речи у ребёнка взаимосвязаны [1].
Следовательно, при расстройствах аутистического спектра происходит нарушение коммуникации (вербальной и невербальной), мышления, эмоционально-волевой сферы, нарушается процесс социализации. Ученику сложно привыкнуть к незнакомой и новой для него школьной обстановке, новым педагогам, одноклассникам.
О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг рассматривают вопросы связанные с уменьшением тревоги, растерянности, которое проявляется у ребёнка с особенностями развития, при посещении урока, дают рекомендации специалистам о том, как помочь такому ученику спланировать занятие, а потом переключиться на другое, как вести себя на перемене. Так же рассматриваются вопросы об организации школьного пространства для такого ученика, из-за возможного психического переутомления и физического истощения при неправильно подобранной для него образовательной нагрузке. Любая неудача может спровоцировать у ученика регресс в образовательном процессе. Авторы указывают на возможность использования непроизвольного обучения, лучше если это обучение будет проходить в игровой форме [2]
Поэтому работа тьютора прежде всего должна быть направлена на развитие ученика, составление для него технологической карты, которая обеспечивает эффективное взаимодействие в рамках индивидуального образовательного маршрута.
В процессе тьюторского сопровождения, происходит адаптация учебного процесса, тьютор помогает ученику сориентироваться в последовательности необходимых действий при работе в тетради, учит повторять адаптированные для него инструкции учителя, реализовывать личностный потенциал в образовании, общаться, выражать свои мысли.
А. В. Хаустов предлагает развивать коммуникативные навыки, в том числе навык вербальной коммуникации у ученика с РАС, с помощью игр, упражнений на развитие речи, беседы [5].
Поэтому разнообразные упражнения, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, комментирование изображений на картинках, работа с бланками, карточками, альтернативной коммуникацией могут использоваться в рамках тьюторского сопровождения с целью формирования у ученика с РАС навыков вербальной коммуникации: умения комментировать, отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о своих чувствах, для формирования диалогов с одноклассниками и учителями.
При работе с учеником, владеющим речью и навыком чтения, можно использовать метод беседы, с целью дальнейшего формирования диалоговых навыков (чтение по ролям). Для ученика, который плохо владеет речевыми навыками и навыками чтения, можно использовать устные подсказки или подсказки в виде картинок.
Т. Ю. Сунько указывает, что обучающийся с РАС в силу своих речевых особенностей не может полноценно общаться со своими сверстниками [3]. Соответственно для обеспечения полноценного общения ученика с РАС со своими одноклассниками и учителями, а также способности выражать свои мысли, роль тьютора состоит в развитие у него навыков вербальной коммуникации с помощью тьюторских технологий. Эти технологии должны быть взаимосвязаны между собой и представлять совокупность последовательных этапов, определенную систему познавательного развития обучающегося с РАС.
Рассмотрим более подробно этапы работы тьютора направленные на развитие вербальной коммуникации ученика с РАС.
Диагностический этап состоит в подготовке материалов для диагностического исследования, проведение диагностики ученика.
На проектировочном этапе тьютор разрабатывает программу индивидуального образовательного маршрута, формирует задачи, составляет план работы с учеником.
Реализационный этап предусматривает фиксацию динамики речевого развития ученика, при необходимости внесение корректив в индивидуальный образовательный маршрут.
Аналитический этап предусматривает рефлексию позитивного опыта и затруднений в процессе тьюторского сопровождения.
Поддерживающий этап направлен на мотивацию ученика к дальнейшей деятельности по развитию речевых навыков, постановка новых целей и задач.
Таким образом, этапы работы тьютора будут направлены на изучение уровня сформированности навыков развития вербальной коммуникации у ученика, составление индивидуальной программы развития, формирование навыков учебной деятельности, развитие вербальной коммуникации, предоставление информации родителям обучающегося, консультирование родителей и педагогов, изучение эффективности тьюторского сопровождения, изучение и использование мотивационных факторов, адаптирование среды, учебных и дидактических материалов для обучающегося с РАС.
Очень важным моментом в работе тьютора является необходимость систематического контроля за развитием вербальной коммуникации у ученика с РАС в начальной школе, это позволяет своевременно обнаружить нарушения в его речевом развитии и организовать коррекционную работу по компенсации и предупреждению дальнейших отклонений в развитии, скорректировать индивидуальный образовательный маршрут.
Литература:
- Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Изд-во Лабиринт 2012. — 352 с.
- Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М.: Теревинф 2016. — с. 195.
- Сунько Т. Ю. Механизмы формирования коммуникативного поведения в работе с обучающимися при расстройствах аутистического спектра: журнал аутизм и нарушения развития. — М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ 2017. — с. 45.
- Феофанов В. Н. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции, 28–30 ноября 2018 г., Москва / Под общ. ред. А. В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018 г. с. 28–30.
- Хаустов А. В. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра: журнал аутизм и нарушения развития. — М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ 2012. — с. 36.