К вопросу об участии органов предварительного следствия в уголовном судопроизводстве при поддержании государственного обвинения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 27.02.2022

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Гаврильев, А. А. К вопросу об участии органов предварительного следствия в уголовном судопроизводстве при поддержании государственного обвинения / А. А. Гаврильев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/archive/403/88315/ (дата обращения: 20.04.2024).



Рассматриваются актуальные проблемы и вопросы участия прокурора в уголовном судопроизводстве в качестве государственного обвинителя. Обосновывается точки зрения о наделении органов предварительного следствия поддерживать в судах первой инстанции государственное обвинение. Статья также посвящена изучению деятельности прокурора как субъекта функции уголовного преследования, нормативному регулированию статуса и полномочий прокурора на разных стадиях уголовного преследования.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ находится в центре постоянного внимания ученых и практиков. Это обусловлено тем, что за последние 17 лет существования он неоднократно подвергался изменениям. Кроме того, многие изменения носили концептуальный характер, и процесс его совершенствования продолжается. Положительным является то, что законодатель пытается создать такой закон, который бы реально обеспечивал защиту личности в уголовном судопроизводстве, независимо от того, какой статус она имеет. Однако столь частые и большие изменения, вносимые в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, негативно отражаются на деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда. Не успев привыкнуть к одним требованиям закона, правоприменитель должен применять его по-новому, что не может не отразиться на качестве производства по уголовным делам.

Одним из главных вопросов, вызывающим множество дискуссий, является поддержание государственного обвинения в суде первой инстанции. Среди некоторых ученых ведутся научные споры о том, кому же все-таки стоит поддерживать функцию государственного обвинения в суде, исходя из предназначения и основных полномочий прокурора, а также следователя как основного субъекта уголовного преследования, чтобы в конечном итоге, суд пришел к объективному решению, при этом, не создавая каких-либо препятствий в судебном разбирательстве.

Как известно в соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре РФ» прокурор осуществляет уголовное преследование в суде, а также выступает в качестве государственного обвинителя [1, 4472].

Прокурор — один из главных субъектов функции уголовного преследования и его неотъемлемое звено. Нормативное закрепление статуса и полномочий прокурора отображаются в ч. 1 ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, где прокурору, как субъекту уголовного преследования, поручается выполнение этой функции по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, которая реализуется от государственного имени [2, 4921]. Базовый признак этой функции — ее реализация и в судебном разбирательстве, и в досудебном производстве. Анализируя действующее законодательство, формируется суждение о том, что прокурор фактически реализует три функции: надзорную, следственную и обвинительную. Подтверждением такой точки зрения является то, что прокурор напрямую участвует в расследовании правонарушений на стадии досудебного расследования. Преимущественно это отображается на стадии предварительного расследования в формах дознания и на стадии судебного судопроизводства в поддержке обвинения от имени государства.

Указанное обстоятельство приводит к выводу, что одновременно прокурор исполняет и уголовное преследование, и участвует со стороны обвинения как субъект уголовного преследования в судебном производстве. Для корректного понимания рассматриваемой темы, нужно подвергнуть анализу соотношение понятий «уголовное преследование», «обвинение», а также «надзор».

Согласно пункту 6 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ «под государственным обвинителем понимается поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры», а в пункте 22 «под обвинением понимается утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном настоящим Кодексом. Под уголовным преследованием понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Исходя из первой формулировки, прокурор — единственный субъект, который вправе осуществлять обговариваемую функцию в судебном следствии. В то же время уголовное преследование может реализовываться как органами дознания, так и органами предварительного следствия.

Суть функции уголовного преследования отображается в изобличения лица, совершившего преступление. То есть, устанавливается конкретный человек, которому в дальнейшем выдвигается подозрение, что в результате приобретает обвинительную форму.

Как одно из основополагающих уголовно-процессуальных понятий «обвинение» связано с сущностью, природой уголовного судопроизводства и соответственно выступает в качестве явления, которое в значительной степени генерирует всю уголовно-процессуальную деятельность и во многом раскрывает механизм реализации нормы материального уголовного права в рамках уголовно-процессуальной деятельности (как досудебной, так и судебной соответствующими субъектами).

Еще М. С. Строгович отмечал, что участие следователя в качестве обвинителя не может содействовать правильной постановке обвинения и проведению судебного следствия [8, 468].

Интересное мнение было высказано В. П. Ашитко, который считает, что «оглашать в суде предъявленное лицу обвинение должен не прокурор, выступающий в суде обвинителем, а следователь, производивший следствие по делу и вынесший мотивированное постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, либо следователь, передавший дело прокурору для направления в суд» [3, 77].

А. П. Кругликов высказывается о том, может ли прокурор результативно и полноценно реализовать уголовное преследование при введении новых изменений в законодательстве РФ. Он оперирует тем, что изменения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, отняли у прокурора ряд таких прав как:

1) возбуждать уголовные дела;

2) лично производить предварительное следствие по делу в полном объеме;

3) участвовать в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях давать обязательные для исполнения указания следователю о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий;

4) лично производить по делу отдельные следственные и иные процессуальные действия;

5) прекращать уголовное дело или уголовное преследование [5, 37–40].

Но вышеописанное суждение имеет некоторые недочеты, поскольку ученый не разделяет функции надзора за расследованием. Можно сделать заключение, что он не разделяет позицию усиления ведомственного процессуального наблюдения за предварительным следствием, а стремится вернуть процессуальное положение прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, существовавшее до реформы 2011 года.

Ю. Цветков полагает, что «уголовный процесс, особенно процесс судебный, преобразит передача функции поддержания государственного обвинения от прокурора следователю. Последний, в отличие от прокурора, дело знает и за судьбу его переживает. А это, в свою очередь, приведет к тому, что поддержание обвинения из чисто ритуальной станет, наконец, вполне осмысленной деятельностью» [7].

Сложность работы следователя аксиоматична. Однако на общем фоне должной оценки результатов расследования многих сложнейших преступлений различных видов все же крайне затруднительно согласиться с тем, что профессиональная подготовка всех без исключения следователей стала настолько высокой, что позволит безболезненно перепоручить им поддержание государственного обвинения. Тем более трудно сказать, что стало основанием для приведенных выше суждений. Их суть едина — участие прокурора в судебном процессе не влияет на результат рассмотрения и разрешения дела судом, поскольку это участие носит исключительно символический (ритуальный, по мнению Ю. Цветкова) характер, поскольку этого требует уголовно-процессуальный закон [4, 5–10]. Недалека от приведенной и позиция Л. Татьяниной, считающей поддержание обвинения стремлением к достижению ведомственного или личного интереса (без уточнения, в чем он заключается) [6].

Такой вывод можно сделать, если за основу рассуждений о ритуальном характере поддержания обвинения прокурором, не являющимся, по мнению автора соответствующего тезиса, «вполне осмысленной деятельностью», взять одно из определений понятия «ритуализм». Он представляет собой тип адаптации, в которой индивид отвергает господствующие в этой среде цели, которых он не может достичь, но одобряет и использует необходимые институциональные средства (порядок, система и т. д.). По логике рассуждений Ю. Цветкова получается, что участие прокурора в судебном разбирательстве сводится к исключительно формальному выполнению последним своих процессуальных обязанностей.

Если рассуждать в этом направлении, то несложно прийти и к выводу о том, что вынесение оправдательных приговоров — не закономерный итог поверхностного расследования, низкое качество которого обусловлено в том числе ненадлежащим процессуальным контролем и прокурорским надзором в досудебном производстве, но, скорее, не более чем досадные факты, вызванные безразличным отношением к результатам судебного разбирательства государственного обвинителя, опять же чисто символически участвовавшего в судебном заседании по делу о преступлении, расследование которого проведено безупречно. Впрочем, последнее — всего лишь предположение.

Как известно, в 2011 году произошло реформирование прокуратуры Российской Федерации, а именно выведение из состава прокуратуры Следственного Комитета РФ, становясь самостоятельным государственным органом, с целью разграничения функции прокурорского надзора и объективности следствия.

Как отмечал Анатолий Кучерена (адвокат, член Общественной палаты РФ): «Человека отправляют под стражу, тяжелобольного человека, человека, у которого на руках четверо-пятеро несовершеннолетних детей. Понятно, что в данном случае суд принимает такое решение. Но с инициативой кто выходит? Следователь. Будет персональная ответственность следователя, который будет расследовать ту или иную категорию уголовных дел» [9]. Исходя из вышесказанной точки зрения, возникает мнение, что в данном случае теперь должна наступить ответственность следователя за все стадии уголовного преследования, и прокурор — как основной субъект надзора, не должен нести ответственность за поддержание государственного обвинения в суде, при этом, не зная сути материалов дела на практике.

Стоит также согласиться с мнением Владимира Маркина (бывший представитель СМИ Следственного Комитета при прокуратуре РФ), который пояснил что это «большое доверие и одновременно и большая ответственность следователя. Это в комплексе с повышением принципиальности прокурорского надзора позволит, на наш взгляд, обеспечить дополнительные гарантии соблюдения прав всех участников уголовного процесса» [9].

На наш взгляд, в качестве альтернативы необходимо в Уголовно-процессуальном кодексе предусмотреть право поддержания государственного обвинения в суде представителями органов предварительного расследования. По сложным уголовным делам орган расследования, владея большей информацией, сможет поддержать обвинение более качественно, чем государственный обвинитель.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, N 47, ст. 4472,
  2. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921
  3. Ашитко В. П. Концепция участия органа предварительного следствия в стадии судебного расследования // Научные труды. — М., 2004. Т. 3, выпуск 4. — С. 77.
  4. Исаенко, В. Н. Павлова Е. В. «Восполнение государственным обвинителем недостатков предварительного следствия в суде». Статьи по предмету Уголовный процесс // Издательство: Редакция журнала «Законность» (Москва) № 7 (981) 2016г., 5–10с.
  5. Кругликов А. П. Полномочия прокурора по возбуждению уголовного дела и осуществлению уголовного преследования // Законность. — 2012. — № 1. — С. 37.-40.
  6. Татьянина Л. Г. Нравственные начала деятельности следователя // Судебная власть и уголовный процесс. 2015. N 4.
  7. Цветков Ю. А. Процессуальная самостоятельность следователя в современной парадигме досудебного производства // Российский следователь. 2014. N 14.
  8. Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса // М. С. Строгович. — М.: Наука, 1989. — 468 с.
  9. Следственный комитет выводится из состава прокуратуры и становится самостоятельным органом // URL: https://www.1tv.ru/news/2010–09–27/137759-sledstvennyy_komitet_vyvoditsya_iz_sostava_prokuratury_i_stanovitsya_samostoyatelnym_organom
Основные термины (генерируются автоматически): уголовное преследование, государственное обвинение, государственный обвинитель, предварительное следствие, прокурор, дело, суд, судебное разбирательство, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, предварительное расследование.


Похожие статьи

Деятельность государственного обвинителя по выявлению...

Понятие «пробел предварительного расследования» не используется в уголовно-процессуальном законе, однако широко употребляется в уголовно-процессуальной литературе, в следственной и судебной практике.

Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 № 16-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской

Основные термины (генерируются автоматически): предварительное расследование, государственный обвинитель, государственное обвинение, судебное следствие, судебное разбирательство, суд...

Изменение и прекращение прокурором уголовного...

Вопросы прекращения прокурором уголовного преследования в суде регламентированы положениями ч.2 ст.254 УПК РФ. Данная норма устанавливает, что суд прекращает уголовное дело, в соответствии с отказом обвинителя от обвинения. Думается, что прекращение прокурором уголовного преследования в рамках судебного разбирательства обуславливается тем, что, несмотря на принимаемые в досудебном производстве меры по обеспечению доказанности обвинения, поддержание государственного обвинения, не всегда становится возможным.

К вопросу о соотношении функций уголовного преследования...

При разделении уголовно-процессуальных функций на три основных направления (обвинение, защита и разрешение уголовного дела — ч. 2 ст. 15 УПК РФ), процессуальным законодательством не было определено место уголовного преследования в данной системе, и в связи с этим нерешенным остается вопрос о соотношении уголовного преследования и обвинения.

предварительное расследование, государственный обвинитель, государственное обвинение, судебное следствие, судебное разбирательство, суд, прокурор, пробел, судебное заседание, РФ.

Правовое положение государственного обвинителя в суде...

Уголовно-процессуальный кодекс РФ в числе принципов уголовного судопроизводства содержит принцип «состязательности сторон». Элементами указанного принципа является отделение (разграничение) функций обвинения и защиты от функции разрешения уголовного дела и размежевание их между собой, наделение сторон равными процессуальными возможностями для отстаивания своих прав и законных интересов, для реализации своих прав и функций, для опровержения доводов другой стороны и руководящее положение суда в процессе, а также предоставление только суду права принимать решения. Согласно ст. 246 УПК РФ...

Поддержание государственного обвинения в стадии судебного...

УПК РФ ответил на этот вопрос утвердительно и установил, что участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, за исключением рассматриваемых мировыми судьями дел частного обвинения, где предусматривается участие в процессе потерпевшего в качестве

Вопросы прекращения прокурором уголовного преследования в суде регламентированы положениями. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в ред. от 06.07.2016 № 375. РФ, государственный обвинитель, обвинение, прекращение уголовного дела...

Особенности реализации прокурором функции уголовного...

На этапе судебного разбирательства прокурор осуществляет поддержание государственного обвинения в рамках реализации функции уголовного преследования. Деятельность прокурора, согласно действующему УПК РФ, осуществляется непосредственно в виде подтверждения ранее выдвинутого обвинения в совершении обвиняемым лицом деяния, предусмотренного в Уголовном кодексе Российской Федерации. В соответствии с Законом о прокуратуре, осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. При этом государственное обвинение может...

О некоторых ошибках прокурора при рассмотрении судами...

Уголовное преследование в суде прерогатива только прокурора, выступающего государственным обвинителем — одной из сторон в судебном разбирательстве. Он отвечает за доказывание правомерности и аргументированности обвинения.

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — УПК РФ) в главе 40 закреплен особый. Если государственный или частный обвинитель, а также потерпевший возражают против особого порядка судебного разбирательства, то суд рассматривает дело в...

Проблемные вопросы участия прокурора в уголовном процессе

 Ключевые слова: Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор, прокурорский надзор, уголовное преследование, уголовный процесс. Одной из основных функций органов прокуратуры является участие прокурора в уголовном

Поэтому основной нормативной базой данного участия прокуроров в уголовном процессе является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ).

Полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве отражены в ст. ст. 37 и 246 УПК РФ. Так как суды стали независимы и подчиняются только закону, прокурор выступает лишь со стороны обвинения, а не...

Участие прокурора в предварительном слушании уголовных дел

Предварительное слушание в уголовном процессе — это факультативная стадия судебного производства, которая может возникнуть при наличии определенных оснований, указанных в законе. Предварительное слушание так же можно охарактеризовать как особый порядок подготовки к судебному заседанию, характеризующийся особым кругом вопросов, решаемых судьей, спецификой

Отметим, что в качестве нормативной основы регулирования процесса участия прокурора в предварительном слушании уголовных дел выступают положения главы 34 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) [1].

Похожие статьи

Деятельность государственного обвинителя по выявлению...

Понятие «пробел предварительного расследования» не используется в уголовно-процессуальном законе, однако широко употребляется в уголовно-процессуальной литературе, в следственной и судебной практике.

Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 № 16-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской

Основные термины (генерируются автоматически): предварительное расследование, государственный обвинитель, государственное обвинение, судебное следствие, судебное разбирательство, суд...

Изменение и прекращение прокурором уголовного...

Вопросы прекращения прокурором уголовного преследования в суде регламентированы положениями ч.2 ст.254 УПК РФ. Данная норма устанавливает, что суд прекращает уголовное дело, в соответствии с отказом обвинителя от обвинения. Думается, что прекращение прокурором уголовного преследования в рамках судебного разбирательства обуславливается тем, что, несмотря на принимаемые в досудебном производстве меры по обеспечению доказанности обвинения, поддержание государственного обвинения, не всегда становится возможным.

К вопросу о соотношении функций уголовного преследования...

При разделении уголовно-процессуальных функций на три основных направления (обвинение, защита и разрешение уголовного дела — ч. 2 ст. 15 УПК РФ), процессуальным законодательством не было определено место уголовного преследования в данной системе, и в связи с этим нерешенным остается вопрос о соотношении уголовного преследования и обвинения.

предварительное расследование, государственный обвинитель, государственное обвинение, судебное следствие, судебное разбирательство, суд, прокурор, пробел, судебное заседание, РФ.

Правовое положение государственного обвинителя в суде...

Уголовно-процессуальный кодекс РФ в числе принципов уголовного судопроизводства содержит принцип «состязательности сторон». Элементами указанного принципа является отделение (разграничение) функций обвинения и защиты от функции разрешения уголовного дела и размежевание их между собой, наделение сторон равными процессуальными возможностями для отстаивания своих прав и законных интересов, для реализации своих прав и функций, для опровержения доводов другой стороны и руководящее положение суда в процессе, а также предоставление только суду права принимать решения. Согласно ст. 246 УПК РФ...

Поддержание государственного обвинения в стадии судебного...

УПК РФ ответил на этот вопрос утвердительно и установил, что участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, за исключением рассматриваемых мировыми судьями дел частного обвинения, где предусматривается участие в процессе потерпевшего в качестве

Вопросы прекращения прокурором уголовного преследования в суде регламентированы положениями. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в ред. от 06.07.2016 № 375. РФ, государственный обвинитель, обвинение, прекращение уголовного дела...

Особенности реализации прокурором функции уголовного...

На этапе судебного разбирательства прокурор осуществляет поддержание государственного обвинения в рамках реализации функции уголовного преследования. Деятельность прокурора, согласно действующему УПК РФ, осуществляется непосредственно в виде подтверждения ранее выдвинутого обвинения в совершении обвиняемым лицом деяния, предусмотренного в Уголовном кодексе Российской Федерации. В соответствии с Законом о прокуратуре, осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. При этом государственное обвинение может...

О некоторых ошибках прокурора при рассмотрении судами...

Уголовное преследование в суде прерогатива только прокурора, выступающего государственным обвинителем — одной из сторон в судебном разбирательстве. Он отвечает за доказывание правомерности и аргументированности обвинения.

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — УПК РФ) в главе 40 закреплен особый. Если государственный или частный обвинитель, а также потерпевший возражают против особого порядка судебного разбирательства, то суд рассматривает дело в...

Проблемные вопросы участия прокурора в уголовном процессе

 Ключевые слова: Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор, прокурорский надзор, уголовное преследование, уголовный процесс. Одной из основных функций органов прокуратуры является участие прокурора в уголовном

Поэтому основной нормативной базой данного участия прокуроров в уголовном процессе является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ).

Полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве отражены в ст. ст. 37 и 246 УПК РФ. Так как суды стали независимы и подчиняются только закону, прокурор выступает лишь со стороны обвинения, а не...

Участие прокурора в предварительном слушании уголовных дел

Предварительное слушание в уголовном процессе — это факультативная стадия судебного производства, которая может возникнуть при наличии определенных оснований, указанных в законе. Предварительное слушание так же можно охарактеризовать как особый порядок подготовки к судебному заседанию, характеризующийся особым кругом вопросов, решаемых судьей, спецификой

Отметим, что в качестве нормативной основы регулирования процесса участия прокурора в предварительном слушании уголовных дел выступают положения главы 34 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) [1].

Задать вопрос