Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с использованием технологии «Ситуация успеха» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алехина, Н. С. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с использованием технологии «Ситуация успеха» / Н. С. Алехина, О. В. Ерошева, Е. В. Сазонова, Н. В. Гладкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88901/ (дата обращения: 22.11.2024).



Статья посвящена актуальной проблеме развития познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности с использованием технологии «Ситуация успеха». Успех в любой деятельности — один из главных источников внутренних сил ребенка. Добиваясь успеха, ребенок становиться уверенным, раскрепощенным, появляется желание больше узнавать, творить.

Ключевые слова: познавательная активность, экспериментальная деятельность, технология Ситуация успеха, успех, социализация.

Вопросы развития познавательной активности у детей дошкольного возраста очень актуальны в современном мире.

Познавательная активность — это естественное состояние ребенка. Он всегда настроен на познание мира, хочет все знать, исследовать, открывать, изучать. Стремление к познанию различных предметов и явлений окружающего мира — это огромная возможность для детей учиться думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

В новых социальных условиях, воспитателям дошкольных образовательных организаций предстоит переосмыслить задачи социального развития детей в детском саду, одна из которых — создание условий для формирования положительного самоощущения — уверенности в своих возможностях. В них заложено стремление все успеть, быть первыми, желание, чтобы все их замечали, любили. Обеспечению эмоционального благополучия, успешной социализации и развития дошкольников способствует, на наш взгляд, создание ситуаций успеха.

В развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста также хорошо себя зарекомендовала технология «Ситуация успеха». Внедрение ее в практику обучения и воспитания обучающихся — это важнейшее открытие второй половины двадцатого века. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как обучающийся со слабой познавательной активностью, так и с высокой продуктивной деятельностью.

Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. Успех в любой деятельности — это самый значимый из источников внутренних сил ребенка, пробуждающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Ситуация успеха — это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом [2].

Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации.

В своей работе Е. И. Казакова, А. П. Тряпицын отмечают, что в основе ожидания успеха лежит стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее [4].

По мнению О. В. Дыбиной, А. И. Ивановой, В. И. Логиновой, Л. М. Маневцовой, дети дошкольного возраста с помощью экспериментирования способны усваивать представления об объектах живой и неживой природы, об окружающих предметах, их качествах и свойствах [2].

В своих работах учёный В. А. Сластёнин определяет, что главный смысл деятельности педагога — создание каждому ребенку ситуации успеха.

Педагог в процессе образовательной деятельности должен донести до сознания каждого ребенка, что он личность, которая не похожая на других, что он может многое сделать, многое узнать. Тогда у детей сформируется уверенность и вера в себя. А если у ребенка нет ощущение успеха, то к познанию быстро пропадет интерес.Поэтому, в своей практической деятельности, старались дать возможность детям пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Ситуация успеха создавалась педагогами в образовательной деятельности. Но, как и любую деятельность, ее можно представить в виде достаточно простой последовательности:

1) установка на деятельность (эмоциональная подготовка ребенка на решение учебной задачи);

2) обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения);

3) сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).

Таким образом, ситуацию успеха в образовательной деятельности можно определить, как комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого обучающегося в активную образовательную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности.

Экспериментирование — один из главных видов детской деятельности, который играет значимую роль в развитии дошкольника, ведь всем известно, что ребенок — маленький исследователь. А игры-эксперименты как раз являются любимым видом познавательной деятельности детей дошкольного возраста, так как отношения педагога с детьми в игре строятся на основе партнерства. Большую радость дети испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе, и игровую. Игра в исследовании очень часто перерастает в реальное творчество. Поэтому были созданы условия, при которых, дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. В работе с детьми придавалось большое значение игровым технологиям. Используя, например, дидактическую игру, «Из чего сделано?», у детей формировалось представление об окружающих предметах, о материале из которого они изготовлены. Определяли свойства материалов и назначение предметов. В результате происходила активизация словаря детей, развивались наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры, устанавливать причинно-следственные связи.

Игры-экспериментирования включались в различные формы работы с детьми. Во время занятий познавательной направленности проводилось 3–4 эксперимента в зависимости от сложности в «Детской лаборатории», но обязательно использовался сюрпризный момент, игровые обучающие персонажи.

В игре-экспериментировании «Волшебное сито» дети научились отделять различные сыпучие предметы — мелкие и крупные. В процессе игры каждый ребенок получил возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем. При этом взрослый выступал в роли равноправного партнера, что позволяло дошкольникам проявлять свою исследовательскую активность.

В игре-экспериментировании «Волшебница вода» дети дошкольного возраста узнали о свойствах воды, ее агрегатных состояниях, значении в жизни человека и всех живых существ. Игра способствовала развитию познавательной активности, умению анализировать, делать выводы, желания участвовать в совместной деятельности, побуждала детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Используя, игры с песком и водой дети пришли к выводу, почему сухой песок сыплется, а мокрый — нет. Игры с водой позволили лучше узнать окружающий мир неживой природы, дети научились сами думать, сопоставлять и делать выводы. В данных играх развивалось умение анализировать, выявлять взаимосвязи между предметами и их особенностями.

Исследовательская деятельность так же проводилась и во время наблюдений на прогулке. Например, осенью дети рассматривали листья разного цвета с одного дерева (обращали внимание на то, как лист постепенно меняет цвет). В процессе игры, «Найди лист, как на дереве», дети вначале внимательно рассматривали листья на одном из деревьев, а затем находили такие же листья на земле. В результате такой игры дети научились классифицировать растения по определенному признаку.

В процессе экспериментирования дошкольники получали возможность почувствовать себя учеными. Дети старшей группы были вовлечены в исследовательские проекты, в ходе которых они научились изобретать, понимать, осваивать новое, уметь принимать решения, помогать друг другу.

В познавательно-исследовательской деятельности «Неживая природа», дети, вместе с воспитателями успешно реализовали краткосрочные образовательные проекты, которые были представлены на муниципальном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь». Кира О. представила проект «Морозные узоры», Лиза С. — «Снежинки — звездочки резные», Никита Н. — «Откуда дует ветер», став призерами конкурса. В ходе работы над проектами, дети сами учились экспериментировать, думать, делать выводы, и в итоге через все усилия пришли к успеху.

Нужно поощрять стремление ребенка узнать что-то новое и научиться новому. Потому, важно учитывать то, что каждый ребенок должен двигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Он должен быть убежден, что он — молодец, у него — получается, а возникающие трудности — преодолимы.

Таким образом, создаваемая ситуация успеха влияет на познавательную активность дошкольников. Созданные в детском саду условия позволяют каждому ребенку пережить чувство успеха, преодолеть робость, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых — педагогов, родителей, окружающих.

Именно ситуация успеха является пусковым механизмом дальнейшего движения личности ребенка.

Литература:

  1. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А. С. Белкин. — М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  2. Белошистая, А. В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. — 2004. — № 9.
  3. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 523 с.
  4. Гришина, Н. Ю. Ситуация успеха в действии / Н. Ю. Гришина // Одаренный ребенок. — 2005. — № 1. — С. 66–76.
  5. Казакова, Е. И., Тряпицын, А. П. Диалог на лестнице успеха. — СПб., 1997- 159 с.
  6. Куликовская, И.Э., Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России.- 2003.- 79с.
  7. Лисина, М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст]/ М. И. Лисина// Вопросы психологии.- 1982.- № 4.- С.18–35.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ситуация успеха, дошкольный возраст, познавательная активность, возможность, образовательная деятельность, экспериментальная деятельность, внутренний сила ребенка, неживая природа, познавательная активность дошкольников.


Похожие статьи

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: проблемы и пути решения

В статье авторы рассматривают проблему развития познавательной активности, исследовательского поведения детей дошкольного возраста; проанализированы результаты диагностики уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, представ...

Воспитательно-образовательная деятельность по формированию у дошкольников любви к природе

Статья посвящена описанию педагогического опыта по формированию у дошкольников любви к природе. Любовь к природе определяется через осознание ребенком значения природы в удовлетворении личных интересов и потребностей, через ориентирование личности до...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры

Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ р...

Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в процессе организации интеллектуально-математических игр

Авторы представили опыт работы, который заключается в систематизации и комбинировании имеющихся в отечественной педагогике, коррекционной педагогике и психологии технологий, направленных на формирование мыслительных процессов у детей старшего дошколь...

Организация игровых обучающих ситуаций с помощью игрового набора «Дары Фрёбеля» для развития у дошкольников навыков применения логических приёмов

В данной статье рассматривается проблема формирования и полноценного развития познавательных и логических способностей детей дошкольного возраста. В работе уделяется внимание применению технологии «Дары Фребеля», которая является действенной при разв...

Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность

Статья раскрывает возможности театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников. Описана творческая деятельность педагога и ребенка, связанная с созданием образов, отношений, действий, где используются различные выразительные средства: мимик...

Похожие статьи

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: проблемы и пути решения

В статье авторы рассматривают проблему развития познавательной активности, исследовательского поведения детей дошкольного возраста; проанализированы результаты диагностики уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, представ...

Воспитательно-образовательная деятельность по формированию у дошкольников любви к природе

Статья посвящена описанию педагогического опыта по формированию у дошкольников любви к природе. Любовь к природе определяется через осознание ребенком значения природы в удовлетворении личных интересов и потребностей, через ориентирование личности до...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры

Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ р...

Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в процессе организации интеллектуально-математических игр

Авторы представили опыт работы, который заключается в систематизации и комбинировании имеющихся в отечественной педагогике, коррекционной педагогике и психологии технологий, направленных на формирование мыслительных процессов у детей старшего дошколь...

Организация игровых обучающих ситуаций с помощью игрового набора «Дары Фрёбеля» для развития у дошкольников навыков применения логических приёмов

В данной статье рассматривается проблема формирования и полноценного развития познавательных и логических способностей детей дошкольного возраста. В работе уделяется внимание применению технологии «Дары Фребеля», которая является действенной при разв...

Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность

Статья раскрывает возможности театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников. Описана творческая деятельность педагога и ребенка, связанная с созданием образов, отношений, действий, где используются различные выразительные средства: мимик...

Задать вопрос