Статья посвящена актуальной проблеме развития познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности с использованием технологии «Ситуация успеха». Успех в любой деятельности — один из главных источников внутренних сил ребенка. Добиваясь успеха, ребенок становиться уверенным, раскрепощенным, появляется желание больше узнавать, творить.
Ключевые слова: познавательная активность, экспериментальная деятельность, технология Ситуация успеха, успех, социализация.
Вопросы развития познавательной активности у детей дошкольного возраста очень актуальны в современном мире.
Познавательная активность — это естественное состояние ребенка. Он всегда настроен на познание мира, хочет все знать, исследовать, открывать, изучать. Стремление к познанию различных предметов и явлений окружающего мира — это огромная возможность для детей учиться думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В новых социальных условиях, воспитателям дошкольных образовательных организаций предстоит переосмыслить задачи социального развития детей в детском саду, одна из которых — создание условий для формирования положительного самоощущения — уверенности в своих возможностях. В них заложено стремление все успеть, быть первыми, желание, чтобы все их замечали, любили. Обеспечению эмоционального благополучия, успешной социализации и развития дошкольников способствует, на наш взгляд, создание ситуаций успеха.
В развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста также хорошо себя зарекомендовала технология «Ситуация успеха». Внедрение ее в практику обучения и воспитания обучающихся — это важнейшее открытие второй половины двадцатого века. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как обучающийся со слабой познавательной активностью, так и с высокой продуктивной деятельностью.
Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. Успех в любой деятельности — это самый значимый из источников внутренних сил ребенка, пробуждающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Ситуация успеха — это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом [2].
Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации.
В своей работе Е. И. Казакова, А. П. Тряпицын отмечают, что в основе ожидания успеха лежит стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее [4].
По мнению О. В. Дыбиной, А. И. Ивановой, В. И. Логиновой, Л. М. Маневцовой, дети дошкольного возраста с помощью экспериментирования способны усваивать представления об объектах живой и неживой природы, об окружающих предметах, их качествах и свойствах [2].
В своих работах учёный В. А. Сластёнин определяет, что главный смысл деятельности педагога — создание каждому ребенку ситуации успеха.
Педагог в процессе образовательной деятельности должен донести до сознания каждого ребенка, что он личность, которая не похожая на других, что он может многое сделать, многое узнать. Тогда у детей сформируется уверенность и вера в себя. А если у ребенка нет ощущение успеха, то к познанию быстро пропадет интерес.Поэтому, в своей практической деятельности, старались дать возможность детям пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Ситуация успеха создавалась педагогами в образовательной деятельности. Но, как и любую деятельность, ее можно представить в виде достаточно простой последовательности:
1) установка на деятельность (эмоциональная подготовка ребенка на решение учебной задачи);
2) обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения);
3) сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).
Таким образом, ситуацию успеха в образовательной деятельности можно определить, как комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого обучающегося в активную образовательную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности.
Экспериментирование — один из главных видов детской деятельности, который играет значимую роль в развитии дошкольника, ведь всем известно, что ребенок — маленький исследователь. А игры-эксперименты как раз являются любимым видом познавательной деятельности детей дошкольного возраста, так как отношения педагога с детьми в игре строятся на основе партнерства. Большую радость дети испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе, и игровую. Игра в исследовании очень часто перерастает в реальное творчество. Поэтому были созданы условия, при которых, дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. В работе с детьми придавалось большое значение игровым технологиям. Используя, например, дидактическую игру, «Из чего сделано?», у детей формировалось представление об окружающих предметах, о материале из которого они изготовлены. Определяли свойства материалов и назначение предметов. В результате происходила активизация словаря детей, развивались наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры, устанавливать причинно-следственные связи.
Игры-экспериментирования включались в различные формы работы с детьми. Во время занятий познавательной направленности проводилось 3–4 эксперимента в зависимости от сложности в «Детской лаборатории», но обязательно использовался сюрпризный момент, игровые обучающие персонажи.
В игре-экспериментировании «Волшебное сито» дети научились отделять различные сыпучие предметы — мелкие и крупные. В процессе игры каждый ребенок получил возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем. При этом взрослый выступал в роли равноправного партнера, что позволяло дошкольникам проявлять свою исследовательскую активность.
В игре-экспериментировании «Волшебница вода» дети дошкольного возраста узнали о свойствах воды, ее агрегатных состояниях, значении в жизни человека и всех живых существ. Игра способствовала развитию познавательной активности, умению анализировать, делать выводы, желания участвовать в совместной деятельности, побуждала детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Используя, игры с песком и водой дети пришли к выводу, почему сухой песок сыплется, а мокрый — нет. Игры с водой позволили лучше узнать окружающий мир неживой природы, дети научились сами думать, сопоставлять и делать выводы. В данных играх развивалось умение анализировать, выявлять взаимосвязи между предметами и их особенностями.
Исследовательская деятельность так же проводилась и во время наблюдений на прогулке. Например, осенью дети рассматривали листья разного цвета с одного дерева (обращали внимание на то, как лист постепенно меняет цвет). В процессе игры, «Найди лист, как на дереве», дети вначале внимательно рассматривали листья на одном из деревьев, а затем находили такие же листья на земле. В результате такой игры дети научились классифицировать растения по определенному признаку.
В процессе экспериментирования дошкольники получали возможность почувствовать себя учеными. Дети старшей группы были вовлечены в исследовательские проекты, в ходе которых они научились изобретать, понимать, осваивать новое, уметь принимать решения, помогать друг другу.
В познавательно-исследовательской деятельности «Неживая природа», дети, вместе с воспитателями успешно реализовали краткосрочные образовательные проекты, которые были представлены на муниципальном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь». Кира О. представила проект «Морозные узоры», Лиза С. — «Снежинки — звездочки резные», Никита Н. — «Откуда дует ветер», став призерами конкурса. В ходе работы над проектами, дети сами учились экспериментировать, думать, делать выводы, и в итоге через все усилия пришли к успеху.
Нужно поощрять стремление ребенка узнать что-то новое и научиться новому. Потому, важно учитывать то, что каждый ребенок должен двигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Он должен быть убежден, что он — молодец, у него — получается, а возникающие трудности — преодолимы.
Таким образом, создаваемая ситуация успеха влияет на познавательную активность дошкольников. Созданные в детском саду условия позволяют каждому ребенку пережить чувство успеха, преодолеть робость, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых — педагогов, родителей, окружающих.
Именно ситуация успеха является пусковым механизмом дальнейшего движения личности ребенка.
Литература:
- Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А. С. Белкин. — М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
- Белошистая, А. В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. — 2004. — № 9.
- Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 523 с.
- Гришина, Н. Ю. Ситуация успеха в действии / Н. Ю. Гришина // Одаренный ребенок. — 2005. — № 1. — С. 66–76.
- Казакова, Е. И., Тряпицын, А. П. Диалог на лестнице успеха. — СПб., 1997- 159 с.
- Куликовская, И.Э., Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России.- 2003.- 79с.
- Лисина, М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст]/ М. И. Лисина// Вопросы психологии.- 1982.- № 4.- С.18–35.