Подход к организации работы университетской системы видеонаблюдения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 20.02.2022

Статья просмотрена: 201 раз

Библиографическое описание:

Смайлова, Д. Б. Подход к организации работы университетской системы видеонаблюдения / Д. Б. Смайлова, С. А. Кульмамиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 5-10. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88896/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье рассмотрены новые подходы и изложены требования по использованию существующих функционалов работы университетской системы видеонаблюдения с целью организации и управления бизнес-процессами на территории типового университета.

Ключевые слова: СКУД, система видеонаблюдения, учебный процесс, система управления, бизнес-процесс.

Видеонаблюдение с целью организации доступа обучающихся на территорию университета является совокупной системой программно-технических средств и однозначно сформированной системы управления движением обучающихся и персонала университета, а также временем их нахождения на территории его объектов. Основными местами для установки системы контроля доступа в университетах являются проходные, учебные аудитории и лаборатории, исследовательские офисы, помещения особого назначения и пункты въезда и выезда автотранспорта на стоянки университета.

Такая система контроля учета доступа (СКУД) может быть автономной или же одной из составляющих интегрированной системы безопасности университета (рисунок 1). Она позволяет значительно повысить эффективность контроля для предотвращения несанкционированного доступа посторонних на территорию университета. Для быстрого и беспрепятственного прохода персонала в проходной устанавливаются электромеханические турникеты. Обучающиеся и сотрудники проходят через турникет, предъявляя считывателю карту доступа, что позволяет исключить влияние человеческого фактора при проверке пропусков и регистрации опозданий обучающихся на занятия и ППС факультетов на работу, практически сводя к нулю возможность ошибок и злоупотреблений.

Функциональная схема СКУД мониторинга и диспетчеризации учебного процесса

Рис. 1. Функциональная схема СКУД мониторинга и диспетчеризации учебного процесса

Защита от передачи пропуска другому лицу реализуется следующим образом: система не позволит дважды войти на предприятие по одному пропуску без совершения выхода. Система контроля доступа постоянно обеспечивает контроль за порядком на объекте.

Отчеты об опоздавших, не вышедших на работу или ушедших с работы раньше времени могут формироваться как ежедневно, так и за любой промежуток времени. Программный модуль учета рабочего времени обеспечивает автоматизированный учет рабочего времени при организации многосменных и скользящих графиков любой сложности, автоматически формирует табель установленной формы, в соответствии с индивидуальным графиком работы каждого сотрудника факультета. Модуль выдачи пропусков позволяет оформить карту доступа в виде пропуска: с фотографией, ФИО, должностью, названием подразделения. Сотрудникам и посетителям могут задаваться индивидуальные права доступа на объект или в помещения.

Доступ может разграничиваться (рисунок 2):

– по времени — каждому сотруднику задается индивидуальный временной график доступа на объект, при этом система поддерживает многосменные и скользящие графики работы;

– по статусу — для каждого сотрудника можно определить помещения, в которые он имеет право входа и право постановки/снятия помещения на охрану.

Пути программного ограничения доступа в помещение при отсутствии ответственного лица

Рис. 2. Пути программного ограничения доступа в помещение при отсутствии ответственного лица

Для посетителей и временных сотрудников в системе предусмотрены разовые и временные пропуска. Пропуск с закончившимся сроком действия автоматически запрещается в системе. В системе предусмотрена многоуровневая идентификация сотрудника: организация доступа при условии «карта + набор кода», с дополнительным выборочным контролем охраной, а также генерация тревоги при проходе под принуждением.

Таким образом, системы видеонаблюдения позволяют осуществлять видеоконтроль за ситуацией на объекте. Системы видеонаблюдения дают уникальную возможность видеорегистрации происходящих событий, контроля и записи на цифровые носители информации.

Существуют стандартные системы видеонаблюдения и компьютерные системы видеонаблюдения. Последние считаются наиболее актуальными и отличаются большой функциональностью в совокупности с простотой использования. В зависимости от типа объекта комплектация системы видеонаблюдения варьируется. Например, при установке системы видеонаблюдения могут использоваться различные виды видеокамер.

В статье поставлена реализация задачи разработки и эксплуатации системы контроля доступа и видеонаблюдения типового университета. Для достижения поставленной задачи рассматривались и исследовались следующие процессы:

– выявление действующих в университете систем безопасности и анализ их функции;

– установление мест, подлежащих блокированию и контролю доступа обучающихся;

– определение требуемого класса системы контроля доступа и системы видеонаблюдения со стороны МОН РК;

– разработка структуры сетей системы контроля доступа и видеонаблюдения, подбор необходимого оборудования;

– проектирование системы контроля доступа и видеонаблюдения и расчет затрат для реализации такого типа проекта;

– составление Правил мер безопасности при монтаже приборов системы контроля и управления доступа.

В источнике [2] описан широкий круг вопросов, которые связаны с организацией контрольно-пропускного режима на различных объектах и применением систем контроля и управления доступом (СКУД). Описаны устройства идентификации (считыванием) различных типов; средства биометрической аутентификации личности и особенности их реализации и различные виды контроллеров, исполнительные устройства СКУД. Приведен обзор различных вариантов реализации СКУД. Даны основные рекомендации по выбору средств и систем контроля доступа.

В литературе [3] рассматривалось место систем охранного телевидения в общем комплексе систем безопасности. Рассматриваются основные характеристики видеооборудования систем охранного телевидения, вопросы стыковки отдельных устройств в рамках видеосистемы, даются рекомендации по практическому выбору тех или иных систем охранного телевидения. В книге [5] рассматривается множество тем, связанных с технической стороной CCTV. Это и применение оптики в охранном телевидении, в частности, ряд вопросов и практических советов, связанных с использованием линз, общие характеристики телевизионных систем, средства передачи данных. В источнике [7] содержится уникальный набор сведений о традиционном и новейшем оборудовании, принципах его работы и выбора для практического применения. Отдельное внимание уделено планированию и проектированию систем видеонаблюдения. Впервые поднимается тема по профессиональному использованию скрытого видеонаблюдения.

Рассмотрев все вышеизложенные источники информации, можно резюмировать, что установка надёжной СКУД в университете в наше время приобретает в наше время всё большую актуальность. В цели использования систем видеонаблюдения в таких площадях, как университет, входит создание специальных условий для безопасности пребывания обучающихся на территории учебного заведения.

Основными причинами использования СКУД являются:

– вероятное снижение уровня преподавания дисциплин;

– своевременное устранение рисков ЧС;

– предотвращение появления на территории организации злоумышленников;

– предупреждение несчастного случая;

– выявление опозданий обучающихся.

Системы видеонаблюдений в университетском пространстве следует классифицировать на следующие группы (рисунок 3):

1) матричные варианты КМОП (СMOS) — падение световых лучей приходится на матрицу, откуда преобразованный в электроимпульс «идёт» на транзисторы. Пиксельное изображение дает сразу полноценный аналог картинки;

2) матричные устройства CCD (ПЗС) — импульсы последовательно передаются на матрицу и транзисторный усилитель. Светочувствительность высокая, потому и качество лучше, чем у предыдущих вариантов видеофиксации;

3) по цветопередаче — цветные с ИК-фильтрами, черно-белые, комбинированные, где имеет двухсенсорная технология с поочередным переключением режимов (с черно-белого на цветной, и, наоборот);

– тип съёмки — ночная, дневная (Easy Day/Night);

– по виду объектива камер — фиксированные (без настроек), вариофокальные (фокусная настройка расстояния), трансфокальные (фокус меняется при помощи пульта ДУ);

– по типу использования сигналов — интерактивные (с применением таких удаленных точек, как WiFi), беспроводная либо проводниковая установка;

– варианты отслеживания — открытая камера или скрытая камера.

Пункт контроля и управления за системой оборудуется следующими конструкциями: камерами, серверами, компьютерами, дистанционными пультами, дополнительными функционалами (усилители, микрофоны, бесперебойники для электрозапитывания, цифровые преобразователи), проводниковая сеть с изоляцией.

Классификация системы видеонаблюдения

Рис. 3. Классификация системы видеонаблюдения

Рабочие места обучающегося, учебные аудитории и внутренние помещения преподавателей должны быть оптимально защищены от нежелательных случайностей, преступлений подозрительными лицами и прочих факторов. А для этого требуется знать, как правильно все организовать, чтобы система работала без сбоев и давала высокую производительность.

Чтобы правильно установить приборы, следует учесть следующие рекомендации:

1) монтаж в таких помещениях, как детский зал, комната или раздевалка, должен иметь направленность на одно место, которое следует охватить обзором. Чаще всего это входы/выходы, окна и другие зоны;

– территория университета должна быть оборудована СКУД в первую очередь;

– чтобы максимально исключить нежелательные правонарушения посторонними лицами, камеры должны охватывать следующие объекты: вход внутрь, лестницы, коридорные зоны, переходы, проходы;

– все наружные агрегаты должны иметь высокий класс защиты от пыли и влаги — не меньше 52–68IP. Они должны монтироваться так, чтобы быть защищенными от внешних механических воздействий;

– отдельно должно оборудовать контрольный пункт. Это может быть либо отдельное небольшое помещение, либо зона с ограждением на площади больших пространств;

– по чёткости должны соблюдаться стандарты видеонаблюдения (HDCVI, 3 сигнала передачи на 1 кабель на расстоянии 500 м), HDTVI (кабель коаксиальный, IP-камеры), AHD (тригибридность между витой парой кабелей и коаксиальным кабелем), NVR (NDVR, сетевые видеорегистраторы);

– по формату сжатия сохраненных файлов с записанной информацией –MPEG4 и GIF.

По стандартному регламенту смет на 1 этаж достаточно поставить 2–3 камеры так, чтобы они обозревали не только проходы, но и лестницы, ниши, углы. Пульты управления на расстоянии могут также между собой отличаться. Бывают мобильные (переносные), а бывают стационарные.

Чтобы правильно сделать выбор на системе видеонаблюдения, следует воспользоваться некоторыми советами, как правильно рассчитать, подобрать модели техники, как будет всё это использоваться (рисунок 4). Вот основные рекомендации по выбору:

Вариант построения IP-видеонаблюдения в организации образования

Рис. 4. Вариант построения IP-видеонаблюдения в организации образования

1) предварительный расчет площадей, количества точек для установки, потери электроэнергии позволит сориентироваться на конкретную ценовую категорию оборудования;

2) следует решить, какие видеокамеры желательны — беспроводные или проводные. От этого зависит специфика монтажа;

3) нужно учесть дополнительное оснащение тюнингом. Например, нужен ли будет видеодомофон, чтобы приходящий человек смог сразу набрать номер аудитории, где будет проходить занятие, либо номер охранника, принимающего на контрольном пункте сигналы;

4) режимы работы камер следует знать заранее, а потом их сопоставить с возможностями предлагаемых моделей;

5) для внешнего наблюдения подходят камеры поворотные, для внутреннего пространства — купольные, с установкой на потолке;

6) учитывать следует также светочувствительность — не нужны установки с большой светочувствительностью на улице в участках, где не требуется съемка в ночное время.

К вопросу о законности установок видеокамер наблюдения можно отметить, что это возможно легально сделать только тогда, когда все лица, пользующиеся охраняемой территорией, дадут свое письменное согласие. Они соглашаются коллективно на фиксацию их появления, хранения полученной видеоинформации.

Оснащать такими приборами могут также и другие места, например:

– коридор, где постоянно перемещаются обучающиеся на перерыве от занятий;

– прилегающая уличная территория;

– раздевалки возле спортивных залов;

– иные помещения — спортзал, актовый зал, столовая и прочее.

В наши дни требуется не только гарантировать безопасность, но и сохранить информацию, которая может понадобиться следствию при возбуждении уголовного дела по факту преступления или несчастного случая, данные, которые помогут продемонстрировать, что присутствующие были невиновны.

Помимо этого, в положениях учебного процесса университета должно указываться дополнительные задачи, которые СКУД сможет решить:

1) улучшение положения с дисциплиной в часы занятий. Обучающиеся, которым известно, что за ними наблюдают видеокамеры, прекратят делать вещи, не имеющие отношения к занятиям, они станут посвящать больше внимания собственно учебе;

2) улучшение качества работы преподавателя. Если работник университета осознает, что обучающийся, который будет на него жаловаться, сможет подтвердить свои высказывания видеозаписью, то он станет подходить к своим рабочим функциям с большей ответственностью;

3) повышение безопасности, немедленное отслеживание несчастных случаев, воспламенения предметов, иных ситуаций, которые могут перерасти в чрезвычайные;

4) немедленное определение причин ссор, драк и конфликтных ситуаций обучающихся, установление виновных;

5) предоставление представителям госорганизации возможности в необходимых случаях изучать видеозаписи с целью анализа спорных ситуаций либо контроля за успеваемостью;

6) обеспечение безопасности зоны, отведенной для университета;

7) убыстрение реакции на ситуации с обучающимися, которые требуют подобного реагирования;

8) охрана собственности обучающихся, имущества университета.

Благодаря СКУД можно оперативно выяснить, к примеру, кто был виновен в краже личных вещей, таким образом звать сотрудников правоохранительных органов для разбирательства не потребуется. Устройство системы видеонаблюдения в университете подразумевает издание приказа руководства соответствующего содержания. При этом по данному профилю назначают ответственное лицо. Это лицо может знакомиться с архивом записей в порядке, ограниченном доступа, предполагающего, что их смотрят лишь только нужные работники госорганов.

Таким образом, университетская система видеонаблюдения будет безусловно эффективной, если она отвечает требованиям стандартов и законов и, если ее проект составлен надлежащим образом. Этот механизм дает возможность сделать более эффективным пребывание в университете обучающихся, так и ППС.

Также дополнительно повышаются шансы на профилактику чрезвычайных ситуаций, а также быстрой реакции на такие происшествия со стороны ответственных сотрудников.

Литература:

  1. Бекмагамбетов М. М. Интеллектуальные транспортные системы в Республике Казахстан. — Алматы, 2013. — 408 с.
  2. Скалозуб В. В. Прикладной системный анализ интеллектуальных систем транспорта: пособие / В. В. Скалозуб, В. М. Ильман. — Д.: Изд-во Днепропетр. нац. ун-та ж.-д. трансп. им. акад. В. Лазаряна, 2013. — 221 с.
  3. Кульмамиров С. А., Есбергенова А. А. Создание системы управления бизнес-процессами транспортной инфраструктуры. — Таллин: Ежемесячный международный научный журнал «UnitedJournal», № 32 / 2019, 14 с.
  4. Николаев А. Б. Автоматизированные системы обработки информации и управления на автомобильном транспорте. — М.: Академия, 2003. — 224 с.
  5. Интеллектуальные транспортные системы железнодорожного транспорта (основы инновационных технологий): пособие / В. В. Скалозуб, В. П. Соловьев, И. В. Жуковицкий, К. В. Гончаров. — Д.: Изд-во Днепропетр. нац. ун-та ж.-д. трансп. им. акад. В. Лазаряна, 2013. — 207 с.
  6. Кульмамиров С. А., Есбергенова А. А. Современные тенденции построения интеллектуальных транспортных систем. — Таллин: Ежемесячный международный научный журнал «UnitedJournal», № 32 / 2019, 11 с.
  7. Кабашкин И. В. Интеллектуальные транспортные системы: интеграция глобальных технологий будущего // Транспорт Российской Федерации. — 2010. — № 2 (27). — 34 c.
  8. Ходжаев У., Томас П. Система 1ТС5. Интеллектуально-интервальное управление движением / У. Ходжаев, П. Томас // Автоматика, связь, информатика. 2006. — № 8–489 c.
  9. Кульмамиров С. А., Есбергенова А. А. Состояние развития интеллектуальных транспортных систем в Казахстане. — Таллин: Ежемесячный международный научный журнал «UnitedJournal», № 32 / 2019, 14 с.
  10. Горев А. Э. Основы теории транспортных систем: учеб. пособие / А. Э. Горев. СПбГАСУ. — СПб.,2010. — 214 с.
  11. Журнал о цифровом видеонаблюдении, IP-решениях, системах безопасности. № 3 2009 г. — 53 с.
  12. http://www.libelium.com/products/smart-parking. 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): система видеонаблюдения, охранное телевидение, система, система контроля, территория университета, контрольный пункт, ответственное лицо, рабочее время, типовой университет, учебный процесс.


Похожие статьи

Информационные системы для составления расписаний в образовательном учреждении

В статье рассмотрены вопросы использования информационных технологий в образовательном учреждении, в частности рассмотрен вопрос об использовании информационных систем при составлении расписания учебных занятий и сессий. Проанализированы аспекты прим...

Разработка системы автоматизации информационных процессов службы сбыта

Статья посвящена рассмотрению вопросов разработки системы автоматизации информационных процессов службы сбыта продукции торгово-закупочного предприятия. Определяются требования к разрабатываемой системе, ее основные функции. Обосновываются средства р...

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...

Преимущества и возможности режима дистанционного обучения автоматизированной обучающей системы

Статья посвящена режиму удаленного доступа автоматизированной обучающей системы на основе лабораторных стендов. Описаны средства и подходы, примененные в данном вопросе, приведены преимущества использования удаленного доступа.

Реализация задачи многокритериальной оптимизации при проектировании автоматизированных информационных систем составления расписания учебных занятий

В статье приводится обзор современных исследований автоматизированного составления расписания учебных занятий в образовательных организациях. Проведенное исследование направлено на формирование функциональных требований к автоматизированной информаци...

Проблемы системы управления производственной компании по разработке программного обеспечения на основе поддержки и принятия решений

В настоящей работе с помощью информационных технологий представлено исследование системы управления поддержки и принятия решений, представлен собственный мониторинг, а также проанализированы существующие мониторинги и методологии исследования других ...

Электронные средства обучения

В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...

Методика и система закупок оборудования в высшем учебном заведении

В статье рассматриваются вопросы внедрения системы закупок оборудования в высшем учебном заведении. Проводится анализ предметной области предложения готовых программных продуктов. Приведен вариант решения задачи формирования заявок и плана закупок на...

Современная информационная система поликлиники

В работе проведен аналитический обзор современных информационных систем, используемых в управленческих структурах медицинских учреждений. Это позволило провести сравнительный анализ для возможности обоснованного выбора оптимальной и адаптированной к ...

Электронный учебно-методического комплекс как средство реализации дистанционного обучения

В статье рассматриваются особенности разработки и применения электронного учебно-методического комплекса для реализации дистанционного обучения.

Похожие статьи

Информационные системы для составления расписаний в образовательном учреждении

В статье рассмотрены вопросы использования информационных технологий в образовательном учреждении, в частности рассмотрен вопрос об использовании информационных систем при составлении расписания учебных занятий и сессий. Проанализированы аспекты прим...

Разработка системы автоматизации информационных процессов службы сбыта

Статья посвящена рассмотрению вопросов разработки системы автоматизации информационных процессов службы сбыта продукции торгово-закупочного предприятия. Определяются требования к разрабатываемой системе, ее основные функции. Обосновываются средства р...

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...

Преимущества и возможности режима дистанционного обучения автоматизированной обучающей системы

Статья посвящена режиму удаленного доступа автоматизированной обучающей системы на основе лабораторных стендов. Описаны средства и подходы, примененные в данном вопросе, приведены преимущества использования удаленного доступа.

Реализация задачи многокритериальной оптимизации при проектировании автоматизированных информационных систем составления расписания учебных занятий

В статье приводится обзор современных исследований автоматизированного составления расписания учебных занятий в образовательных организациях. Проведенное исследование направлено на формирование функциональных требований к автоматизированной информаци...

Проблемы системы управления производственной компании по разработке программного обеспечения на основе поддержки и принятия решений

В настоящей работе с помощью информационных технологий представлено исследование системы управления поддержки и принятия решений, представлен собственный мониторинг, а также проанализированы существующие мониторинги и методологии исследования других ...

Электронные средства обучения

В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...

Методика и система закупок оборудования в высшем учебном заведении

В статье рассматриваются вопросы внедрения системы закупок оборудования в высшем учебном заведении. Проводится анализ предметной области предложения готовых программных продуктов. Приведен вариант решения задачи формирования заявок и плана закупок на...

Современная информационная система поликлиники

В работе проведен аналитический обзор современных информационных систем, используемых в управленческих структурах медицинских учреждений. Это позволило провести сравнительный анализ для возможности обоснованного выбора оптимальной и адаптированной к ...

Электронный учебно-методического комплекс как средство реализации дистанционного обучения

В статье рассматриваются особенности разработки и применения электронного учебно-методического комплекса для реализации дистанционного обучения.

Задать вопрос