Данная статья посвящена обзору тестовых заданий международного исследования компьютерной грамотности ICILS, а также предложение по участию в этом исследовании учеников школ республики.
Ключевые слова: ICILS, международные системы по оценке знаний учащихся, компьютерная и информационная грамотность.
В марте 2019 года Президент Республики Узбекистан выдвинул пять важных инициатив, среди которых третья инициатива — повышение навыков населения и молодёжи по использованию компьютерных технологий и интернета.
В 2020 году Министерству народного образования было поручено разработать национальную программу образования и внедрить международные системы по оценке знаний учащихся (PISA, TIMSS, PIRLS).
Среди вышеперечисленных международных систем по оценке знаний учащихся пока нет ICILS (международное исследование компьютерной и информационной грамотности), хотя данное исследование имеет такую же важность, как и остальные.
ICILS — это исследование компьютерной и информационной грамотности, основной целью которого является определение уровня компьютерной и информационной грамотности у учащихся 8-х классов.
Для того чтобы подготовить учащихся к успешному прохождению тестовых испытаний, необходимо заняться подготовкой преподавательского состава.
В первую очередь нужно познакомить преподавателей школ с тестовыми заданиями, которые были использованы в исследовании предыдущих годов. Тестовые задания делятся на следующие виды:
1. Задания, ответ на которые основан на предоставленной информации. Содержание задания — представляется в виде не интерактивного текста, компьютерной проблемы или источника информации. В таком виде заданий используется функционал перетаскивания информации (drag and-drop). Есть три способа использования этого функционала:
— перетаскивание информации для определения правильного варианта ответа из нескольких;
— перетаскивание информации для составления ответа;
— перетаскивание информации в качестве ответа.
Рис. 1. Перетаскивание информации для определения правильного ответа
2. Задания, требующие использование определенных компьютерных навыков. В заданиях данного вида учащемуся требуется продемонстрировать базовые навыки пользования компьютером и выполнить задачи, включающие выполнение различных действий с использованием представленных в интерфейсе инструментов. Это может быть одно действие, или последовательность действий. Ответы учащегося на задания, требующие последовательность действий, засчитывается в случае правильно выполненной последовательности действий. Задания данного вида кодируются программой автоматически.
Рис. 2. Задания с открытыми вопросами
3. Задания, требующие создание информационных продуктов. В заданиях данного вида учащимся требуется преобразовать или модифицировать информационные продукты, пользуясь представленными в интерфейсе инструментами для создания информационного продукта. Учащимся может потребоваться использование нескольких приложений (например, приложения электронной почты, электронных таблиц, а также веб-страницы, программное обеспечение для обработки текстов или мультимедийных файлов). Конечный информационный продукт, созданный учащимся, сохраняется в системе и кодируется вручную с помощью руководства по кодированию.
Рис. 3. Задания с выбором варианта ответа и открытым ответом
Следующее исследование будет в 2023 году, Участие страны в данном уникальном исследовании будет способствовать активному развитию IT-образования. Это обеспечит мультипликативный эффект на уровень информационной грамотности населения страны.
Литература:
- https://tma.uz/ru/2019/05/24/5-initsiativ-prezidenta-respubliki-uzbekistan/
- https://www.uzedu.uz/ru/maktablarda-talim-sifati
- http://iac.kz/ru/project/icils