Актуальные проблемы правового регулирования договора энергоснабжения в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (401) февраль 2022 г.

Дата публикации: 10.02.2022

Статья просмотрена: 1120 раз

Библиографическое описание:

Вигонд, К. Е. Актуальные проблемы правового регулирования договора энергоснабжения в Российской Федерации / К. Е. Вигонд. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 151-154. — URL: https://moluch.ru/archive/401/88757/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются особенности договора энергоснабжения, его виды, ответственность сторон договора, а также актуальные на сегодняшний день проблемы правоотношений, вытекающих из данного договора, и их решение.

Ключевые слова: договор энергоснабжения; правовое регулирование договора энергоснабжения; совершенствование нормативной базы в сфере энергоснабжения.

In the article considered particular qualities of the Power Supply Contract, kinds of this contract, responsibility of the parties of the contract, and topical problems of legal relationships arising from this contract and their decision.

Keywords: the Power Supply Contract; legal regulation of the Power Supply Contract; perfecting of the normative base in the electric power supply domain.

Энергоснабжение на сегодняшний день является неотъемлемой частью общества, а договор энергоснабжения — одним из самых распространённых в гражданско-правовом обороте. Без снабжения энергетическими ресурсами не может функционировать ни одна организация, а также без них не могут обходиться в повседневной жизни граждане.

Договор энергоснабжения представляет собой разновидность договора купли-продажи и согласно ст. 539 Гражданского кодекса РФ заключается в подаче энергоснабжающей организацией абоненту через присоединённую сеть энергии, которую абонент обязан оплатить. При этом на энергоснабжающую организацию возлагается обязанность по обеспечению безопасности эксплуатации энергетических сетей, находящихся в её ведении, и исправности оборудования [1, ч. 1 ст. 539].

Договор энергоснабжения можно, в свою очередь, классифицировать в зависимости от вида поставляемой энергии на следующие:

1) договор теплоснабжения;

2) договор электроснабжения;

3) договор газоснабжения.

Договор энергоснабжения носит возмездный, а также публичный характер, энергоснабжающая организация обязана заключить такой договор с любым обратившимся к ней юридическим или физическим лицом при условии наличия энергетический сетей, позволяющих реализовать передачу соответствующего ресурса [1, ч. 2 ст. 539].

По общему правилу, если иное не определено сторонами, договор энергоснабжения заключается на неопределённый срок и не требует пролонгации.

Правовое регулирование правоотношений в сфере энергоснабжения осуществляется следующими законами: Гражданский кодекс РФ; ФЗ «О теплоснабжении» № 190 от 27.07.2010 г.; ФЗ «Об электроэнергетике» № 35 от 26.03.2003 г.; ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261 от 23.11.2009 г.; ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» № 69 от 31.03.1999 г.; а также принимаемыми в соответствии с ними подзаконными актами: Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. № 808); Правила подключения к системам теплоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 307); Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1034) и др.

Действующее законодательство довольно подробно регламентирует виды договоров энергоснабжения, особенности их заключения, регулирования со стороны государства, правила учёта и оплаты энергии, права и обязанности сторон, а также их ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств. Однако, несмотря на подробную регламентацию и наличие довольно большого количества законов и подзаконных актов, на практике проблемы, связанные с заключением и исполнением обязанностей по договору энергоснабжения, имеют место быть.

Одной из актуальных для сферы производства и поставки ресурсов проблем является неисполнение обязательств со стороны потребителей. Законодатель не оставил эту проблему без внимания, и недавно произведённые изменения в законодательство предусмотрели возможность взыскания законной неустойки (п. 9.1 ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении», [7], п. 2 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике» [5], ст. 25 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» [3]).

Ранее меры обеспечения исполнения обязательств по договору энергоснабжения устанавливались сторонами непосредственно в тексте договора, однако по поводу размера неустойки или наличия в договоре нормы о её применении могли возникать различные разногласия. Теперь же права ресурсоснабжающей организации касаемо оплаты поставленных ресурсов защищены законодательно.

Помимо этого законодательство предусматривает возможность введения в отношении потребителя, нарушающего условия оплаты, режима частичного или полного ограничения или прекращения подачи ресурса, что регламентируется Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», Порядком прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов от 05.01.1998 г. № 1, Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации от 08.08.2012 г. № 808.

Ограничение или прекращение подачи энергоресурса возможно при соблюдении энергоснабжающей организацией определённого в нормативных актах порядка. Для социально значимых объектов предусмотрен особый порядок ограничения или прекращения поставки ресурсов. [9; 11; 12, п.п. 76–109] Однако здесь существует нюанс, который на практике создаёт проблемы, в том числе финансового характера, для энергоснабжающих организаций.

К социально значимым объектам относятся государственные органы, в том числе ФСБ, МВД, медицинские учреждения, воинские части, органы уголовно-исполнительной системы, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения, организации железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Ввиду значимости данных объектов законодатель предусмотрел меры ответственности за неправомерное отключение подобных учреждений в нарушение установленных правил. Так, за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами возможно применение административной ответственности по ст. 7.23 Кодекса об административных правонарушениях РФ, а также уголовной ответственности по ст. 215.1 Уголовного кодекса РФ за прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения [2, ст. 7.23; 4, ст. 215.1]. Таким образом, энергоснабжающая организация до введения режима частичного или полного ограничения ресурса в адрес социально-значимого объекта должна убедиться в реальном нарушении обязательств по оплате, в отсутствии перспективы произведения оплаты, а также соблюсти определённый порядок, связанный с уведомлением о применении таких мер.

Что же касается объектов, подведомственных Министерству обороны РФ, здесь ситуация особого характера. 23 ноября 1995 г. Президентом РФ был издан Указ № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства», в котором указывается, что действия по ограничению или прекращению поставки топливно-энергетических ресурсов в адрес указанных объектов, являются нарушающими безопасность государства [8, п. 1]. На практике к ресурсоснабжающей организации, которая, даже не произведя фактических действий по ограничению или прекращению подачи ресурса, лишь направила в адрес такого потребителя уведомление о намерении совершить подобные действия, могут быть применены меры прокурорского реагирования, а также возможно привлечение к ответственности со стороны антимонопольных органов в том случае, если в данной местности определённая ресурсоснабжающая организация является единственной, от которой учреждение Министерства обороны может получить энергоресурс.

Отсюда вытекает, что энергоснабжающая организация в случае неисполнения организациями, подведомственными Министерству обороны РФ, обязательств по оплате, не имеет возможности применить меры ответственности к потребителю в целях получения денежных средств за оказанные услуги, и фактически вынуждена оказывать услуги по снабжению их ресурсами, бесплатно. Самозащита прав энергоснабжающей организации в форме ограничения или прекращения поставки электроэнергии указанным выше учреждениям является в данном случае неправомерной, что подтверждается практикой арбитражных судов (дела № А07–23814/2009, № А78–9359/2011, № А71–11555/2013,) [15, 17, 18], а также определением ВАС от 13 мая 2013 года № ВАС-5210/13 [16].

Анализируя текст Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-р, можно прийти к выводу о наличии таких проблем, как регламентирование управляемости экономики в сфере энергоснабжения; проблемы, связанные с лицензированием; наличие барьеров, препятствующих развитию данной сферы; высокий износ основных фондов топливно-энергетического комплекса; неэффективное расходование энергетических ресурсов; недобросовестная конкуренция энергоснабжающих организаций; слабые международные экономические связи [14].

Для решения названных проблем на уровне законодательства в Стратегии предлагается, в частности, разрабатывать государственные программы энергосбережения, рационализировать налоговую политику в отношении ресурсоснабжающих организаций, принимать меры по совершенствованию экономического регулирования путём формирования соответствующей нормативно-правовой базы, совершенствовать лицензионную политику и устранять необоснованные административные барьеры, принимать меры по минимизации бездоговорного и безучётного потребления энергоресурсов, в том числе, путём оснащения объектов энергоснабжения приборами учёта.

Помимо этого внимание должно быть уделено ценообразованию и установлению тарифов. На практике сегодня существует проблема большого разброса цен и тарифов на энергоресурсы в зависимости от региона или муниципального образования, что затрагивает интересы абонентов — субъектов предпринимательства и граждан.

В Стратегии также предлагается внести изменения в нормативно-правовые акты, касающиеся технического регулирования энергетики. В частности, предлагается упростить процедуру согласования проектной документации, а также сертификации, которые на сегодняшний день имеют свои бюрократические сложности.

Также отмечается, что в последние годы были достигнуты успехи в сфере экологической безопасности, связанной с производством и поставкой энергоресурсов, путём законодательного ужесточения требований в области недропользования.

Что касается международного сотрудничества, то в целях развития российской экономики государство намерено на законодательном уровне создавать условия для установления внешнеэкономических связей, позволяющих вести торговлю энергетическими ресурсами.

Как мы видим, проблемы, связанные с исполнением договора энергоснабжения, существуют для организаций, осуществляющих производство и поставку энергоресурсов, поскольку на них договором энергоснабжения возлагается большое количество обязанностей. В связи с тем, что у абонента, как правило, есть лишь обязанности по оплате поставленных ресурсов и поддержанию сетей и оборудования в надлежащем состоянии, то основными проблемами для потребителя могут быть только ненадлежащее качество ресурсов и неправомерное ограничение или прекращение подачи энергоресурса. Что касается данных проблем, то законодатель довольно подробно регламентирует последствия для энергоснабжающей организации, связанные с нарушением соответствующих норм.

Проведя анализ нормативно-правовых актов в сфере регулирования правоотношений, вытекающих из договора энергоснабжения, в том числе ознакомившись с Энергетической стратегией России на период до 2030 года, можно прийти к выводу о том, что в целом сфера энергоснабжения в России находится на достойном уровне, её совершенствованию уделяется внимание со стороны государства, договор энергоснабжения подробно регламентирован законами и подзаконными актами, количество существующих на сегодняшний день проблем в этой сфере незначительно и имеет тенденцию к уменьшению путём проведения соответствующих мероприятий по реформированию нормативно-правовой базы.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. // «Российская газета» от 08.12.1994 г. № 238–239
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06.1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 17.06.1996 г. № 25 ст. 2954
  3. ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» № 69-ФЗ от 31.03.1999 г. // «Российская газета» от 08.04.1999 г. № 67
  4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации № 195-ФЗ от 30.12.2001 г. // «Российская газета» от 31.12.2001 г. № 256
  5. ФЗ «Об электроэнергетике» № 35 от 26.03.2003 г. // «Российская газета» от 01.04.2003 г. № 60
  6. ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261 от 23.11.2009 г. // «Российская газета» от 27.11.2009 г. № 226
  7. ФЗ «О теплоснабжении» № 190 от 27.07.2010 г. // «Российская газета» от 30 июля 2010 г. № 168
  8. Указ Президента РФ «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» № 1173 от 23.11.1995 г. // «Российская газета» от 29.11.1995 г. № 231
  9. Порядок прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (утв. постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 г. № 1) // «Российская газета» от 15.01.1998 г.
  10. Правила подключения к системам теплоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 307) // Собрание законодательства Российской Федерации от 23.04.2012 г. № 17 ст. 1981
  11. Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442) // Собрание законодательства Российской Федерации от 04.06.2012 г. № 23 ст. 3008
  12. Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. № 808) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20.08.2012 г. № 34 ст. 4734
  13. Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1034) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25.11.2013 г. «47 ст. 6114
  14. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30.11.2009 г. № 48 ст. 5836
  15. Определение ВАС РФ от 18.10.2012 г. № ВАС-13603/12 // Картотека арбитражных дел: http://kad.arbitr.ru
  16. Определение ВАС РФ от 13.03.2013 № ВАС-5210/13 // СПС «Гарант»
  17. Постановление ФАС Уральского округа от 07.06.2010 г. по делу № А78–9359/2011 // Картотека арбитражных дел: http://kad.arbitr.ru
  18. Постановление ФАС Уральского округа от 18.06.2014 г. по делу № А71–11555/2013 // Картотека арбитражных дел: http://kad.arbitr.ru
Основные термины (генерируются автоматически): договор энергоснабжения, энергоснабжающая организация, Российская Федерация, Постановление Правительства РФ, электрическая энергия, проблема, ресурс, ресурсоснабжающая организация, сфера энергоснабжения, Гражданский кодекс РФ.


Ключевые слова

договор энергоснабжения, правовое регулирование договора энергоснабжения, совершенствование нормативной базы в сфере энергоснабжения

Похожие статьи

Стороны (субъекты) договора энергоснабжения

Ключевые слова: договор энергоснабжения; субъекты договора энергоснабжения; стороны договора

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 539 содержит общие положения о

Из смысла ст. 539 ГК РФ следует, что законодатель называет сторонами договора...

Правовое положение гарантирующего поставщика...

Ключевые слова: гарантирующий поставщик, электрическая энергия, сетевая организация, ГК РФ, договор энергоснабжения, правовое положение

Таким образом, если потребитель выразил желание заключить договор по схеме энергоснабжения, то на гарантирующего...

Условие о количестве подаваемой энергии как существенное...

В ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] (далее — ГК РФ) условие договора энергоснабжения о количестве подаваемой абоненту энергии определяется по-разному в зависимости от того, кто выступает в качестве последнего...

Существенный пробел законодательного регулирования...

«Отпуск» электроэнергии, предусмотренный договором на пользование электрической энергией, включал в себя обязательства энергоснабжающей организации по сбыту и передаче электрической энергии, которые выполнялись без привлечения третьих лиц.

К вопросу о правовой природе договора теплоснабжения

Договор энергоснабжения является видом договора купли-продажи и регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, специальными нормативными актами, в части не противоречащей ГК РФ. Вопросы, неурегулированные законом, решаются на основе общих...

Отсутствие договора между ресурсоснабжающей...

Отсутствие договора между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, проблемы и пути решения.

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп...

Проблемы управления многоквартирными домами в настоящее...

Договор управления многоквартирным домом не поименован в Гражданском кодексе РФ и, как всегда в таких случаях, между. органами и органами местного самоуправления по вопросам управления многоквартирными домами; организация и осуществление расчетов за услуги...

Статьи по ключевому слову "договор энергоснабжения..."

"договор энергоснабжения": Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г. — Зимнева С. В., Федосеева А. Л.

Актуальные проблемы правового регулирования договора энергоснабжения в Российской Федерации.

Проблемы привлечения к административной ответственности...

В действующем КоАП РФ отсутствует глава, которая регулирует меры ответственности за правонарушения в области ЖКХ.

Согласно ст.7.23 КоАП РФ субъектом правонарушения является и исполнитель и ресурсоснабжающая организация.

Похожие статьи

Стороны (субъекты) договора энергоснабжения

Ключевые слова: договор энергоснабжения; субъекты договора энергоснабжения; стороны договора

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 539 содержит общие положения о

Из смысла ст. 539 ГК РФ следует, что законодатель называет сторонами договора...

Правовое положение гарантирующего поставщика...

Ключевые слова: гарантирующий поставщик, электрическая энергия, сетевая организация, ГК РФ, договор энергоснабжения, правовое положение

Таким образом, если потребитель выразил желание заключить договор по схеме энергоснабжения, то на гарантирующего...

Условие о количестве подаваемой энергии как существенное...

В ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] (далее — ГК РФ) условие договора энергоснабжения о количестве подаваемой абоненту энергии определяется по-разному в зависимости от того, кто выступает в качестве последнего...

Существенный пробел законодательного регулирования...

«Отпуск» электроэнергии, предусмотренный договором на пользование электрической энергией, включал в себя обязательства энергоснабжающей организации по сбыту и передаче электрической энергии, которые выполнялись без привлечения третьих лиц.

К вопросу о правовой природе договора теплоснабжения

Договор энергоснабжения является видом договора купли-продажи и регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, специальными нормативными актами, в части не противоречащей ГК РФ. Вопросы, неурегулированные законом, решаются на основе общих...

Отсутствие договора между ресурсоснабжающей...

Отсутствие договора между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, проблемы и пути решения.

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп...

Проблемы управления многоквартирными домами в настоящее...

Договор управления многоквартирным домом не поименован в Гражданском кодексе РФ и, как всегда в таких случаях, между. органами и органами местного самоуправления по вопросам управления многоквартирными домами; организация и осуществление расчетов за услуги...

Статьи по ключевому слову "договор энергоснабжения..."

"договор энергоснабжения": Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г. — Зимнева С. В., Федосеева А. Л.

Актуальные проблемы правового регулирования договора энергоснабжения в Российской Федерации.

Проблемы привлечения к административной ответственности...

В действующем КоАП РФ отсутствует глава, которая регулирует меры ответственности за правонарушения в области ЖКХ.

Согласно ст.7.23 КоАП РФ субъектом правонарушения является и исполнитель и ресурсоснабжающая организация.

Задать вопрос