В статье приведена система методов и инструментов управления воспроизводством внеоборотных активов на предприятии.
Ключевые слова: основные фонды, внеоборотные активы, методы управления, система методов и инструментов управления.
The article provides a system of methods for managing the reproduction of non-current assets at an enterprise.
Keywords: fixed assets, non-current assets, management methods, system of management methods and tools.
Принято выделять две основные группы методов, с помощью которых государство регулирует деятельность по управлению воспроизводством внеоборотных активов: прямое и косвенное (непрямое) воздействие. Все формы воздействия на инвестиционные проекты делятся на 3 блока: правовой, административный и экономический.
Методы прямого и косвенного воздействия реализуются через инструменты. Взаимосвязь методов и инструментов представлена в таблице 1.
Данная таблица позволяет выявить используемые механизмы прямого и косвенного регулирования, поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности, устанавливаемые федеральным законодательством и реализуемые на различных уровнях власти.
Экономический метод предусматривает инструменты:
— государственное финансирование инвестиций (госинвестиции) — инвестиционная деятельность государства, направленная на создание и модернизацию государственной собственности и на обеспечение государством своих функций.
Таблица 1
Система методов и инструментов
Уровни управления |
Методы |
Инструменты |
Федеральный уровень |
Правовые |
Законы, целевые федеральные программы: — Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; — нормативные правовые акты Минфина России; — ПБУ 14/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н; — 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» |
Административные |
Регулирование цен и тарифов на продукцию или услуги |
|
Экономические |
Государственно-частное партнерство |
|
Государственное финансирование; |
||
Государственное участие и поддержка; |
||
Связанное кредитование; |
||
Региональный |
Правовые |
Законы и законодательные акты, регулирующие на региональном уровне. |
Административные |
Регистрация и лицензирование; |
|
нормирование; |
||
регулирование цен и тарифов на продукцию или услуги. |
||
Экономические |
Государственно-частное партнерство |
|
Финансирование инвестиций из регионального бюджета; |
||
Гарантии инвесторам; |
||
Льготное кредитование. |
||
Муниципальный уровень |
Правовые |
Законодательные акты, регулирующие деятельность на муниципальном уровне |
Административные |
Регистрация и лицензирование; |
|
Нормирование; |
||
Стандартизация; |
||
Экономические |
Реализация программ помощи малому бизнесу |
|
Государственно-частное партнерство |
||
Субсидии предприятиям из местного бюджета |
||
Уровень хозяйствующего субъекта |
Правовые |
Устав предприятия, документация, регулирующая деятельность на уровне хозяйствующего субъекта |
Административные |
Взаимодействие с институтами развития |
|
Экономические |
Амортизационная политика |
Государственное финансирование является одной из форм финансирования инвестиционных проектов, которая осуществляется путем:
1) предоставления государственных бюджетных кредитов на возвратной основе;
2) предоставления государственных ассигнований из бюджета на безвозвратной (безвозмездной) основе;
3) финансирования в рамках федеральных целевых инвестиционных программ (ФЦП);
4) финансирования в рамках федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП);
5) финансирования через бюджет развития;
6) финансирования через «стабилизационный фонд»;
7) финансирования инвестиционных проектов из государственных внешних заимствований;
8) предоставления инвестиционного налогового кредита.
— государственное участие и поддержка подразумевает непосредственное использование инструментов государственного финансирования инвестиционных проектов, налоговой и административной поддержки. Может осуществляться как в прямой, так и в косвенной формах. В соответствии с концепцией государственной инвестиционной политики прямая форма реализуется посредством:
1) финансов;
2) активов;
3) государственных гарантий.
Косвенная поддержка предполагает применение:
1) квот;
2) тарифов и пошлин (таможенных);
3) льгот при уплате налогов и сборов.
Правовой метод задает законодательную базу для остальных методов. Так, в административном методе рассматриваются следующие инструменты:
— лицензирование и регистрация, т. е. разрешение, которое выдается уполномоченными органами на введение проектных, изыскательных работ не менее 5 лет;
— стандартизация и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг. Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых двух федеральных законов: № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года и № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 года. Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2018 года № 1762-р одобрена Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2027 года. К документам по стандартизации в соответствии с 162-ФЗ относятся:
1) документы национальной системы стандартизации, устанавливающие требования;
2) общероссийские классификаторы;
3) стандарты организаций, в том числе технические условия;
4) своды правил;
— особую значимость приобретает уточнение и систематизация существующих процедур административного санкционирования в строительстве, поскольку реакция власти на строительство того или иного объекта должна производится прозрачно, понятно и в кратчайшие сроки;
— регулирование цены и тарифов на продукцию или услуги. Именно цены в условиях рыночных отношений становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум. На региональном уровне осуществляется на основе Постановления Хабаровского края № 142пр от 4 июня 2010 года «Об утверждении Положения о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (с изменениями на 22 апреля 2017 года)»;
— естественная монополия. в инфраструктурных отраслях играет важную роль в обеспечении коммуникаций и территориального развития, реализует важную макроэкономическую функцию, учитывая присущую спросу на их продукцию низкую эластичность;
Представленный механизм реализуется региональными органами власти с опорой на федеральные и региональные стратегии, программы, нормативно-правовые акты в области деятельности воспроизводства внеоборотных активов, в функции которых входит формирование законодательной базы, установление полномочий органов исполнительной власти, контроль.
Широкое разнообразие методов и инструментов управления воспроизводством внеоборотных активов дает возможность подойти к их выбору в зависимости от особенностей экономического развития, сложной структуры субъектов и объектов управления, а также особенностей взаимодействия между ними.
Государственная поддержка осуществляется в формах предоставления налоговых льгот, предусмотренных федеральным и областным законодательством, отсрочкой по уплате налога или сбора, предоставление инвестиционного налогового кредита на условиях, установленных действующим законодательством, предоставление гарантий со стороны региональных органов власти.
Литература:
- Информационно-аналитическое агентство «Восток России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eastrussia.ru/material/khabarovskiy-kray-itogi-2019-tendentsii-2020-/
- Министерство экономического развития Хабаровского края [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/