О повышении конкурентоспособности железнодорожного транспорта за счет применения новых технологических решений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 05.02.2022

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Поливанчук, М. А. О повышении конкурентоспособности железнодорожного транспорта за счет применения новых технологических решений / М. А. Поливанчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88614/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье говорится об инновационных технологиях, автоматизированных системах и технологических решениях, применяемых на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: железнодорожные перевозки, автоматизированные системы, АПК «ЭЛЬБРУС», ГЛОНАСС.

Железнодорожный транспорт является одним из наиболее значимых элементов транспортной системы России. Железнодорожные перевозки в перспективе останутся самым экономически эффективным способом транспортировки массовых грузов на средние и дальние расстояния [1].

Поскольку основную долю перевозок на железных дорогах России составляют грузовые перевозки, то в этой обстановке чрезвычайно важным является повышение транспортной привлекательности железнодорожного транспорта для производителей продукции. На сегодняшний день прирост грузооборота и рост объемов перевозок обеспечивается повышением конкурентоспособности железнодорожного транспорта за счет применения новых технических средств и технологических решений, научных разработок, инновационных автоматизированных систем управления и централизованной организации перевозочного процесса.

Так, например, для повышения эффективности подвода грузов к портам применяется дорожная информационно-логистическая система (ДИЛС). Основной ее целью является формирование и использование единой информационной среды, обеспечивающей эффективное планирование на основании вариантного графика движения поездов, оперативных данных о состоянии и дислокации вагонопотоков, перерабатывающей способности портовых терминалов [2].

Алгоритм работы системы предусматривает предоставление портом информации о наличии груза на складах с разбивкой по маркам и идентификаторам внешнеторговых договоров, подходе флота и по составу судовых партий. В свою очередь, дорога предоставляет план подвода, дислокацию и прогноз прибытия вагонов с грузами, операции с вагонами на станции [3]. Однако отмечается и возможность совершенствования системы. Дополнение прогнозом отправления порожних вагонов из порта, расширение полигона планирования и увеличение его глубины. В перспективе ДИЛС должна стать самообучающейся системой с искусственным интеллектом.

Другая система, призванная повысить эффективность управления перевозочным процессом — АПК «ЭЛЬБРУС». Она решает задачи построения прогнозного (суточного) энергосберегающего графика движения поездов (ГДП); стыковки прогнозных графиков между полигонами дорог, а также выполняет автоматизированную передачу прогнозного энергосберегающего графика в систему диспетчерского управления [4].

Внедрение АПК «ЭЛЬБРУС» является одним из приоритетных направлений в информатизации железнодорожного транспорта. В результате происходит экономия эксплуатационных расходов, в том числе за счет энергосбережения. Эффективность данной технологии подтверждается финансовыми результатами деятельности ОАО «РЖД» [5]. Экономия составила более 400 млн кВт·ч, при этом экономический эффект превысил 1 млрд рублей, а по итогам 2018 г. — 737 млн кВт·ч на сумму более 2 млрд руб.

Особое значение в повышении конкурентоспособности железнодорожного транспорта имеет внедрение спутниковых и геоинформационных технологий в интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте. Ведь для такой крупной железнодорожной системы, как ОАО «РЖД» осуществлять контроль за подвижным составом на 85000 км железных дорог, достаточно сложно. С помощью спутниковых систем ГЛОНАСС/GPSи информационных сервисов хозяйствам и службам предоставлена гарантированная возможность с высокой точностью определения дислокации и параметров движения пассажирских и грузовых поездов, а также оценивать параметры и состояние бортовых систем. Спутниковые системы используются совместно со средствами радиосвязи, радиолокационного зондирования для определения дислокации, а также полносоставности подвижного состава. Такие технологии требуют разработки и внедрения системы единого координатного управления [6].

В современных условиях остро стоит вопрос организации нового подхода к эксплуатации малоинтенсивных железнодорожных линий (МЖЛ). Они составляют почти 1/5 часть (15353 км) (18,2 %) от общей протяженности железных дорог ОАО «РЖД». Эксплуатация таких линий затратна, вследствие большого числа выполняемых вручную операций управления и завышенной потребности в персонале [7]. К технологическим решениям, повышающим эффективность использования МЖЛ можно отнести:

— перевод грузового движения на маломощные локомотивы (мощностью менее 1000кВт);

— совмещение поездного и маневрового режимов при расстановке местных вагонов по фронтам погрузки-выгрузки на станциях;

— организация руководства маневровой работы на станциях силами поездной бригады;

— организация погрузо-выгрузочных и приемосдаточных операций без отцепки-прицепки вагонов от состава поезда;

— перевозка грузов в составах пригородных поездов;

— замена пригородных поездов локомотивной тяги автомотрисами;

— замена подвижного состава в пригородных поездах, обращаемых по МЖЛ облегченными рельсовыми автобусами

и т. д.

Экономический эффект от применения предложенных мер по сокращению издержек в сфере обслуживания подвижного состава может дать по 40 млн руб. на линию, в сфере организации перевозочного процесса — до 68 млн руб. на линию, в сфере обслуживания объектов инфраструктуры — до 4 млн руб. на линию [7].

На полигоне Октябрьской, Московской, Северной и Горьковской дорог, как показали предварительные расчеты, эффект от внедрения данных мероприятий может составить 300 млн руб. в год, при условии тиражирования опыта на всю сеть ОАО «РЖД» — около 3 млрд руб. в год.

Следует отметить, что внедрение инновационных автоматизированных систем и применение новых технологических решений должно производиться комплексно для получения наилучшего эффекта. Железнодорожный транспорт сегодня вынужден испытывать жесткую конкуренцию со стороны других видов транспорта, которая дает мощный стимул для развития и поиска ответов на возникающее вызовы.

Литература:

  1. Приказ Минтранса РФ от 12.05.2005 N 45 «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]: // URL: https://sudact.ru/law/prikaz-mintransa-rf-ot-12052005-n-45/ (дата обращения 26.01.22)
  2. Дорожная информационно-логистическая система (ДИЛС-2014) [Электронный ресурс]:// URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39327800 (дата обращения 26.01.22)
  3. Логистика нового поколения [Электронный ресурс]: // URL: https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=143553 (дата обращения 27.01.22)
  4. Повышение энергоэффективности движения поездов на полигоне/Пытель И. В., Писарева Р. В., Кощеев А. А., Кащеева Н. В./ Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург [Электронный ресурс]: // URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/57914/1/eir_2017_076.pdf (дата обращения 29.01.22)
  5. АПК Эльбрус [Электронный ресурс]: URL: http://elbrus-r.ru/(дата обращения: 29.01.22).
  6. Информационные технологии и информационно-управляющие системы на магистральном транспорте/ Москвичев о. в./ Самарский государственный университет путей сообщения, 2015 г. [Электронный ресурс]: URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24957055_49914376.pdf (дата обращения: 29.01.22).
  7. Особенности интеграции малоинтенсивных линий с магистральными железнодорожными линиями / Вакуленко С. П., Колин А. В., Евреенова Н. Ю./ РУТ(МИИТ), г.Москва [Электронный ресурс]: // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-integratsii-malointensivnyh-liniy-s-magistralnymi-zheleznodorozhnymi-liniyami (дата обращения 1.02.22)
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, подвижной состав, перевозочный процесс, система, линия, повышение конкурентоспособности, сфера обслуживания, экономический эффект.


Похожие статьи

Анализ пассажирских перевозок железнодорожным...

Авторами подняты вопросы повышения спроса на железнодорожный транспорт дальнего следования и повышение

Хурция, А. Г. Анализ пассажирских перевозок железнодорожным и авиационным транспортом, возможные пути повышения спроса на дальние пассажирские...

Методы повышения конкурентоспособности автомобильного...

Ключевые слова: конкурентоспособность, рынок транспортных услуг, автомобильный грузовой транспорт, методы повышения конкурентоспособности. Рынок транспортных услуг играет важную роль в обеспечении экономического роста и социального развития.

Ключевые проблемы эффективности работы железнодорожного...

Железнодорожный транспорт является также эффективным и доступным видом транспорта по себестоимости перевозок и тарифам.

Таким образом, повышение надежности предприятия в настоящее время не только необходимо для дальнейшего успешного развития, но и...

Зарубежный опыт эксплуатации малоинтенсивных...

Статья посвящена анализу зарубежного опыта повышения эксплуатации малоинтенсивных

Повышение эффективности эксплуатации малоинтенсивных железнодорожных линий

Различные системы электрификации и СЦБ, понятия о габаритах подвижного состава и...

Основные направления и проблемы развития инновационных...

Как система транспорт городской пассажирский транспорт — это совокупность путей сообщения, транспортной инфраструктуры, перевозочных устройств, трудовых ресурсов, установленных правил и технологий перевозки пассажиров. С позиции технологии перевозки...

Пути совершенствования управления железнодорожными...

В целях повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок и роста удельного веса в структуре транспортного обслуживания необходимо постоянно оптимизировать управление железнодорожными перевозками [2].

Анализ влияния железнодорожной отрасли на национальную...

Определяется влияние железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасность государств на примере ОАО

Для улучшения транспортного обслуживания экономики и граждан государства до 2030 года в железнодорожный транспорт общего и...

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

Подвижной состав также и технически устарел. Железнодорожному транспорту необходимо не только «омоложение» основных средств, но также приобретение технически современных и наиболее совершенных подвижного состава и в том числе путевого оборудования.

Развитие транспортно-логистических систем в условиях...

Характерное в мировой экономике усиление интернационализации и глобализации производства приводит в свою очередь к интернационализации и глобализации транспортно-логистических систем и товаропроводящих сетей. В логистике основными движущими силами глобализации...

Похожие статьи

Анализ пассажирских перевозок железнодорожным...

Авторами подняты вопросы повышения спроса на железнодорожный транспорт дальнего следования и повышение

Хурция, А. Г. Анализ пассажирских перевозок железнодорожным и авиационным транспортом, возможные пути повышения спроса на дальние пассажирские...

Методы повышения конкурентоспособности автомобильного...

Ключевые слова: конкурентоспособность, рынок транспортных услуг, автомобильный грузовой транспорт, методы повышения конкурентоспособности. Рынок транспортных услуг играет важную роль в обеспечении экономического роста и социального развития.

Ключевые проблемы эффективности работы железнодорожного...

Железнодорожный транспорт является также эффективным и доступным видом транспорта по себестоимости перевозок и тарифам.

Таким образом, повышение надежности предприятия в настоящее время не только необходимо для дальнейшего успешного развития, но и...

Зарубежный опыт эксплуатации малоинтенсивных...

Статья посвящена анализу зарубежного опыта повышения эксплуатации малоинтенсивных

Повышение эффективности эксплуатации малоинтенсивных железнодорожных линий

Различные системы электрификации и СЦБ, понятия о габаритах подвижного состава и...

Основные направления и проблемы развития инновационных...

Как система транспорт городской пассажирский транспорт — это совокупность путей сообщения, транспортной инфраструктуры, перевозочных устройств, трудовых ресурсов, установленных правил и технологий перевозки пассажиров. С позиции технологии перевозки...

Пути совершенствования управления железнодорожными...

В целях повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок и роста удельного веса в структуре транспортного обслуживания необходимо постоянно оптимизировать управление железнодорожными перевозками [2].

Анализ влияния железнодорожной отрасли на национальную...

Определяется влияние железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасность государств на примере ОАО

Для улучшения транспортного обслуживания экономики и граждан государства до 2030 года в железнодорожный транспорт общего и...

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

Подвижной состав также и технически устарел. Железнодорожному транспорту необходимо не только «омоложение» основных средств, но также приобретение технически современных и наиболее совершенных подвижного состава и в том числе путевого оборудования.

Развитие транспортно-логистических систем в условиях...

Характерное в мировой экономике усиление интернационализации и глобализации производства приводит в свою очередь к интернационализации и глобализации транспортно-логистических систем и товаропроводящих сетей. В логистике основными движущими силами глобализации...

Задать вопрос