Продвижение чтения художественной литературы в детско-юношеской среде как приоритетное направление работы муниципальной библиотеки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 03.02.2022

Статья просмотрена: 1472 раза

Библиографическое описание:

Большакова, А. С. Продвижение чтения художественной литературы в детско-юношеской среде как приоритетное направление работы муниципальной библиотеки / А. С. Большакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88511/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье изложена роль художественной литературы в детско-юношеской среде. Приведены результаты маркетингового исследования «Особенности формирования спроса и продвижения чтения художественной литературы в детско-юношеской среде».

Ключевые слова: чтение, дети, юношество, художественная литература, исследовательская деятельность библиотек

Чтение, как взрослое, так и детское, сейчас переживает не лучшие времена. Мы наблюдаем значительное падение интереса к книге. Исследования фиксируют изменения, происходящие в чтении: снижение количества и ухудшение качества прочитанного, значительное уменьшение числа домашних библиотек, падение уровня понимания текстов (функциональная неграмотность) у детей и подростков. Изменилась и модель детского и особенно подросткового чтения. Как и во взрослом, выделяются две основные составляющие: чтение деловое и чтение развлекательное. Можно говорить о многих внешних факторов, обусловивших этот процесс: и охвативший развитые страны кризис чтения, который не обошел и нашу страну, и развитие новых информационных технологий, и агрессивная политика телевидения, и ускорение темпа жизни, и огромный выбор досуговых занятий, пришедших на смену книге, и многое другое. Но существует и внутренний фактор: изменилось отношение людей к книге.

Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Книги заставляют мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение. Чтение — сложный творческий процесс, требующий участия интеллекта, эмоций, воображения, памяти читателя, опирающийся на весь его духовный опыт. Результатом этого процесса является обогащение личности человека [1].

Перспективы развития любой страны во многом связаны с состоянием чтения детей и подростков, поскольку именно интеллект, образование и культура подрастающего поколения будут особенно востребованы в развивающемся информационном обществе. Но читают ли они для себя, для собственного развития? Проблема продвижения чтения сегодня актуальна во всем мире. В разных странах существуют свои подходы к её решению тем не менее, все они преследуют одни и те же цели:

— сделать чтение привлекательным для современного человека;

— показать его важность для развития как отдельной личности, так и общества в целом [2].

Решая задачу формирования у населения потребности в чтении, необходимо сосредоточить внимание на продвижении именно художественной литературы. Художественная литература обладает большим воспитательным потенциалом и способна позитивно влиять на личность ребенка, обогащает речь. Одним из приоритетных направлений библиотеки-филиала № 9 Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная система массовых библиотек» г. Хабаровска является продвижения чтения художественной литературы среди детей и юношества, ведь почти половину пользователей составляют дети (44 %) и пятую часть составляет юношество (16 %). Наблюдения за читателями библиотеки показывают, что большинство детей читают литературу в ученых целях, книга перестает быть источником духовного роста. Также значительную часть досуга детей заполняют электронные средства массовой. Поэтому крайне слабый интерес детей к книгам имеет сегодня четко выраженную проблемную характеристику. Продвижения чтения художественной литературы в детско-юношеской среде, пропаганда ценности чтения и книги, стимулирование у них интереса к мировому и российскому литературному наследию является основной задачей библиотеки-филиала № 9 МБУК «Централизованная библиотека массовых библиотек» г. Хабаровска. Таким образом, возникает необходимость в проведении маркетинговых исследований, направленных на изучение деятельности библиотеки по продвижению чтения среди детей и юношества.

На базе библиотеки проведено маркетинговое исследование «Особенности формирования спроса и продвижения чтения художественной литературы в детско-юношеской среде». Целью исследования стало изучение особенностей деятельности библиотеки-филиала № 9 МБУК «Централизованная система массовых библиотек» г. Хабаровска по формированию спроса и продвижения чтения художественной литературы в детско-юношеской среде.

Был проведен контент-анализ отчетно-плановой документации за 2017–2018 года. За данный период было выявлено 164 мероприятия, ориентированные на продвижения чтения в детско-юношеской среде. В процессе его осуществления были установлены предпочтительные направления деятельности, формы и методы библиотечной работы, целевая аудитория.

Наиболее распространенной формой работы в библиотеке являются книжные выставки (39 %). Организация выставок в библиотеке является одним из самых традиционных и распространённых методов раскрытия библиотечных фондов, пропаганды лучших документов и информирования пользователей о новых поступлениях. В библиотеке-филиале № 9 функционируют постоянно действующие выставки-просмотры «Классики в стране детства», «Дни воинской славы», «Литературный календарь». С новыми книгами пользователи библиотеки могут познакомиться на выставке «К нам новая книга пришла». Также к каждому массовому мероприятию оформляется, соответствующая теме, выставка. Полученный результат опровергает гипотезу исследования.

Чуть больше половины мероприятий (27 %) проходило в форме программы: литературно-игровой, конкурсно-игровой, литературно-исторической и т. д. Такая форма проведения мероприятий пользуется популярностью среди пользователей, так как они дают возможность воспринимать материал более эмоционально. Если в программе присутствуют литературные герои, то эмоциональное восприятие возрастает многократно.

Десятая часть мероприятий приходится на часы (11 %): часы мужества, истории, памяти.

В равной степени библиотекой используются такие формы как экскурсия, литературно-музыкальная композиция и мультимедийная презентация (5 %). Экскурсия способствует привлечению в библиотеку новых читателей, формирует привлекательность библиотеки для жителей района. Литературно-музыкальная композиция расширяет кругозор, повышает общую культуру пользователя. Мультимедийная презентация является способом продвижения книги и чтения средством визуальной культуры.

Также в равной степени в библиотеке проходят такие мероприятия как своя игра и квест (3 %). Детей привлекают нестандартные формы работы, связанные не только с работой интеллектуальных возможностей, но и с развитием двигательных способностей. Такой формой и является квест.

Наименьшая часть от общего количества библиотечных мероприятий приходится на викторины (2 %).

Установлено, что все мероприятия были проведены в помещении библиотеки. Это объясняется тем, что в библиотеке имеется материально-техническая база для подготовки и осуществления массовых мероприятий. Больше половины мероприятий (75 %) было проведено в детском отделе. Это говорит о том, что библиотека ведет довольно активную работу по продвижению книги и чтения среди этой категории пользователей. Детские мероприятия посетило 1322 пользователя (80 %). Чуть больше четверти мероприятий (25 %) проходило во взрослом отделе. Данный отдел проводит массовую работу для юношества. Количество пользователей, посетивших мероприятия во взрослом отделе, составило 339 человек (20 %).

Анализ мероприятий выявил, что в библиотеке на первом месте стоит такое направление деятельности, как литературно-художественное образование (33 %). Работа по продвижению книги и чтения, лучших литературных произведений, привлечение читателей в библиотеку — главное направление деятельности библиотеки. В библиотеке проходят мероприятия, посвященные творчеству К. И. Чуковского, С. М. Михалкова, А. П. Гайдара, А. Лиханова и других писателей.

По патриотическому воспитанию проводится чуть меньше четверти мероприятий (23 %). Работа библиотеки в данном направлении способствует укреплению патриотических чувств подрастающего поколения. Особая роль в рамках патриотического воспитания молодого поколения отводится таким формам работы, как часы и уроки мужества, литературно-музыкальные композиции, выставки-обзоры.

Чуть больше десятой части мероприятий (12 %) приходится на такие направления деятельности как духовная культура и нравственность, а также пропаганда здорового образа жизни. Мероприятия по здоровому образу жизни ориентированы на профилактику вредных привычек, пропаганду спорта и физической культуры. Работая по такому направлению как духовная культура и нравственность библиотека проводила разные мероприятия: книжная выставка «В кругу семьи рождается душа», игровая программа «Масленица-блинница, весны именинница», конкурсно-игровая программа «Маленькие волшебницы» и другие мероприятия.

По экологическому просвещению прошло 5 мероприятий (6 %). Повышение уровня экологической культуры, воспитание любви к родной природе и бережного отношения к своей земле — все это занимает значительное место в деятельности библиотеки.

В равной степени уделяется внимание таким направлениям деятельности как краеведение и эстетическое воспитание (4 %). Мероприятия по краеведению воспитывают у молодого поколения чувство патриотизма, любви и уважения к малой Родине. Так в библиотеке проходят мероприятия, посвященные Хабаровскому краю. Дети знакомятся с историей образования края, с его символикой, коренным населением и их бытом, природным и животным миром края.

Выявлено, что по профессиональной культуре прошло всего 3 мероприятия (3 %). В рамках данного направления деятельности оформлялась книжная выставка «Профессию подскажет книга» и прошла игровая программа «Выбор профессии — дело серьезное».

Установлено, что по формированию правовой культуры проходит малая часть мероприятий (2 %).

Основным методом обслуживания в библиотеке является информационно-рекомендательный (56 %). На втором месте находится позитивно-иллюстративный способ (42 %). На последнем месте находится критико-аналитический метод обслуживания (2 %).

Исследование показало, что в целях продвижения чтения в библиотеке проводились интересные мероприятия. Однако, библиотека должна постоянно развиваться и совершенствоваться, используя разные формы, методы в работе по привлечению детей и юношества к чтению художественной литературы.

На основании проведенного исследования можно прийти к выводу, что деятельность библиотеки в продвижения книги и чтения должна активно развиваться и требует пристального внимания сотрудников библиотек.

Литература:

  1. Популяризация и продвижение художественной литературы среди пользователей абонемента: формы и методы. — Текст: электронный // Псковская областная универсальная научная библиотека: [сайт]. — URL: http://pskovlib.ru/about/reports/texts/23396 (Дата обращения: 13.12.2021).
  2. Читать или не читать: о продвижении книги и чтения в молодёжной среде / Вологод. обл. универс. науч. б-ка, Библ.-информ. юнош. центр им. В. Ф. Тендрякова; сост. Л. Е. Сергеева-Христова; под ред. Н. В. Корниловой. — Вологда: ВОУНБ, 2016. — 51 с.  Текст: электронный.  URL: https://www.booksite.ru/forum/knigi/book1.pdf (Дата обращения: 13.12.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, продвижение чтения, библиотека, детско-юношеская среда, мероприятие, направление деятельности, чтение, книга, продвижение книги, хабаровск.


Ключевые слова

дети, художественная литература, чтение, юношество, исследовательская деятельность библиотек

Похожие статьи

Формирование у дошкольников интереса к чтению через...

Чтение детской художественной литературы во многом способствует развитию человека как личности [6].

Для налаживания отношений с библиотекой необходимо разработать план мероприятий с

Детско-родительский проект «Неделя детской книги» в средней...

Продвижение чтения художественной литературы...

Продвижение чтения художественной литературы в детско-юношеской среде как приоритетное направление работы муниципальной библиотеки.

Библиографическое описание: Большакова, А. С. Продвижение чтения художественной литературы в...

Хабаровский государственный институт культуры (Хабаровск)...

Хабаровский государственный институт культуры. Адрес: Россия, Хабаровск, Краснореченская улица, 112.

Продвижение чтения художественной литературы в детско-юношеской среде как приоритетное направление работы муниципальной библиотеки.

Проект по приобщению дошкольников к чтению «Мешок историй»

Семья, семейное чтение в приобщении дошкольника к художественной литературе играют первостепенную роль. Какие же проблемы стоят перед современной семьей в плане приобщения детей к литературе? Детско-родительский проект «Неделя детской книги» в...

Что может дать библиотека современному подростку

Ключевые слова: библиотека, подросток, чтение, книга, library, teenagers, reading, book. Традиционно к основным задачам библиотеки относят: обеспечение доступа к информации подрастающего поколения, воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в...

Формирование интереса к художественной литературе...

Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой

Цель: формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы.

- Обучать способам практического применения знаний, полученных при чтении литературы, в разных...

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

Современные исследователи детского чтения важное значение придают воздействию художественного произведения на нравственное, эстетическое, эмоциональное, речевое развитие детей, обращая при этом особое внимание на...

Художественное чтение как инновационная технология...

Опора на художественное чтение в течение всего образовательного процесса мотивирует студентов читать классическую и современную литературу, пробуждает интерес к учебной деятельности, расширяет диапазон выразительности голоса, учит осознанно пользоваться...

Похожие статьи

Формирование у дошкольников интереса к чтению через...

Чтение детской художественной литературы во многом способствует развитию человека как личности [6].

Для налаживания отношений с библиотекой необходимо разработать план мероприятий с

Детско-родительский проект «Неделя детской книги» в средней...

Продвижение чтения художественной литературы...

Продвижение чтения художественной литературы в детско-юношеской среде как приоритетное направление работы муниципальной библиотеки.

Библиографическое описание: Большакова, А. С. Продвижение чтения художественной литературы в...

Хабаровский государственный институт культуры (Хабаровск)...

Хабаровский государственный институт культуры. Адрес: Россия, Хабаровск, Краснореченская улица, 112.

Продвижение чтения художественной литературы в детско-юношеской среде как приоритетное направление работы муниципальной библиотеки.

Проект по приобщению дошкольников к чтению «Мешок историй»

Семья, семейное чтение в приобщении дошкольника к художественной литературе играют первостепенную роль. Какие же проблемы стоят перед современной семьей в плане приобщения детей к литературе? Детско-родительский проект «Неделя детской книги» в...

Что может дать библиотека современному подростку

Ключевые слова: библиотека, подросток, чтение, книга, library, teenagers, reading, book. Традиционно к основным задачам библиотеки относят: обеспечение доступа к информации подрастающего поколения, воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в...

Формирование интереса к художественной литературе...

Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой

Цель: формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы.

- Обучать способам практического применения знаний, полученных при чтении литературы, в разных...

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

Современные исследователи детского чтения важное значение придают воздействию художественного произведения на нравственное, эстетическое, эмоциональное, речевое развитие детей, обращая при этом особое внимание на...

Художественное чтение как инновационная технология...

Опора на художественное чтение в течение всего образовательного процесса мотивирует студентов читать классическую и современную литературу, пробуждает интерес к учебной деятельности, расширяет диапазон выразительности голоса, учит осознанно пользоваться...

Задать вопрос