Библиографическое описание:

Ширяев С. А., Кащеев С. А., Гудков В. А., Чухланцева С. В. Моделирование критериев эффективности доставки грузов автомобильным транспортом // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 75-77.

Моделируемым критерием оценки эффективности доставки грузов автомобильным транспортом на произвольном маршруте, являются удельные логистические затраты , соответствующие отношению логистических затрат на доставку грузов по маршруту , к стоимости грузов , планируемых для доставки по данному маршруту. Выражение для моделирования данного критерия имеет вид:

; (1)

Очевидно, что при уменьшении значения критерия , доставка грузов на данном маршруте является более эффективной. Таким образом, условие эффективности доставки грузов по некоторому маршруту имеет вид: [1, с. 100].

Моделируемый критерий эффективности работы всей системы доставки грузов (СДГ) за произвольный период времени, отражает основные логистические требования, предъявляемые к процессу доставки со стороны конечного потребителя: «доставка в нужном количестве», «доставка точно в срок» и «доставка с минимальными затратами» [2, с. 203]. Степень выполнения требования «доставка в нужном количестве» в модели оценивается при помощи коэффициента , требования «доставка точно в срок» – при помощи коэффициента , а требования «доставка с минимальными затратами – при помощи коэффициента . Выражения для моделирования данных коэффициентов имеют вид:

; (2)

; (3)

, (4)

где: стоимость фактически доставленных партий грузов; – стоимость партий грузов, доставленных «точно в срок»; – общая стоимость доставки грузов.

Различие в величинах плановой и фактической стоимостей партий грузов, а также стоимости партий грузов, доставленных «точно в срок», обусловлено возможным отказом автомобиля на маршруте доставки, а также невозможностью организации доставки всех партий грузов при превышении потребностей в доставке над возможностями СДГ (складскими, транспортными, экспедиционными). Очевидно, что при увеличении значений критериев и , а также при уменьшении значения критерия , работа СДГ является более эффективной. Таким образом, условие эффективности работы СДГ имеет вид: .

Общая стоимость доставки моделируется на основании выражения:


, (5)

где: – количество маршрутов доставки; – стоимость накладных затрат СДГ.

Накладные затраты СДГ учитывают стоимость работы ЛС , стоимости простоя автомобилей , ПРМ и грузчиков-экспедиторов в ожидании работы, а также затраты на устранение возможных отказов автомобилей на маршрутах доставки :

. (6)

Стоимость работы ЛС моделируется в виде постоянной величины, значение которой зависит от численности и размера заработной платы персонала ЛС. Стоимость простоя возможностей моделируются на основе выражения:

, (7)

где: , , – соответственно количество простаивающих автомобилей, ПРМ и грузчиков-экспедиторов; – себестоимость простоя; – продолжительность простоя.

Отказ автомобиля на маршруте доставки приводит к увеличению стоимости доставки, т.к. при невозможности устранения отказа усилиями водителя, для доставки используется резервный автомобиль, а для буксировки неисправного автомобиля – один из автомобилей, освободившихся после процесса доставки. Груз перегружается из неисправного автомобиля в резервный автомобиль, и доставка продолжается по ранее запланированному маршруту движения, но с опозданием. Таким образом, при отказе автомобиля необходимо выполнение дополнительных рейсов резервным автомобилем и автомобилем-буксиром. Кроме этого, после устранения последствий отказа, доставка производится с опозданием, что связано с риском несоблюдения требования «доставка точно в срок», а также с риском невыполнения доставки в случае прибытия автомобиля в пункт доставки после его закрытия. Вероятность отказа автомобиля на маршруте , зависит от пробега и моделируется в виде выражения:

. (8)

Стоимость устранения отказа -го автомобиля, последующей его замены на -й автомобиль и использованием -го автомобиля-буксира, моделируется в соответствии с выражением:

, (9)

где: – уменьшение стоимости работы -го автомобиля на маршруте при его отказе; – стоимости работы -го и -го автомобилей при устранении отказа -го автомобиля.

Для комплексной оценки эффективности работы СДГ, в модели используется общий коэффициент , соответствующий выражению:

. (10)

Разработанные критерии оценки эффективности доставки грузов потребителям позволяют уже на стадии проектирования системы доставки грузов в торговую сеть определять наиболее рациональные способы организации процесса доставки грузов, оценивать эффективность системы доставки для различных транспортных сетей, распределительных складов и пропускных возможностей пунктов доставки, а также рекомендовать оптимальную структуру и состав транспортных, складских и экспедиционных возможностей системы.


Литература:

Транспортная логистика: учебник для вузов / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев, В.А. Гудков, С.А. Ширяев и др.; под ред. Миротина Л.Б. – М.: Экзамен, 2002. – 512 с.

Управление грузовыми потоками в транспортно-логистических системах: монография / Л.Б. Миротин, В.А. Гудков, В.В. Зырянов, А.Г. Некрасов, А.С. Балалаев, О.Н. Ларин, А.К. Покровский, В.М. Беляев, А.В. Вельможин, Н.Ю. Машевец, Д.П. Гронин, С.А. Ширяев, П.Г. Кериди, Е.В. Меланич, С.Ю.; под ред. Л.Б. Миротина. – М.: Горячая линия – Телеком, 2010. – 702 с.


Основные термины (генерируются автоматически): доставки грузов, эффективности доставки грузов, доставки грузов автомобильным, системы доставки грузов, оценки эффективности доставки, маршруте доставки, грузов автомобильным транспортом, партий грузов, требования «доставка, процесса доставки, отказа -го автомобиля, доставки грузов потребителям, условие эффективности доставки, процесса доставки грузов, критериев эффективности доставки, уменьшении значения критерия, эффективности работы, эффективности работы СДГ, увеличению стоимости доставки, неисправного автомобиля.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос