Автор: Поескова Галина Ивановна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 463 раза

Библиографическое описание:

Поескова Г. И. Процесс раннего вмешательства в детское развитие: история Чикагского лонгитюдного исследования // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 480-482.

Статья затрагивает проблему воспитания и обучения детей дошкольного возраста в США. В статье особо подчёркивается важность раннего дошкольного обучения детей. Анализ результатов проведённых в США исследований показал, что роль правильно организованного дошкольного образования на дальнейшее развитие детей, на их успешность и благополучие во взрослой жизни неоценима. Раннее дошкольное воспитание влияет как на развитие когнитивных навыков у детей, так и на развитие мотивации, коммуникабельности, умения работать с другими людьми.

The article deals with the problem of education and training of preschool children in the USA. The article emphasizes the importance of early education of pre-school children. The analysis of the U.S study have shown that the role of properly organized pre-school education in the further development of the children on their success and well-being in adult life is invaluable. Early pre-school education influence on the development of cognitive skills and on their development of motivation, sociability, ability to work with other people.

Ключевые слова: дошкольное образование, одарённые дети, модернизация, высокий интеллект.

Keywords: early childhood education, gifted children, modernization, high intelligence.

В последнее время раннее вмешательство, начиная от рождения ребёнка и до начальной школы, вновь приобрело повышенное внимание в США как одна из наиболее желательных стратегий получения оптимального развития ребёнка. Специалисты считают годы от одного до трёх лет заслуживающими особого внимания, как критические в развитии и здоровье ребёнка.

История Чикагской лонгитюдной программы восходит к середине 1966 года, когда генеральный интендант Чикагских государственных школ Бенжамин Вил столкнулся с серьёзными, в том числе и образовательными проблемами: 8% учащихся шестых классов читали на уровне учеников первого класса; 30% населения Чикаго жило ниже официального уровня бедности; 100% населения Чикаго являлось представителями меньшинств; уровень безработицы вырос и достиг 39% в сравнении с 15% в других регионах. Всё это вызвало экстренную федеральную помощь. Была создана федеральная программа «The Chicago Child- Parent Centers Program», которая началась в 1966 году и продолжалась вплоть до 1986 года. Рейнолдс руководил этой программой, проводил регулярное и многократное исследование свыше 1539 детей в течение двадцати лет, имел возможность идентифицировать детей с высоким IQ из бедных афро-американских семей и проследить за их развитием в течение длительного периода времени. Учёный сделал вывод о том, что наибольшая эффективность характерна для программ дошкольного образования, поскольку именно в раннем детстве закладываются основы личности и психики человека, дальнейшего развития его интеллектуальных способностей, интересов и возможностей. Рейнолдс считал, что годы от 3 до 10 лет заслуживают особого внимания, ибо это решающие годы в развитии ребёнка. Термин «раннее вмешательство в развитие ребёнка» он объясняет, как предоставление образовательных и социальных услуг детям и их семьям, начиная с дошкольного возраста (preschool) от 0 до 5 лет, которые находятся в степени риска из-за бедности, антисоциальных факторов или условий окружающей среды» [1]. Эта программа подобно программе Head Start является широкомасштабной программой борьбы с бедностью, начатой в США 1960-х годах. Чикагская программа федерального значения уникальна в своём роде:

  1. в ней были объединены программа дошкольного образования (pre-school) и образования, получаемого в детском саду;

  2. в каждом центре обслуживались дети, проживающие в данном микрорайоне;

  3. приглашались родители как для участия в программах развития их детей, так и в целях их собственного развития;

  4. концептуально программа основывалась на активности и опыте детей, ведущему к развитию основных способностей детей в чтении, математике, искусства, и способствовали хорошему психическому и социальному развитию дошкольников.

Отличительная особенность Чикагской лонгитюдной программы от других программ заключалось в следующем:

  • Чикагское лонгитюдное исследование рассматривало факты долгосрочного влияния широкомасштабного раннего вмешательства на дальнейшее развитие ребёнка;

  • исследование раннего вмешательства рассматривалось вкупе с участием в дошкольном образовании, с образованием, получаемом в детском саду вплоть до старшего подросткового возраста ребёнка;

  • данная программа оказала своё влияние, как на развитие ребёнка, так и на развитие в целом семьи ребёнка.

Следует отметить, что существовал ряд показаний, необходимых для участия в Чикагской программе раннего вмешательства. Главным условием для участия в этой программе являлись плохие условия окружающей среды, которые не способствовали здоровью ребёнка. Здесь следует подчеркнуть, что в 1960-х годах 40% от численности всех детей Америки составляли дети из бедных афро-американских и латино- американских семей. Раннее вмешательство в виде образовательного обогащения могло компенсировать недостатки, которые являлись следствием бедности. Данная программа были призвана способствовать когнитивному, социальному и психическому развитию ребёнка. Разработчики этой программы ожидали от неё как краткосрочного, так и долгосрочного эффекта. Развитие ребёнка, включая его языковое развитие, безусловно, оказывало влияние на развитее его мотивации, успехов в школе и дальнейшего образование. Хотя на первый взгляд бросается много общего между программами Head Start и Чикагской программой, существуют различия между ними:

  1. административные центры Чикагской лонгитюдной программы располагались в начальных школах и имели специальные помещения для занятий с родителями, в отличие от программ Head Start, которые сотрудничали с социальными службами, а не со школьными системами;

  2. законодательно Чикагский проект предполагал наличие вокруг школы нищеты, тогда как программа Head Start предполагала бедные жизненные условия в семье;

  3. основное отличие состояло в том, что Чикагский опыт предполагал оказание образовательных услуг детям в течение 6 лет с возраста ребёнка от 3 до 9 лет, а программа Head Start только дошкольный возраст (до детского сада).

Чикагская лонгитюдная программа охватила 24 центра при Чикагских государственных школах: предлагались образовательные услуги дошкольникам в возрасте от 3до 4 лет и детям, посещающим детские сады. Основной особенностью этих программ было:

  • раннее вмешательство;

  • включение в образовательный процесс родителей;

  • языковое развитие;

  • взаимосвязь между дошкольным и начальным образованием.

Существовали три условия законного применения этой программы:

  1. дети должны жить возле близлежащей школы;

  2. дети не должны участвовать в других программах дошкольного развития;

  3. родители детей должны дать согласие на участие в программах хотя бы полдня в неделю.

Дошкольники проводили примерно 45 минут ежедневно за тренировкой навыков чтения. Кроме этого были уроки музыки, занятия искусством, социальные занятия. Активность сосредотачивалась вокруг изучения слов, сравнений, изучения литературы и в течение учебного года (8 месяцев) сложность материала возрастала. Существовало три категории классов:

  1. ориентированные на активность учителя;

  2. развивающие;

  3. смешанные.

Группы, центрированные на учителе, включали в себя такую активность, как совершенствование академических знаний и умений (читать, писать, считать). Группы, центрированные на развитии, предполагают небольшое количество детей в группах, наличие групп по интересам, применение таких материалов, как например, Пибоди дидактический материал. В группах со смешанной деятельностью предполагалось как развивающая активность детей, так и активность, центрированная на учителе. В программе предполагался широкий спектр родительской активности: волонтёрство; чтение историй в группах детей; организация игр с детьми, выполнившими свою работу; проведение научных экспериментов; работа над проектами; занятия с детьми по интересам; помощь в подготовке ланчей и завтраков; участие в экскурсия.

Следует отметить тот факт, что перед участием в программе дети прошли медицинское обследование, был проверен слух и зрение при участии логопеда. По утрам в группах полного дня детям предоставлялся бесплатный завтрак и ланч, как часть программы, предложенной Департаментом сельского хозяйства США.

Интенсивную подготовку для участия в программе приняли и учителя. Общая стоимость на ребёнка в год по данной программе составила 4350 $ на ребёнка, не включая расходы по программе бесплатного питания детей. Для применения программы учитывался статус риска:

  • низкий уровень образования у родителей;

  • наличие четверых или более детей в семье;

  • программа проводилась в школах, где 60% детей жили в условиях крайней бедности;

  • наличие безработных родителей;

  • неполная семья;

  • дети являлись выходцами из национальных меньшинств.

Чикагская программа представляла 3-часовую программу (по утрам и вечерам) для дошкольников (preschool), достигших трёх, лет в отдельных комнатах в группах по 4-5 детей или 6-часовые программы для дошкольников-детсадовцев (с 5 лет). Малое количество детей в группах и присутствие нескольких воспитателей способствовали качественному дошкольному образованию детей. Общее число детей, посещающих центр, составляло 130 – 210 человек, группы обучающихся детей состояли из 4-5 человека, что способствовало индивидуализации процесса обучения и достижению в конечном итоге значительных успехов в когнитивном развитии ребёнка, развитию его способностей и умственной готовности к школе в возрасте пяти лет. Успехи в когнитивном развитии детей наиболее часто используют для объяснения долгосрочного влияния при раннем детском вмешательстве. Эти успехи отмечали при проведении (Iowa Test) тестирования в возрасте 9 лет, а также умственную готовность к школе путём тестирования в возрасте 5 лет.

Таким образом, результаты Чикагского лонгитюдного исследования показали:

  • при специальном обучении когнитивное развитие детей достигает нормы в течение первого года обучения, а также может превосходить её;

  • раннее вмешательство способствует долгосрочному влиянию на ребёнка, увеличению его IQ, измеренное тестом Iowa Test в возрасте девяти лет, хорошим успехам в школе и уменьшению проблем в поведении ребёнка;

  • долгосрочный эффект программы выявился в развитии детской мотивации, что даже важнее, чем когнитивное или языковое развитие ребёнка: самооценка своих способностей, эффективности и настойчивости;

  • актуализация образовательного ресурса даже при отсутствии социокультурных изменений, способна значительно влиять на потенциал развития маленьких детей.


Литература:

  1. Reynolds, A.J. Success in Early Intervention. University of Nebraska Press.

Основные термины (генерируются автоматически): Head Start, детей раннего возраста, развитие детей, Чикагской лонгитюдной программы, раннего вмешательства, развитие ребёнка, программа head start, раннее вмешательство, development of, обучения детей, детей дошкольного возраста, дальнейшее развитие детей, дошкольного образования, количество детей, возраста ребёнка, развитие детей раннего, развитии ребёнка, дошкольного обучения детей, early education of, когнитивное развитие детей.

Ключевые слова

модернизация, дошкольное образование, одарённые дети, высокий интеллект.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос