Автор: Бакулин Сергей Васильевич

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 387 раз

Библиографическое описание:

Бакулин С. В. Педагогические условия эффективного формирования готовности подростков к личностным достижениям в физкультурно-спортивной деятельности // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 395-397.

Социально-экономические перемены, происходящие в России, приводят к осознанию того, что поступательное движение современного общества во многом связано с успешностью личностных достижений каждого человека. Именно индивидуальные достижения, как яркие показатели продуктивности личности в процессе самореализации, выступают критерием эффективности образовательной системы в целом. Личностные достижения представляют собой результат целостного развития индивида — его познавательной сферы, эмоций, мотивов, самореализации, самоорганизации, физического и психического здоровья. Под личностными достижениями понимается «субъективный позитивно значимый результат, степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям» (С. Л. Илюшин).

Поиск новых форм, методов и средств образовательной деятельности обуславливают на практике необходимость создания педагогических условий для формирования готовности подростков к личностным достижениям в физкультурно-спортивной деятельности.

Анализ научной литературы по проблеме осмысления содержания понятия личностные достижения подростка в физкультурно-оздоровительной деятельности свидетельствует о внимании исследователей к вопросам значения для подростков ситуаций личностных достижений. Именно они оказывают влияние не только на уровень притязаний, самооценку, мотивацию достижений, но и во многом определяют дальнейший ход развития личности.

Изучение литературных источников свидетельствует, что вопросами мотивационной и интеллектуальной готовности школьников к повышению уровня личностных достижений в процессе физического воспитания занимались А.Ф. Артюшенко, В. Бальсевич, Н. Бернштейн, Е. Ильин, Е.В. Нечипоренко, Л.А. Нечипоренко, А. Пуни и др. Авторы отмечают, что на формирование личностных достижений школьников влияют: четкое понимание цели (наличие интеллектуальной готовности и положительной мотивации) учебно-физкультурной и спортивной деятельности, осознанное желание к самоусовершенствованию, способность к самоконтролю, самоанализ и самооценка в процессе учебной деятельности на уроках физического воспитания [1, 4, 6, 7, 8 и др.].

В процессе формирования готовности подростков к личностным достижениям необходимо реализовывать комплекс особых педагогических условий, в которых будут актуализироваться названные компоненты и осуществляться притязания личности «на успех», что отвечает возрастным требованиям учащихся.

Исследования ученых Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, Д.И. Фельдштейна, Л.М. Фридмана и других показывают, что подросткам свойственны эмоциональная неустойчивость, нетерпимость к критическим замечаниям, проявление упрямства и негативизма, потребность в теплых межличностных отношениях, в самоутверждении и признании со стороны «значимых людей», высокая подверженность внешним воздействиям, неустойчивость самооценки и трудности социальной адаптации.

Именно этот возраст богат ситуациями, при которых личностные характерологические дисгармонии становятся препятствием на пути к реализации конкретных личностных целей. Педагогически сообразна позиция Л.И. Божович, которая отмечает, что в данный период начинают развиваться те внутренние процессы, которые приводят в конце подросткового возраста к формированию уже относительно самостоятельных и устойчивых взглядов, оценок, относительно устойчивой системы отношения подростков к окружающему и самому себе. Автор подчеркивает, что в этом возрасте начинают приобретать все большее значение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой: он становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование [2].

В этот период усиливается значение и роль самооценки в формировании личности ребенка. Обобщение позиций ученых позволяет сделать вывод: только наличие положительной оценки создает у подростков переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности. С одной стороны, отмечает Л.И. Божович, имеет место стремление подростка к определенному уровню достижений (иначе называемого уровнем притязаний), предполагающее устойчивую положительную самооценку и потребность в ее сохранении, с другой стороны – факт неуспеха требует от ребенка снижения этой самооценки. «А когда ребенок с детства лишен ощущения успеха, это резко подрывает его уверенность в себе», – указывает Д.И. Фельдштейн [9, с. 5]. Поэтому подростки остро воспринимают и переживают успехи и неуспехи своей деятельности, не всегда могут осознанно определить причины, способствующие положительному или отрицательному ее результату.

Теоретический анализ проблемы позволил определить ведущие педагогические условия, обеспечивающие формирование готовности подростков к личностным достижениям в физкультурно-спортивной деятельности. Так, в исследовании С.В. Сафоненко [7] определены ведущие педагогические условия, обеспечивающие формирование стремления учащихся к личностным достижениям в физкультурно-спортивной деятельности, а именно:

  • готовность педагогов к ориентации учащихся на личностные достижения (В.А. Маликова, В.Г. Рындак, В.А. Сластенин и др.);

  • организация образовательного процесса, стимулирующего личностное развитие учащихся (С.В. Емельянцев, Л.С. Илюшин, И.В. Пильдес и др.);

  • развивающая образовательная система, обеспечивающая индивидуальное становление личности учащегося (Н.С. Искрин, А.В. Кирьякова, В.В. Комаров, А.С. Макаренко, М.И. Рожков, В.А. Сухомлинский и др.);

  • профессиональная компетентность и ориентация педагога на личностные достижения учащихся (В.В. Комаров, Н.С. Искрин, Л.С. Илюшин, Х. Хекхаузен, И.С. Якиманская и др.);

- создание ситуаций успеха (А.С. Белкин, У. Глассер, С.Л. Зубарева и др.) [7, с. 12].

Близко к этому и позиция исследователей А.Ф. Артюшенко, Л.А. Нечипоренко, Е.В. Нечипоренко, которые показывают, что обеспечение личностных достижений подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности является возможным при соответствующих педагогических условиях:

  • повышение мотивации подростков к физическому усовершенствованию;

  • осознание ими значимости поставленной цели; систематическое и постепенное повышение трудностей на уроках физической культуры;

  • создание в учебно-воспитательном процессе ситуации «успех-неудача»;

  • конкретизация задач на ближайшую и отдаленную перспективы;

  • понимание значимости достижений для дальнейшей жизнедеятельности;

  • индивидуальная направленность педагогического процесса с учетом индивидуальных способностей школьников;

  • объективное оценивание школьником собственных достижений;

  • своевременная и объективная оценка педагогом результатов личностных достижений школьника [6, c. 60].

В нашем исследовании на основе анализа и синтеза научных разработок определены следующие педагогические условия, обеспечивающие проектирование технологии, способствующей формированию готовности подростков к личностным достижениям в физкультурно-спортивной деятельности:

  • обеспечение готовности педагогов к ориентации подростков на личностные достижения (личность педагога, его профессиональная компетентность и ориентация на личностные достижения учащихся);

  • организация педагогом образовательного процесса, стимулирующего личностное развитие учащихся (создание «поля достижений»);

  • развитая образовательная система, обеспечивающая индивидуальное становление личности учащегося;

  • создание ситуации успеха (условия, исключающие снижение самооценки учащихся, ситуаций не успеха, отрицательную оценку действий учащихся педагогом, возможную отрицательную оценку со стороны одноклассников, формирование мотивации избегания неудач).

Анализ литературы и образовательной практики показывает также, что на успешное обеспечение личностных достижений подростков в физкультурно-спортивной деятельности влияют: заинтересованность подростков в образовательном процессе; систематическое и постепенное повышение задач на уроках физического воспитания и занятиях в спортивных секциях, кружках; формирование у школьников уверенности в собственных силах, умениях и навыках, инициативы и готовности к преодолению трудностей, сознательного стремления к самосовершенствованию; объективное оценивание школьником собственных достижений.


Литература:

  1. Бальсевич В. Внутренние и внешние факторы, обуславливающие развития психомоторики детей и подростков и их учет при спортивной ориентации / В. Бальсевич // Тезисы докладов III Всесоюзной научной конференции по проблемам юношеского спорта. – М.: ВНИИФК, 1973. – С. 37.

  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Москва – Воронеж, 1997. – 352 с.

  3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 11-17.

  4. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. М.: Физкультура и спорт, 1991. – 287с.

  5. Илюшин Л. С. Ориентация педагога на личностные достижения учащихся в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – СПб, 1995. – 24 с.

  6. Нечипоренко Л.А. Педагогические условия обеспечения личностных достижений школьников в процессе физического воспитания / Л.А. Нечипоренко, А.Ф. Артюшенко, Е.В. Нечипоренко // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 3. – С. 59-64.

  7. Сафоненко С.В. Формирование стремления учащихся к личностным достижениям в физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Самара, 2006. – 23 с.

  8. Парыгин Б. Д. Проблема готовности в социальной психологии / Б.Д. Парыгин // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / под ред. А.Л. Журавлева. – М., 1996.

  9. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. – 2010. – № 7. – С. 3– 11.

Основные термины (генерируются автоматически): личностных достижений, Педагогические условия, физкультурно-спортивной деятельности, личностным достижениям, формирования готовности, готовности подростков, личностные достижения, формирования готовности подростков, Педагогические условия формирования, личностные достижения учащихся, личностных достижений подростков, личностных достижений школьников, формирования готовности будущих, технологии формирования готовности, обеспечение личностных достижений, Педагогические условия успешного, интеллектуальной готовности, физического воспитания, готовности будущих дизайнеров, педагогические условия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос