Автор: Петрина Мария Григорьевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 407 раз

Библиографическое описание:

Петрина М. Г. Феномен деструктивных неокультов как социально-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 476-480.

Как известно, одной из вех в развитии педагогической науки стало расширение в XIX столетии общественного заказа, предъявляемого системе общественного образования. Данный заказ был связан не только с теорией и практикой воспитания представителей всех возрастных когорт, но и с адаптацией и перевоспитанием лиц, нарушающих или не способных соблюдать установленные в обществе нормы и ценности. На данный запрос общества педагогика ответила возникновением андрогогики, герогогики, пенитенциарной педагогики. Кроме того, в системе педагогических наук постепенно выделяется и начинает свое самостоятельное существование социальная педагогика, история развития которой в нашей стране имела достаточно сложный характер. Существующий в настоящее время многофакторный подход изучения социального воспитания человека в контексте социализации (Мудрик А.В.) позволяет прогнозировать развитие человека, намечая пути и способы создания благоприятных условий для его социализации. Кроме того, исследования в области социально-педагогической виктимологии позволяют определять направления педагогической помощи жертвам неблагоприятных условий социализации и минимизировать влияние неблагоприятных факторов современного российского общества, угрожающих жизни и здоровью его граждан.

Однако для реализации указанного подхода социальным педагогам необходимо довольно быстро реагировать на происходящие в стране социокультурные, политические и экономические изменения, подвергая их глубокому анализу. Тщательная и одновременно незамедлительная проработка новоявленных проблем позволяет педагогам разрабатывать адекватные педагогические методы и приемы предупреждения влияния неблагоприятных условий социализации в отношении своих воспитанников и создавать реабилитационные программы лиц, все же ставших жертвами неблагоприятных факторов среды. Следует признать, что быстрота педагогических мер в отношении преодоления той или иной социальной опасности часто представляет собой необходимый «краеугольный камень», особенно, если речь идет о сотнях тысячах молодых жизней. Одновременно незамедлительность педагогических мер является проблематичной, поскольку, как и любая другая область научного знания, социальная педагогика достаточно консервативна. Этим фактом во многом объясняется недостаточная освещенность социально-педагогического аспекта объективно существующей в российском обществе проблемы деструктивных неокультов или так называемых «сект».

Широкое распространение нетрадиционных религиозных движений, квазирелигиозных организаций, имеющих характер тоталитарных сект и разнообразных оккультных течений относительно недавнее явление в России. Хронологически приход вербовщиков тоталитарных сект начался в постперестроечное время на пространстве Советского Союза. Пик их деятельности пришелся преимущественно на 90-е годы ХХ в., когда после падения коммунистического устроения общества люди оказались в состоянии «идеологического вакуума», отсутствия прочной духовной основы и потому часто не могли критично оценивать незнакомые религиозно-мистические учения. Традиционные конфессии из-за многолетних гонений и длительной антирелигиозной пропаганды оказались сильно ослаблены. Лидеры деструктивных неокультов не замедлили воспользоваться образовавшейся мировоззренческой брешью и несовершенством российского законодательства, привлекая людей экзотичностью своих воззрений, идеей избранности, гарантией спасения от мнимого апокалипсиса т.д.

Особенно сильно обостряет данную проблему заинтересованность лидеров деструктивных культов в вербовке, прежде всего, молодых дееспособных людей в возрасте от 16 до 30 лет, являющихся основой функционирования и резервом развития общества. Стивен Хассен, один из ведущих мировых экспертов по контролю над сознанием в деструктивных сектах, констатирует: «…Нация лишается своего главного ресурса: ярких, талантливых, по-хорошему амбициозных людей, которые могли бы совершить очень многое на пользу стране и всему человечеству. Многие из знакомых мне бывших членов сект стали врачами, учителями, юристами, изобретателями, артистами» [3, c.83]. Его слова справедливо можно адресовать не только к американскому, но и российскому обществу. Проблема неокультов поражает своими масштабами. Хвыля-Олинтер А.И. отмечает, что исследования насчитывают в современной России сотни только официально известных образований, относимых к подобным группам. Многие из данных окультно-мистических учений открыто или скрыто признают в качестве одного из своих кумиров зло как реальную сущность [4, c.12]. Являясь мощным криминогенным фактором, деструктивные неокульты представляют серьезную угрозу для национальной безопасности государства.

Пребывание человека в «секте» часто ведет к глубоким и чрезвычайно трудно поддающимся лечению нарушениям психического здоровья. Исследуя психические расстройства, вызванные деятельностью неокультов, Кондратьев Ф.В. констатирует: «Зависимое расстройство личности является начальным нарушением психики, вслед за ним возможно развитие более тяжелых психических расстройств вплоть до психозов с агрессивным поведением или с суицидальными действиями. Острые психотические состояния могут носить характер аффективно-бредовых состояний, параноидов, индуцированных психозов, а также стрессовых реакций с последующим затяжным постстрессовым синдромом. Кроме того, в результате пребывания в секте могут возникать резкие обострения уже имевшихся латентных форм заболевания (чаще всего шизофрении)» [1].

Таким образом, феномен деструктивных неокультов являет собой угрозу как индивидуальному психическому здоровью и социальной активности отдельных лиц, так и здоровью общества в целом.

Свой вклад в преодоление проблемы культового насилия наряду с правоохранительными органами, религиоведами, медиками и клиническими психологами могут и должны внести социальные педагоги.

Профилактика вовлечения подростков в неокульты является важным звеном в антисектантской деятельности, воплощение которого находится в компетенции социально-педагогической службы образовательного учреждения. Актуальность данной проблемы побудила нас в период c 2007 по 2008гг. разработать и апробировать на базе малой группы испытуемых воспитанников ГОУ Детского дома №71 ЮАО г. Москвы программу «Скажи секте: “Нет!”». В выборку вошли подростки 13-16 лет. Работа велась в три этапа:

Констатирующий этап: предусматривал проведение диагностического обследования воспитанников детского дома подросткового возраста. Цель: составление психологических портретов воспитанников детского дома до реализации программы для последующего отслеживания динамики изменений в структуре личности.

На формирующем этапе целью являлось развитие у подростков знаний, умений и навыков распознавания вербовщиков неокультов и личной защиты от их деструктивного влияния.

Программа имеет два основных направления:

1. Информационно-просветительская работа (данное направление ориентировано на работу с социальными педагогами, психологами и воспитателями образовательного учреждения). Взаимодействие с педагогами включает предоставление рекомендаций в работе по предупреждению вовлечения подростков-воспитанников детского дома в неокульты и выступление на педагогическом совете с докладом «Неокульты – угроза детям XXI века».

2. Программа профилактических занятий: «Скажи секте: “Нет!”»

Контингент учащихся и принцип набора в группу: программа рассчитана для детей среднего и старшего подросткового возраста. В группу набирается не более 15 человек. Группа – разнополая.

Продолжительность работы по программе: программа включает 12 тематических занятий. Рассмотрение одной темы рассчитано на один академический час в 45 минут. Режим работы – 2 раза в неделю.

Логика проекта исследования: Программа профилактических занятий состоит из трех блоков.

Первый блок является вводным, и включает в себя два первых занятия, целью которых является установление правил общения в группе, а также обсуждение с подростками ценности и уникальности каждой человеческой личности.

Второй блок носит социально-психологический характер. Его занятия посвящены рассмотрению ценности человеческого общения, выработке правил гармоничных взаимоотношений с окружающими, практическим техникам избегания манипулирования собой и отстаивания своего мнения.

Третий блок носит сектоведческий характер и является основным. Занятия данного блока посвящены рассмотрению понятия «секта», изучению основных признаков деструктивных групп и культов; подросткам дается базовая информация о характере деятельности наиболее распространенных в России неокультов; в этом же блоке разбираются практические приемы идентификации вербовщиков культа и защиты от их скрытого влияния на поведение и сознание человека. В дополнение ко всему обзорно подростков знакомят с существующими на сегодняшний день техниками выведения человека из культовой зависимости.

Блок

п/п

Тема:

Цели и задачи занятия:

Вводный блок

1.

«Будем знакомы»

Цель: познакомиться с участниками программы.
Задачи:
- установить правила поведения во время занятий;
- сформировать установки на активное участие подростков в программе;
- развить навыки коммуникабельности.

2.

«Человек и наука о нем – человековедение»

Цель: сформировать ценностное отношение к личности другого человека.

Задачи:

- изучить многообразие наук о человеке;
- развить навыки самопознания и рефлексии;
- воспитать толерантное отношение к личности другого человека.

Социально-психологический блок

3.

«Общение как драгоценность»

Цель: сформировать ценностное отношение к общению как к одной из важнейших человеческих потребностей.

Задачи:

- обучить правилам успешного общения;
- развить коммуникативные способности;
- гармонизировать межличностные отношения в группе.

4.

«Мое личное пространство»

Цель: сформировать представления подростков о личном пространстве.

Задачи:

- изучить структуру интимно-личностного пространства;
- обучить определять зоны интимно-личностного пространства;
- развить навыки самопознания.

5.

«Что такое манипуляция?»

Цель: изучить манипуляцию как психологический феномен.

Задачи:

- познакомить учащихся с понятием манипуляции и манипулирования;
- научить идентифицировать манипулятивное поведение;
- воспитать негативное отношение к манипулятивному общению.

6.

«Как сказать “нет” и отстоять свое мнение?»

Цель: развить критичность мышления.

Задачи:

- изучить техники и приемы защиты интимно-личностного пространства от деструктивного скрытого и открытого влияния;
- развить навыки самопознания и рефлексии;
- гармонизировать межличностные отношения испытуемых подростков со значимыми Другими.

Сектоведческий блок

7.

«Угроза моему личному пространству»

Цель: сформировать представление о сектах как угрозе индивидуальной безопасности человека.

Задачи:

- изучить понятие психологической безопасности»; секты/неокульта;
- познакомить с основными признаками сект и тоталитарных групп;
- рассмотреть изменения в эмоциональной, поведенческой и волевой сфере адепта неокульта.

8.

«Секты и дети»

Цель: сформировать представление о сектах как угрозе индивидуальной безопасности детей и подростков.

Задачи:

- изучить «внушаемость» как индивидное свойство человека;
- определить причины пристального внимания тоталитарных сект к молодым юношам и девушкам;
- развить навыки самопознания.

9.

«Религиозные секты»

Цель: изучить основные черты религиозных сект.

Задачи:

- определить различие понятий «вера» и «религия»;
- сформировать представление о традиционных религиях как основах развития нравственности, культуры и государственности.
- изучить деструктивный характер деятельности псевдохристианских, псевдовосточных и оккультно-мистических сект.

10.

«Религиозные секты. Продолжение»

Цель: расширить представления учащихся о существующих неокультах.

Задачи:

- развить навыки поисковой деятельности;
- усилить установку на активное участие подростков на занятиях;
- изучить деструктивный характер деятельности псевдохристианских, псевдовосточных и оккультно-мистических сект.

11.

«Религиозно-национальные секты»

Цель: изучить основные черты религиозно-национальных сект.

Задачи:
- развить толерантность к другим национальностям;
- сформировать представление о традиционных религиях как основах развития нравственности, культуры и государственности;
- изучить деструктивный характер деятельности религиозно-национальных сект.

12.

«Как противостоять тоталитарным сектам?»

Цель: развить автономность и защищенность личности от влияния деструктивных культов.

Задачи:

- закрепить полученные на предыдущих занятиях знания;
- изучить алгоритм поведения в случаях потенциальной вербовки в неокульт;
- дать представление о существующих способах выведения человека из культовой зависимости;
- рефлексия; обратная связь.


Рис.1. Тематический план профилактической программы «Скажи секте: “Нет!”

Контрольный этап исследования включал в себя определение эффективности проделанной работы. Заключительная диагностика позволила отследить положительные изменения в психологическом портрете испытуемых воспитанников.

Результаты оказались следующими:

- отмечен рост степени выраженности воли у всех испытуемых (кроме одного, чья степень была высокой изначально; выраженность степени его воли осталась неизменной).

- у всех испытуемых снизился уровень нейротизма;

- у двух испытуемых отмечено увеличение степени сознательности и собранности.

По завершению реализации социально-педагогической программы «Скажи секте: “Нет!”» испытуемым было предложено оставить отзыв, относительно ее актуальности и пользы для современных подростков, рекомендаций и советов по совершенствованию содержания занятий и личную оценку качества проведения занятий. Приведем пример одного из таких отзывов, оставленных испытуемым подростком 16-ти лет:

«Я считаю, что проводить подобные мероприятия в учебных заведениях необходимо, потому что молодежь подвержена влиянию плохого, они воспринимают и вбирают в себя все плохое, зная об этом мало. Подростки обязаны знать больше о попадании в секты, и о том, как из них выбраться.

На занятиях нужно более подробно рассказывать о влиянии человека на другого человека (вербовка) и самое главное, как возможно выбраться, если ты уже находишься в секте давно, как вернуться в нормальную жизнь.

Занятия понравились, очень интересные и понятные. А главное, запомнить легко. Я узнала много нового и доказала свое мнение».

Таким образом, профилактические программы по предупреждению вовлечения подростков в неокульты является важными, но не единственными педагогическими мерами решения проблемы деструктивных сект. Пубертатный период – это время активного формирования мировоззрения молодого человека. Вместе с этим всегда следует помнить, что подростки мировоззренчески незрелы, в них сильно развито подражание кумирам. Поэтому во многом нивелированию проблемы будет способствовать выступление социального педагога в качестве посредника между ребенком и традиционными религиями, которые исторически всегда являлись мощными факторами формирования основ культуры, нравственности и духовности всех стран и народов.

Кроме того, представляются актуальными исследования, направленные на определение педагогических условий реабилитации молодых лиц, подвергшихся культовому насилию, а именно: социальная помощь и поддержка родственников и близких адепта культа; восстановление дисфункциональных семейных отношений; ресоциализация бывшего «сектанта», оказание помощи в области профориентации и проектировании его образовательного маршрута, так необходимого для выстраивания здоровых отношений с собой и окружающими.

Таким образом, вербовка в квазирелигиозные организации молодых дееспособных лиц обуславливает необходимость разработки нового – социально-педагогического аспекта изучения проблемы сектантства, поскольку именно этот аспект дополняет опыт антисектантской деятельности психолого-педагогическими способами преодоления и (или) минимизации культового насилия.


Литература:
  1. Кондратьев Ф.В. Современные культовые новообразования как психолого-психиатрическая проблема. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/kondrat1/Main.htm

  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб. Заведений / А.В. Мудрик. – 7-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с

  3. Хассен С. Противостояние сектам и контролю над сознанием / Стивен Хассен; пер. с англ. Л. Аскинази. – М.:АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. – 315, [5] c.

  4. Хвыля-Олинтер А.И. Религиоведение и духовная безопасность: для служащих органов исполнительной власти Российской Федерации. – Москва. 2009. – 298с.

Основные термины (генерируются автоматически): деструктивных неокультов, неблагоприятных условий социализации, проблемы деструктивных, социально-педагогическая проблема, Похожая статья, «Скажи секте, воспитанников детского дома, проблемы деструктивных неокультов, Программа профилактических занятий, Феномен деструктивных неокультов, проблемы деструктивных сект, Лидеры деструктивных неокультов, феномен деструктивных неокультов, вовлечения подростков, лидеров деструктивных культов, тоталитарных сект, неблагоприятных факторов, деструктивных сектах, социальная педагогика, основных признаков деструктивных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос