Библиографическое описание:

Бахтин Ю. К. Факторы формирования здоровья человека и их значение // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 397-400.

Индивидуальное здоровье человека принято определять как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недомогания (“Health is a state of complete physical, mental and social well-being and not merely the absence of disease or infirmity”). Именно такое определение здоровья было дано в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), утверждённого парламентами 26 стран – участниц этой международной организации, – при её основании 7 апреля 1948 года [5].

И хотя данное определение здоровья отличает определённая философическая обобщённость, наряду с отсутствием детализации и конкретики, тем не менее, оно привлекает внимание рациональной краткостью и рельефным выделением своей основной мысли, существенной основы содержания данного понятия – подтверждением того, что здоровье человека многогранно, но, как минимум, три главных фактора его характеризуют и непременно участвуют в его формировании – это физический, ментальный (умственный, душевный, психический) и социальный.

Известны ещё более ста определений понятия «Здоровье человека», – оригинальных, ёмких, конкретных и содержательных, однако либо излишняя их детализация, либо акцентуация – преимущественно на биологической, физиологической, физической, психологической, или на социальной основе рассматриваемого явления – делает такие определения, (не отрицая присущих им достоинств), – не всегда вполне пригодными для широкого их использования, – как в научно-методической, так и в образовательной деятельности [6],

Здоровье человека складывается из нескольких основных компонентов, среди которых наиболее значимыми нам представляются следующие [1;6]:

  1. Соматический компонент здоровья человека;

  2. Физический компонент здоровья;

  3. Ментальный (умственный, психический) компонент;

  4. Духовно-нравственный компонент здоровья;

  5. Психолого-коммуникативный (психологический) компонент;

  6. Сенсорный компонент здоровья;

  7. Речевой (логопедический) компонент;

  8. Аморбидный (медико-профилактический) компонент здоровья;

  9. Репродуктивный компонент здоровья человека.

Что же касается роли и значения основных факторов, которые принимают участие в формировании здоровья, то многолетние исследования научной школы специалистов по общественному здравоохранению, возглавляемой академиком Ю.П.Лисицыным, позволили распределить их следующим образом [8; 9;10]:

  1. Образ жизни человека – он на 50-55% определяет состояние его здоровья;

  2. Экологические факторы – на 20-25% влияют на здоровье человека;

  3. Биологические факторы – на 15-20% определяют состояние здоровья;

  4. Медицинские факторы – на 8-10% оказывают влияние на здоровье человека.

Эти выводы известных, авторитетных учёных, признанных экспертами ВОЗ, не вызывают сомнений. Они признаны широкими кругами учёных и практиков и активно используются в научно-исследовательской, медико-профилактической, санитарно-просветительской, научно-популярной, учебно-методической деятельности. При этом данные выводы о роли и значении основных факторов формирования здоровья часто цитируются в приближённом соотношении их влияния на здоровье как 50% (1): к 20 % (2): к 20% (3): и к 10% (4) [11, 12, 13]. Тем самым, подчёркивается не столь уж значительное влияние медицины на формирование и сохранение здоровья человека, однако при этом выделяется несравненно большее значение для здоровья того образа жизни, который ведёт сам человек: «Хочешь быть здоровым – будь им!» [14].

Всё это выглядит вполне обоснованно и очень убедительно, но на два обстоятельства нельзя не обратить внимания:

  1. Данные выводы исходят из патоцентрического подхода исследователей к здоровью и основываются на анализе причин заболеваемости людей, тогда как более предпочтительным представляется валеоцентрический подход к определению значения факторов, непосредственно влияющих на формирование здоровья человека;

  2. Уважаемые исследователи объединяют образ жизни человека с условиями его жизни, а это совершенно разные факторы, и такое объединение выглядит не вполне корректным методологически.

Нам представляется более обоснованным, исходя из валеоцентрического подхода к формированию здоровья, структурно-логическим методом разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на 4 равные по значению группы и распределить их относительное значение для формирования, укрепления и сохранения здоровья следующим образом [1]:

  • Экологические факторы: 25% влияния на формирование здоровья;

  • Биологические факторы: 25% влияния на здоровье человека;

  • Социальные факторы, включающие, в частности, и медицину, и организацию здравоохранения: 25% влияния на здоровье;

  • Личностные факторы, обусловливающие мотивацию к здоровью и здоровому образу жизни и включающие направленность личности на формирование, укрепление и сохранение здоровья: 25% влияния на здоровье человека.

При этом процентное соотношение влияния этих основных факторов на формирование здоровья может незначительно изменяться, в зависимости от конкретных обстоятельств, но общее их соотношение и взаимное влияние существенно измениться не могут. В то же время, из сочетания 3-го и 4-го факторов, (с учётом влияния 1-го и 2-го факторов формирования здоровья), – в каждом конкретном случае выстраивается именно тот образ жизни, который будет вести данный человек. Так происходит по той причине, что образ жизни материализуется в конкретных условиях жизни, которые, как правило, являются определяющими для состояния здоровья людей [11]. Но как бы ни оказывали влияния на человека условия его жизни и деятельности, наличие его внутреннего стремления к активной, деятельной и продуктивной жизни, понимание ценности своего здоровья и важности его сбережения путём следования принципам здорового образа жизни, – эти и другие личностные факторы формирования здоровья, несомненно, играют ведущую роль.

На созидание личностных факторов здоровья человека в значительной степени влияют педагогическая деятельность образовательных учреждений, воспитательная функция семьи, коллектива, средств массовой информации, деятельность учреждений культуры и искусства, спортивно-оздоровительных учреждений, а также и общественная деятельность самого человека.

Необходимо всячески способствовать формированию у подрастающей молодёжи по-настоящему здорового, активного, развивающего и трезвого образа жизни, основанного на высоких нравственных и морально-этических принципах, нацеленного на саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию и успешную социализацию человека. Это должен быть такой образ жизни, который обеспечивает формирование достаточных психофизиологических резервов здоровья, составляющих основу активного долголетия и создающих условия для радостной и счастливой, интересной и продуктивной жизни человека.

Что означает рекомендация: «Вам нужно вести здоровый образ жизни»? Что включает в себя содержание данного понятия – «Здоровый образ жизни»?

По нашему мнению, основывающемуся на анализе учебно-методической и научной литературы по данному вопросу [2-10;14-16], а также на опыте учебно-воспитательной работы со студентами педагогического университета [12;13], содержание понятия «Здоровый образ жизни» включает следующие основные составляющие его компоненты:

  • рациональную трудовую деятельность, то – есть, – организованную так, чтобы она минимизировала бы воздействие факторов риска возникновения заболеваний и соответствовала бы гигиеническим нормативам условий труда и режима его организации, а также соблюдение гигиенических рекомендаций по сбережению функциональных возможностей сенсорных систем (органов зрения, слуха) – в условиях трудовой деятельности и в быту;

  • достаточную, адекватную физическую активность – как в процессе трудовой деятельности, так и вне её, памятуя о том, что ни одно лекарство не в состоянии заменить целебного (лечебно-профилактического) действия движения [7 , с. 49];

  • активное отношение к занятиям оздоровительной физкультурой, общеразвивающим спортом, наряду с закаливанием и укреплением защитных сил организма;

  • рациональное питание, соответствующее по своей калорийности энергетическим затратам организма и сбалансированное по объёму принимаемой пищи, по составу пищевого рациона, по содержанию ингредиентов пищи и по их соотношению, – в соответствии с рекомендациями по режиму питания и распределению суточного пищевого рациона;

  • ответственное отношение к своему сексуальному поведению, основывающееся на общественно принятых принципах морали и нравственности и направленное на реализацию любви, на создание и укрепление семьи, на рождение и воспитание детей, а не на поиски мимолётных приключений, сиюминутных сомнительных удовольствий и других проявлений легкомыслия, социальной незрелости, гедонизма и потребительского эгоцентризма;

  • ответственное отношение к собственному здоровью: своевременное обращение за медицинской помощью, когда в этом возникает необходимость, а также ответственное отношение к рекомендациям специалистов – по выполнению методов обследования, лечения и профилактики различных форм нарушений здоровья (рациональная медико-профилактическая активность);

  • доброжелательное, внимательное и участливое отношение к окружающим, а также – предупредительность, вежливость и другие проявления антистрессового поведения в семье и в коллективе; стремление к профилактике конфликтных ситуаций и к благополучному разрешению подобной ситуации, в случае её возникновения;

  • категорическое неприятие вредных привычек и болезненных пристрастий, разрушительно воздействующих на организм и личность человека: решительный отказ от курения табака, систематического и неумеренного употребления алкоголя, а также от немедицинского употребления психоактивных веществ; категорическое недопущение любой формы опробывания и приёма наркотиков;

  • умение предвидеть и предупреждать опасные ситуации; умение грамотно, правильно и решительно действовать при их возникновении.

Недопустимо следовать весьма рискованной и реально опасной линии поведения, направленной на то, чтобы всё испытать, всё испробовать и на основании собственного опыта всё оценить. Именно это обстоятельство нередко служит первым побудительным мотивом приобщения к употреблению психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.

Что же касается содержания основных понятий, относящихся к образу жизни человека, то мы, на наших занятиях со студентами, придерживаемся следующей их формулировки:

ОБРАЗ ЖИЗНИ – это привычный объём процессов жизнедеятельности человека и привычный режим их осуществления, которые предоставляют человеку возможность свободного осуществления всех своих жизненных функций – биологических, физических, психических и социальных;

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – это такой образ жизни, который в наибольшей степени соответствует индивидуальным особенностям человека и который способствует формированию, укреплению и сохранению его здоровья;

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ – это экономическая категория, которая отражает степень удовлетворения материальных, бытовых и культурных запросов человека; степень удовлетворения запросов населения, его отдельных слоёв и социальных групп;

Качество жизни – это социально-экономическая категория, которая отражает степень «комфорта» существования человека, его благополучие – в семье, в коллективе, в обществе, государстве; это относится также и к определению качества жизни отдельных слоёв населения, его социальных групп и общества в целом;

СТАНДАРТ ЖИЗНИ – социально-экономическая категория, отражающая степень удовлетворения государством общественно необходимых потребностей человека (потребностей населения, его отдельных слоев, социальных групп);

СТИЛЬ ЖИЗНИ – личностная категория социально-психологического характера, отражающая направленность личности на удовлетворение самых разнообразных своих интересов, увлечений, устремлений, хобби, которые органически вплетаются в содержание образа жизни и могут делать его более насыщенным, способствуя самоактуализации, саморазвитию и самореализации личности;

уклад ЖИЗнИ – социальная категория этнологического характера, которая включает выработанные исторически и доказавшие свои определённые преимущества, нормы и правила реализации разнообразных проявлений социального поведения человека в обществе, предписывающие ему те или иные формы такого поведения в конкретных социальных условиях.

Приведенные положения используются нами в преподавании учебных курсов: «Валеология», «Основы здорового образа жизни» и «Основы медицинских знаний» для студентов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.


Литература:

  1. Бахтин Ю.К. Здоровье, его компоненты и образующие факторы / Ю.К.Бахтин // Здоровье человека – 6: материалы VI Международного конгресса валеологов, 23-25 мая 2011 года, в г. Санкт – Петербурге. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2011. – С. 15-16.

  2. Вайнер Э.Н. Общая валеология: учебник для студентов вузов. / Э.Н.Вайнер. – Липецк: Липецкое книжное издательство, 1998. – 183 с.

  3. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. / Э.Н.Вайнер – 8-е издание, переработанное. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 448 с.

  4. Голицына И.И., Карасёва Т.В. Основы валеологии: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей ФППК. / И.И.Голицына, Т.В.Карасёва – 2-е издание, исправл. и доп. – Шуя: Издательство ШГПУ, 1997. – 140 с.

  5. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. / В.В.Колбанов. – СПб.: ДЕАН, 1998. – 232 с.

  6. Колбанов В.В. Дальнейшие перспективы развития валеологии / В.В.Колбанов // Здоровье человека – 6: материалы VI Международного конгресса валеологов, 23-25 мая 2011 года, в г. Санкт – Петербурге. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2011. – С. 3-8.

  7. Купчинов Р.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи: учебное пособие для преподавателей и кураторов средних специальных и высших учебных заведений. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2004. – 211 с.

  8. Лисицын Ю.П. Здравоохранение в XX веке: монография. / Ю.П.Лисицын. – М.: Медицина, 2002. – 216 с.

  9. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для вузов. / Ю.П.Лисицын. 2-е издание, перераб. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 512 с.

  10. Лисицын Ю.П. Образ жизни как основа здоровья. Анализ факторов риска заболеваемости: проблемная статья. / Ю.П.Лисицын. – Медицинская газета, № 19 от 19.03.2010. – С. 12.

  11. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: учебное пособие. / В.А.Медик, В.К.Юрьев. – Часть 1. Общественное здоровье. – М.: Медицина, 2003. – 368 с.

  12. Основы валеологии: учебное пособие. / Под редакцией В.П.Соломина, Л.П.Макаровой, Л.А.Поповой. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. – 205 с.

  13. Основы здорового образа жизни петербургского студента: учебник. / Под ред. В.П.Соломина. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 320 с.

  14. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии. Здоровье как человеческая ценность: учебное пособие. / В.П.Петленко, Д.Н.Давиденко. – СПб.: Издательство Балтийской педагогической академии, 1998. – 120 с.

  15. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов: Книга для учителя. / Н.Ф.Реймерс. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 1995. – 368 с.

  16. Торохова Е.И. Валеология: Словарь. / Е.И.Торохова. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 248 с.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): здоровья человека, здоровье человека, компонент здоровья, образа жизни, жизни человека, формирования здоровья, компонент здоровья человека, образ жизни, Здоровье человека, здорового образа жизни, факторов формирования здоровья, формирования здоровья человека, формирование здоровья человека, факторов здоровья человека, сохранение здоровья человека, учебное пособие, определение здоровья, образ жизни человека, состояния здоровья, основных факторов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос