Возможности и развитие мультимедиа технологий на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Биймурсаева, Б. М. Возможности и развитие мультимедиа технологий на уроках русского языка / Б. М. Биймурсаева, У. У. Бейшеналиева, Г. А. Касаболотова, Э. К. Сартпаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 400-402. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4752/ (дата обращения: 25.04.2024).

В статье рассматриваются возможности и применение мультимедиа технологий при подготовке квалифицированных специалистов, а также формирование информационной культуры студентов - филологов.

Уровень развития любого государства тесно связано с развитием и применением информационно- коммуникационных и мультимедиа технологий, поэтому необходимо способствовать эффективному их использованию во всех сферах человеческой деятельности. Одной из важнейших задач мультимедиа технологий является повышение эффективности обучения, складывающееся из нескольких составляющих: более быстро е прочное усвоение обучаемого материала и большой объем знаний, меньшая трата времени на их усвоение. Использование мультимедиа технологий в учебном процессе способствует развитию и формированию компетентности, развитию таких сфер как интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная и других [1]. А также мультимедиа способствует решению ряда существующих проблем: повышению эффективности процесса обучения, созданию условий при подготовке квалифицированных специалистов, созданию условий для перехода к непрерывному обучению, созданию и разработке электронных учебно-методических комплексов, а также созданием аудио - видео обучающих курсов.

Формирование творческой личности будущего специалиста является актуальной проблемой не только для высшей школы, но и важнейшей социально - экономической задачей всего общества. Решение этой задачи заключается, прежде всего, в развитии творческих способностей студентов на всех этапах обучения, повышения их интеллектуального потенциала, активности и самостоятельности. Развитие научно-технического прогресса и появление современной компьютерной и телекоммуникационной техники, способной хранить, обрабатывать и предоставлять различные типы информации, появление и развитие современных мультимедиа-систем и соответствующих методических инноваций кардинальным образом изменили подходы к реализации образовательной деятельности, интенсифицировали процессы подготовки специалистов на всех уровнях системы образования.

В связи с совершенствованием образовательных технологий вышеуказанные материалы силлабусов (УМК) с каждым годом улучшаются, корректируются и широко применяются на практике.

Мультимедиа технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий, более того, весьма вероятными выглядят работы по внедрению элементов искусственного интеллекта в систему мультимедиа [3, 53-62].

Использование мультимедиа в учебном процессе способствует реализации педагогических целей развития, формированию индивидуальности обучающегося, развитию у него таких сфер, как интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная и др. [1, 76].

Владение навыками медиакультуры, умение использовать возможности персонального компьютера и информационных технологий, анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность и т.д., обеспечивают современному специалисту любого профиля поддержку принимаемых решений.

Мультимедийные средства обучения являются перспективным и высокоэффективным инструментарием, позволяющим предоставить массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации, и в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся студентов. Современное обучение должно базироваться на широком использовании в образовательном процессе технологий мультимедиа.

Особенности применения мультимедийных технологий в учебном процессе более подробно обсуждаются в работах А.В. Осина, Г.А. Сапрыкина, Ю.Г. Молокова, О.Г. Смолянинова, С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, Н.Г. Семеновой, В.М. Вакулюка и др.

В Кыргызской Республике проблемы совершенствования и педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов на основе информационных технологий посвещены в работах Г.Д.Панковой [5]. Вопросы информатизации образования и формирования информационной учебно-технической культуры, а также формирования компетентности учащихся исследованы П.С.Панковым, Ш. С. Ахраровым, И. Б. Бекбоевым, Д.Б.Бабаевым, Э.М.Мамбетакуновым, Т.Р.Орускуловым, С.К. Калдыбаевым, Т.М.Сияевым и Б.М.Биймурсаевой многими другими учеными - педагогами.

Рост интереса к технологии мультимедиа обусловлен следующими причинами:

  • появлением мощных и доступных компьютеров, способных поддерживать графический интерфейс с пользователем, а также функционированием модулей захвата и воспроизведение звука и двигающегося объекта;

  • наличие аппаратного и программного обеспечения для мультимедиа, реализующего определенный набор стандартов [4];

Применение мультимедиа-технологий практикуется в высших учебных заведениях Кыргызстана и выводит учебный процесс на новый качественный уровень. При этом формируется информационная компетентность и красочный, объемный образ, развивается логическое мышление и активизируется креативный подход к обучению. Информационная компетентность определяется возможностями обеспечить себе свободный доступ к информации, свободного выбора источника, формата, программы, может быть охарактеризована как эффективность, конструктивность информационной деятельности.

Поэтому одним из приоритетных направлений в системе образования Кыргызской Республики является подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного, компетентного, готового к профессиональному росту и мобильности. В русле кардинальных демократических реформ, охватывающих все сферы жизни общества Кыргызской Республики, назрела необходимость перейти к следующему этапу развития системы высшего образования, предполагающему разные по глубине реформы ее составляющих. Осуществляется переход на личностно-ориентированное образование и компетентный подход к формированию образовательных программ, что способствует возможности выбора обучаемыми студентами уровня и вида образования, большей ориентации образования на требования рынка труда и интеграции мирового пространства [2].

В Нарынском государственном университете имени С.Нааматова, начиная с 2005-года по настоящее время, широко применяются учебно-методические комплексы (силлабусы) по всем направлениям. Опыт применения силлабусов облегчает процесс обучения, а также имеется разработанные и утвержденные рабочие программы, тезисы лекций, практические и лабораторные работы, виртуальные лабораторные работы, аудио-видео обучающие уроки, демонстрационные уроки, фильмы, электронные тестовые задания, электронные учебники, электронные словари, обучающие ролики, анимационные картинки, обучающие игры и т.д.

Мультимедийные технологии применяются не только по специальности «Информационные технологии», но и в преподавании языковых дисциплин, где, казалось бы, что их применение невозможно.

В настоящее время преподаватели сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности студентов на занятиях, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что студенты теряют интерес к учёбе, безусловно, надо назвать однообразие занятий. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это в свою очередь снижает познавательный интерес обучаемых студентов. Творческий подход к построению учебных занятий, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность усвоения программного материала по языковым дисциплинам. Одним из способов развития информационной компетентности обучаемых, является применение мультимедиа технологий.

В теме «Свойства и функции русского ударения» в кыргызскоязычных группах изучающих русский язык, специально созданы обучающих программ. Оно имеет аудио-видео ролики, видеофильмы, электронные тестовые задания, демонстрационные работы и т.д. Апробация названных электронных материалов на уроках русского языка позволила продемонстрировать студентам в видео роликах самобытность русской культуры при изучении безэквивалентной лексики, услышать образцовую речь, позволяет многократное прослушивание для лучшего усвоения (например, в домашних условиях), укрепляет зрительную и слуховую память при демонстрации мультимедиа презентаций. Все виды этих работ были разработаны в мультимедийных классах Нарынского государственного университета имени С.Нааматова.

Применение мультимедиа в образовании и обучении перспективно как для общего образования, самообразования, так и для профессионального развития специалиста.

Мы убедились, что применение информационно-коммуникационных, мультимедиа технологий в процессе обучении является эффективным способом, который удовлетворяет потребности общества в квалифицированных специалистах.


Литература:

  1. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы: Дис.кан. пед. наук.- Калининград, 1999.-210с.

  2. Ажыбаев Д.М., Бейшеналева У.У. Информационная компетентность будущих учителей информатики// Известия вузов, Бишкек, 2009.-с.236-238.

  3. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии: Учебное пособие- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.-280с.

  4. Мунасыпов И.М. Мультимедийные технологии как эффективное средство обучения // Проблемы и перспективы технологического образования в школе и вузе, Стерлитамак: 2010.-119-121с.

  5. Панкова Г.Д. Теоретические и практические проблемы совершенствования самостоятельной работы студентов на основе информационных технологий, Бишкек 2005.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): мультимедиа технологий, учебный процесс, информационная компетентность, развитие, Кыргызская Республика, Нарынский государственный университет, работа, русский язык, создание условий.


Похожие статьи

Информационные и инновационные технологии...

Внедрение информационные технологии в учебный процесс меняет традиционный взгляд на образование

создание методических систем обучения, ориентированных на развитие

Для преподавания узбекского языка на базе сетевых технологий возник совершенно новый вид...

Информационная компетентность как планируемый результат...

Процесс эффективного формирования информационной компетентности учащихся младших классов обеспечивается следующим комплексом педагогических условий: информатизация учебного процесса

Информационная компетентность: теория и технология развития.

Проблемы совершенствования подготовки учителей русского...

Проблемы совершенствования подготовки учителей русского языка и литературы в Кыргызской Республике и компетентностный подход. Байсубанов Мисирбек Турдубаевич, и. о. доцента. Ошский государственный университет (Кыргызстан).

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

С 2010 года была принята Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 гг

В Казахско-Британском техническом университете в учебный процесс внедрение профессионально-ориентированного иностранного языка осуществляется...

Информационно-коммуникационные технологии в процессе...

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, учебный процесс, работа, иностранный язык, учебный материал, речевая деятельность...

Роль инновационных технологий в обучении иностранных языку...

Активное же внедрение информационных технологий в учебный процесс приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и

Методразработка занятия с использованием мультимедиа при обучении русскому языку как иностранному в вузе.

Похожие статьи

Информационные и инновационные технологии...

Внедрение информационные технологии в учебный процесс меняет традиционный взгляд на образование

создание методических систем обучения, ориентированных на развитие

Для преподавания узбекского языка на базе сетевых технологий возник совершенно новый вид...

Информационная компетентность как планируемый результат...

Процесс эффективного формирования информационной компетентности учащихся младших классов обеспечивается следующим комплексом педагогических условий: информатизация учебного процесса

Информационная компетентность: теория и технология развития.

Проблемы совершенствования подготовки учителей русского...

Проблемы совершенствования подготовки учителей русского языка и литературы в Кыргызской Республике и компетентностный подход. Байсубанов Мисирбек Турдубаевич, и. о. доцента. Ошский государственный университет (Кыргызстан).

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

С 2010 года была принята Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 гг

В Казахско-Британском техническом университете в учебный процесс внедрение профессионально-ориентированного иностранного языка осуществляется...

Информационно-коммуникационные технологии в процессе...

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, учебный процесс, работа, иностранный язык, учебный материал, речевая деятельность...

Роль инновационных технологий в обучении иностранных языку...

Активное же внедрение информационных технологий в учебный процесс приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и

Методразработка занятия с использованием мультимедиа при обучении русскому языку как иностранному в вузе.

Задать вопрос