Библиографическое описание:

Созонова С. Д. Об изменении требований к подготовке будущего учителя (бакалавра образования) как организатора социального партнёрства // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 501-504.

«Человек может совершенствоваться всю жизнь,

самообразование и самосовершенствование человека

заканчивается только с его смертью.

Нет предела и границ в движении вперед,

как не может быть остановки в самой жизни».

Л. Н. Толстой

Сегодняшний студент педагогического вуза (бакалавр образования), завтрашний учитель - основоположник нового российского образования. То, каким он должен стать пытаются определить ученые-педагоги. В периодической печати по педагогике и психологии появилось много публикаций, посвященных вопросам реформирования высшего профессионального образования в Российской Федерации и вопросам подготовки квалифицированных педагогических кадров для средних общеобразовательных учебных заведений. Изменились требования, прописанные в нормативных документах сферы образования и предъявляемые со стороны работодателей к процессу подготовки будущего учителя, а, следовательно, и к его профессионально-личностным качествам и умениям.

Требования – это императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности [6]. Проще говоря, под требованиями понимаются такие качества и способности будущего учителя, от которых будет зависеть результативность его дальнейшей совместной деятельности не только с учащимися, но и с родителями учащихся, другими учителями, представителями работодателей.

Для более детального рассмотрения изменений произошедших в требованиях, предъявляемых к процессу подготовки молодого учителя (бакалавра образования), обратимся к анализу государственных документов в сфере образования, таких как: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы», Коммюнике конференции европейских министров, ответственных за высшее образование от 28-29 апреля 2009 года «Болонский процесс 2020 – европейское пространство высшего образования в новом десятилетии». В данных документах в целом отражены требования, предъявляемые к системе российского образования и к современному учителю в частности.

Важным документом в отечественном образовании является приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002г. за № 393 «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». Этот документ официально положил начало процессу модернизации образования в России в начале XXI века.

В пункте 1.2. «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о том, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Также отмечается, что «потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства» [4]. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» именно «современно образованные люди» должны без особых усилий уметь строить партнёрские отношения и быть изначально ориентированы на приоритеты сотрудничества и взаимодействия между сторонами. Под «современно образованными людьми», на наш взгляд, следует понимать выпускников вузов, то есть бакалавров образования. А потребностью современного российского образования в настоящее время является умение бакалавра не только быть источником знаний для ребят, но и уметь организовывать партнёрские отношения в образовательной среде, исключая присутствие социального неравенства между её сторонами-партнёрами.

В пункте 1.4. «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» основой современной образовательной политики государства называется «социальная адресность и сбалансированность социальных интересов». Далее отмечается, что «стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями». По нашему мнению, эти новые требования, предъявляемые системой образования и обществом к учителю, задают потребность в новом учителе, уже готовом к реализации социального партнёрства. Для того, чтобы современный бакалавр был способен организовывать лаконичное и взаимно полезное сотрудничество и партнёрство между учащимися, системой образования, представителями других сфер, его нужно ещё во время учёбы в вузе к этому целенаправленно готовить.

Основополагающим документом системы образования России можно считать Закон Российской Федерации «Об образовании». В главе 3 ст. 14 «Общие требования к содержанию образования» Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой и национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений» [3]. Из этого следует, что образование даёт возможность и учащимся, и педагогам устанавливать партнёрские отношения в форме диалога, учит и тех, и других быть терпимыми к мнению оппонентов, а также предоставляет возможность каждому анализировать мнение других и высказывать свою собственную точку зрения. Без взаимопонимания между учителем и учащимися вряд ли будет возможно получение качественного образования, а без сотрудничества - эффективный обмен и накопление знаний учениками, а также развитие личности самого учителя и его деятельности, поэтому современной системе образования как никогда необходима система партнёрских отношений. Новая система образования естественно нуждается в тех, кто будет её организовывать и участвовать в её реализации. По нашему мнению, для этого потребуется особым образом подготовленный новый учитель - бакалавр образования, способный и новый материал объяснить, и договориться о встрече с интересными людьми, и продемонстрировать другим какие у него талантливые и способные ученики.

Особое внимание уделено социальному партнёрству в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Авторы концепции (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков) добавили к социальному партнёрству слово «педагогическое», тем самым акцентировали наше внимание на первостепенной роли в нём педагога. Именно учитель должен взять на себя ответственность за выстраивание партнёрских отношений в развивающемся образовательном пространстве. Авторы концепции подчёркивают важность существования социально-педагогического партнёрства для полноценного духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. «Необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ» [2].

Авторы «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» выделяют такое условие, как «заинтересованность субъектов воспитания и социализации в разработке и реализации программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей» [2], от которого напрямую зависит организация социально-педагогического партнёрства. Становление и развитие социально-педагогического партнёрства в самое ближайшее время должно стать одной из приоритетных сфер государственной политики. Когда государство обратит на социально-педагогическое партнёрство в образовательном пространстве нашей страны должное внимание, только тогда мы сможем сказать, что сфера образования развивается совместно с другими субъектами государства, а партнёрские отношения наделяют её новыми идеями и предоставляют новые возможности.

В другом, не менее значимом нормативно-правовом документе «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» одной из основных задач государства в сфере образования выделена задача «привлечения работодателей и других заказчиков специалистов к социальному партнёрству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда» [5].

В данном документе чётко и достаточно конкретно сформулирована мысль о том, что образовательным учреждениям следует налаживать партнёрские отношения с работодателями и другими покупателями-заказчиками. Данные отношения в будущем могут стать основой взаимовыгодного сотрудничества, а также могут посодействовать решению проблемы нехватки специалистов-профессионалов в сфере образования и не только в ней. То есть, в современном образовании возникает потребность в специалистах, готовых к организации социального партнёрства не только на уровне одного учебного заведения, но и между учебным заведением и учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования, будущими работодателями.

Не менее важным нормативным документом в сфере образования Российской Федерации является «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы». В программе сделана установка на инновационное развитие профессионального и непрерывного образования. Цель и задачи программы ориентированы на обновление российской системы образования в 2011 – 2015 годах, в соответствии с потребностями современного общества, а также на повышение качества, конкурентоспособности и востребованности содержания высшего образования и молодых специалистов на рынке труда. Для достижения положительного результата будет обеспечено:

  • оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников учреждений профессионального образования;

  • повышение показателей академической мобильности студентов и преподавателей, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия различных образовательных и экономических систем, привлечение вузами для преподавания специалистов из реального сектора экономики;

  • кооперирование учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двухсторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержание процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий [7].

Не смотря на то, что вся образовательная система, подвергается существенному реформированию, её центральным звеном был и остаётся учитель. На наш взгляд, учитель должен и будет соответствовать новым требованиям общества и образования. Только он способен поднять престиж российского образования и устранить разрыв между содержанием образования и внедрением новых технологий, между сферой образования и сферой культуры, между сферой образования и сферой экономики, между требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг, а в целом способствовать реализации идей по вхождению России в Болонский процесс.

В коммюнике конференции европейских министров, ответственных за высшее образование от 28-29 апреля 2009 года «Болонский процесс 2020 – европейское пространство высшего образования в новом десятилетии» в одиннадцатом пункте второго раздела «Обучение для будущего: приоритеты высшего образования на грядущее десятилетие» сообщается о том, что «реализация стратегии образования в течение всей жизни требует прочных партнёрских отношений между органами государственной власти, высшими учебными заведениями, студентами, работодателями и работниками» [1]. Необходимость в партнёрских отношениях не случайна, именно они способствуют организации образовательного процесса на протяжении всей жизни человека, дают возможность, как получать новые знания, так и пополнять и совершенствовать уже имеющиеся. По мнению европейских министров, для этого также следует, «оживить практику высших учебных заведений» [1]. Практика, запланированная в высших учебных заведениях, даёт возможность закрепить полученные студентами знания, отработать сформированные умения, довести имеющиеся навыки до уровня мастерства, а главное способствует налаживанию партнёрских отношений.

В тринадцатом пункте особое внимание уделяется трудоустраиваемости студентов. По мнению европейских министров образования, «трудоустраиваемость позволяет человеку в полной мере использовать возможности меняющихся рынков труда» [1]. Министры призывают всех «стремиться к повышению уровня первоначальной квалификации, а также к сохранению и обновлению квалификационной рабочей силы на основе тесного сотрудничества между правительством, учебными заведениями, социальными партнёрами и студентами» [1]. Вновь министры образования отмечают важность и необходимость сотрудничества и социального партнёрства для современного профессионального образования на всём европейском пространстве. Можно смело утверждать, что сотрудничество между партнёрами и социальное партнёрство, если ещё не стали, то в самое ближайшее время станут основой, на которой будет строиться вся система образования и в нашей стране, и во всех других страна, участницах Болонского процесса, а организатором этого партнёрства станет учитель. Поэтому неслучайно в современном обществе возникла потребность в учителе, подготовленном ещё на стадии обучения в высшем учебном заведении к реализации социального партнёрства в сфере образования.

В четырнадцатом пункте второго раздела «Обучение для будущего: приоритеты высшего образования на грядущее десятилетие» акцент делается на студентоцентрированное обучение. «Профессорско-преподавательский состав в тесном сотрудничестве со студентами и представителями работодателей должен продолжать работу по формированию результатов обучения и международных ориентиров для различных предметных областей» [1]. И снова цепочка составляющих: студенты, преподаватели, представители работодателей и сотрудничество между ними. В данном случае сотрудничество представлено как умение взаимодействовать, работать совместно с социальными партнёрами: учащимися, учителями, администрацией школы, родителями, студентами, преподавателями, представителями работодателей, представителями других учреждений культуры и образования и др.

В шестнадцатом пункте европейские министры образования призывают высшие учебные заведения «к дальнейшей интернационализации своей деятельности и к участию в глобальном сотрудничестве в целях устойчивого развития» [1]. Таким образом, сотрудничество в глобальных масштабах должно способствовать налаживанию тесных интернациональных связей в системе высшего образования и содействовать дальнейшему развитию образования на всём европейском пространстве.

Анализ рассмотренных нормативных документов показал, что современный подход к образованию предполагает изменение подходов к подготовке молодых специалистов, востребованных на рынке образовательных услуг. В период обучения будущего учителя в вузе, как никогда, система образования имеет возможность влиять на его профессиональные способности, умения и навыки, на развитие личностных качеств и развитие его творческих способностей.


Литература:

  1. Болонский процесс 2020 – европейское пространство высшего образования в новом десятилетии //Высшее образование в России. – 2009. - №7. – с.156-162.

  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение, 2009. – 24с.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://consultant.ru/popular/edu.

  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html

  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года от 04.10.2000 № 751. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru.

  6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 574 с.

  7. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fip.kpmo.ru/fip/info/13430.html.

Основные термины (генерируются автоматически): российского образования, будущего учителя, высшего образования, модернизации российского образования, профессионального образования, подготовке будущего учителя, сфере образования, Российской Федерации, бакалавра образования, пространство высшего образования, программа развития образования, дополнительного образования, доктрина образования, система образования, учреждений профессионального образования, «Национальная доктрина образования, приоритеты высшего образования, учреждениями дополнительного образования, воспитания личности гражданина, партнёрские отношения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос