Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ

Педагогика
29.01.2022
311
Поделиться
Библиографическое описание
Копысова, Ю. С. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ / Ю. С. Копысова, Л. В. Хорольская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88435/.


В статье представлена авторская методическая разработка по экологическому воспитанию детей в ДОУ.

Ключевые слова: экологическое воспитание дошкольников, экология, охрана природы, дети, сортировка отходов.

Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле её эксплуататора, а как её понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного.

А. С. Арсеньев

В современном, высокотехнологичном мире, остро стоит проблема экологической сохранности нашей планеты. Всё больше и больше появляется отходов, бесцельно выброшенного мусора…

Концепция экологического воспитания дошкольников

Концепция — это система взглядов на какое-либо явление, комплекс основных идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепции — новые документы, появившиеся лишь в последнее время, с них начинается создание любого нового направления. Они определяют его цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры.

Существующие программы, разработанные специально для детского сада, которые содержат раздел «Ознакомление детей с окружающим миром», в рамках которых осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы.

Забота об окружающей среде должна прививаться с самого детства. Именно тогда, мы не будем задаваться такими глобальными вопросами и все природоохранные и природосберегающие манипуляции будут проходить в нашей жизни естественным и привычным образом.

Привитие экологической культуры подрастающему поколению, предлагается начинать вводить постепенно, ненавязчиво. Так, например, детям очень нравятся сказки, опыты, мультфильмы, развивающие игры, конструирование и т. д. Если их сделать тематическими, а не бесцельными, то вполне возможно достичь прекрасных результатов: дети будут расти аккуратными, бережливыми, заботиться об окружающей среде и научатся видеть прекрасное вокруг себя.

Принципы содержания экологического развития дошкольников

  1. Научность

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно — это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу.

  1. Системность

При обучении детей весь материал должен быть определённым образом упорядочен, последователен и систематизирован.

  1. Целостность

Этот принцип отражает прежде всего целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с миром природы.

  1. Доступность

На занятиях и в свободной деятельности, информацию желательно преподносить в понятной для детей форме, не используя при этом сложно составленных и непонятных для детей слов.

  1. Деятельность

Теоретические знания необходимо подкреплять практикой. Когда ребёнок вместе с воспитателем, например, сажает дерево и ухаживает за ним, то информацию про жизнь и развитие деревьев ему будет уже намного интереснее слушать и воспринимать, нежели просто теорию.

  1. Гуманность

Данный принцип основан на формировании правильного мировоззрения, ценностей, норм, здорового образа жизни.

Таблица

Классификация приёмов и методов экологического воспитания дошкольников

п/п

Метод

Виды деятельности

1.

Наглядный

- наблюдения (длительные, кратковременные, определение состояния по отдельным признакам, восстановление целостной картины по определённым признакам) ;

— рассматривание картин и иллюстраций;

— просмотр видеоматериалов;

2.

Практический

-игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые);

— труд в природе (коллективный, индивидуальные поручения);

опыты;

3.

Словесный

- чтение;

— беседы;

— рассказ.

Задачи экологического образования в ДОУ:

— обучение знаниям о взаимосвязи человека, общества и природы;

— формирование у дошкольников практических умений по разрешению экологических проблем;

— формирование ценностной ориентации, установка на активную деятельность дошкольников по охране окружающей среды;

— развитие способности анализировать экологические ситуации;

— развитие способности оценивать эстетическое состояние природы.

Формирование азов экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья, а также и их зависимости от состояния окружающей среды.

Проблему утилизации мусорных свалок, которые уже становятся по своим размерам вровень с городами может помочь решить сортировка отходов . В процессе воспитания подрастающего поколения в детском саду рекомендуется проводить соответствующие мероприятия в игровой форме . Ребёнок, по своей натуре, очень любознателен. Часто берёт пример со взрослых, некоторые действия из-за незнания делает так, как он понимает. Именно поэтому нужно объяснять детям, что природу нужно беречь, а многие отходы даже имеют право на «вторую жизнь».

Хотелось бы подытожить тем, что создавая многие блага на нашей планете, человечество совсем забыло о её чистоте и сохранности. И именно в руках каждого из нас её и наше будущее. А уж каким оно будет — зависит только от нас!

Литература:

  1. В. Н. Чернякова. Экологическая работа в ДОУ. — М.: Сфера, 2010. — 144 с.

2. О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. Экологические проекты в детском саду. — М.: Учитель, ИП Гринин Л. Е., 2015. — 240 с.

3. Ю. А. Вакуленко. Воспитание любви к природе у дошкольников. Экологические праздники, викторины, занятия и игры. — М.: Учитель, 2016. — 158 с.

  1. С. Н. Николаева. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. — М.: Мозаика-Синтез, 2013. — 120 с.
  2. C. Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников. — М.: Академия, 2012. — 224 с.

6. https://infourok.ru/statya-na-temu-metody-i-priemy-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-4309209.html

7. https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-dou.html

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
экологическое воспитание дошкольников
экология
охрана природы
дети
сортировка отходов
Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 337-339):
Часть 5 (стр. 311-399)
Расположение в файле:
стр. 311стр. 337-339стр. 399

Молодой учёный