Использование смешанных техник рисования и сочетания различных изобразительных материалов для развития творческих способностей дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 29.01.2022

Статья просмотрена: 483 раза

Библиографическое описание:

Ромашка, М. А. Использование смешанных техник рисования и сочетания различных изобразительных материалов для развития творческих способностей дошкольников / М. А. Ромашка. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 368-370. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88359/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье автор обосновывает использование педагогами дошкольных учреждений смешанных техник рисования и пластилинографии, а также сочетания различных изобразительных материалов с целью повышения качества детских работ и развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: творчество, изобразительные материалы, смешанные техники, рисование, цветовые оттенки.

Одна из задач, поставленных в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (далее ФГОС ДО), звучит как «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка», и все программы дошкольного образования направлены на реализацию этой задачи. Содержание образовательной программы дошкольного учреждения должно обеспечивать развитие «способностей детей в различных видах деятельности», так говорится в этом же правовом документе, кроме того, программа должна быть направлена на «развитие открывающихся возможностей» и «творческих способностей» ребёнка. На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос о развитии различных способностей детей и в том числе изобразительных. Наиболее благоприятным для этого является возраст дошкольного детства.

Лучшим видом деятельности в детском саду для развития творческих способностей является рисование — один из самых любимых видов деятельности дошкольников. В практике современных дошкольных учреждений уже давно закрепилось обучение детей рисованию в различных традиционных и нетрадиционных техниках, в том числе и смешению этих техник, которые интересны дошкольнику в любом возрасте. Рисование в смешанных техниках — это изображение предметов и явлений при помощи различных сочетаний техник рисования с применением различных материалов.

Через разные виды и техники рисования дети приобретают новый опыт, что даёт толчок развитию их способностей. Возможность развития изобразительных способностей посредством рисования в смешанных техниках возникает, кроме того, при условии эмоционального отклика ребёнка.

Техники, которые доступны старшему дошкольному возрасту, по мнению А. А. Фатеевой и Р. Г. Казаковой: монотипия, рисование по-сырому, рисование по-сухому, тычок жёсткой кистью, акварель с восковыми мелками, рисование сухой заваркой, оттиск бумагой, оттиск пластиковой вилкой, оттиск листьями, пуантилизм. Кроме сочетания различных техник используется сочетание материалов — гуашь с акварельными красками, рисование цветными карандашами и простым карандашом, рисование акварелью и пластилином.

В качестве примера расскажу о применении техники рисования «акварель с восковыми мелками» + «рисование по-сырому», в сочетании с использованием пластилина для создания более выразительного образа весенних цветов — крокусов — в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Для детского творчества необходимо подготовить следующее оборудование и изобразительные материалы: листы акварельной бумаги, дощечки для лепки, стеки, акварель, наборы восковых мелков, кисточки, пластилин, стаканчики с водой.

Для начала берем восковой мелок и делаем набросок проталинки, хорошо её закрашиваем.

IMG-20210318-WA0098.jpg

Потом рисуем стебельки и листья цветов.

IMG-20210318-WA0097.jpg

После этого нам понадобится три цвета пластилина: фиолетовый, желтый и оранжевый. Стекой отрезаем кусочки и скатываем их в аккуратные шарики. Для каждого цветка нам понадобится по три шарика. Аккуратно приклеиваем шарики рядом над стебельком цветка. Затем растягиваем каждый шарик по отдельности, прижимаем пальцем и тянем вниз.

IMG-20210318-WA0107.jpg

Таким образом, вылепливаем столько цветов, сколько захочется. Теперь берем стеку и делаем небольшие углубления в каждом лепестке нашего цветочка, чтобы придать ему объемность.

IMG-20210318-WA0104.jpg

Осталось красиво затонировать лист. Здесь тоже можно пофантазировать и поиграть с оттенками. Берем кисточку и сначала хорошо смачиваем лист водой, чтобы он не успевал высохнуть.

IMG-20210318-WA0113.jpg

Теперь выбираем краску нужного нам оттенка и закрашиваем фон, используя различные «холодные» цвета.

IMG-20210318-WA0105.jpg

Наша картина готова. Вот и «выросли» на весенней полянке необычные разноцветные крокусы.

IMG-20210318-WA0114.jpg

Таким образом, использование в работе со старшими дошкольниками смешанных техник рисования и пластилинографии превращает каждое занятие по рисованию в активный творческий процесс, побуждает к экспериментированию с различными изобразительными материалами, способствует развитию фантазии и творческого воображения, проявлению детской инициативы.

Литература:

  1. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Румянцева Е. А. Необычное рисование. М.: Дрофа, 2006.
  3. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. — Ярославль: Академия развития, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): рисование, дошкольное образование, материал, развитие, смешанная техника рисования, старший дошкольный возраст, техник, техник рисования.


Ключевые слова

творчество, рисование, изобразительные материалы, смешанные техники, цветовые оттенки

Похожие статьи

Использование нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста

В статье автор пытается выяснить особенности использования нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественн...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации

В статье рассматривается возможность использования нетрадиционных техник аппликации в дошкольной образовательной организации для развития творческих способностей дошкольников.

Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности на основе игровых технологий

В статье рассматриваются проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. Даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами искусства

В статье говорится о роли средств искусства в развитии творческих способностей дошкольников, о необходимости проведения интегрированных занятий на основе взаимодействия разных видов искусства.

Формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ

В статье раскрывается психолого-педагогический потенциал ручной лепки для всестороннего развития детей. Описываются занятия, направленные на формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ.

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Декоративная роспись как средство развития выразительности в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается сущность выразительности как качества изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Автор раскрывает методику использования декоративной росписи в развитии выразительности изобразительной деятельности дете...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Развитие детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач образовательной системы. Одним из важных аспектов этого процесса является развитие творческих способностей ребенка. Рисование является одним из основных средств самовыражения и разв...

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Похожие статьи

Использование нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста

В статье автор пытается выяснить особенности использования нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественн...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации

В статье рассматривается возможность использования нетрадиционных техник аппликации в дошкольной образовательной организации для развития творческих способностей дошкольников.

Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности на основе игровых технологий

В статье рассматриваются проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. Даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами искусства

В статье говорится о роли средств искусства в развитии творческих способностей дошкольников, о необходимости проведения интегрированных занятий на основе взаимодействия разных видов искусства.

Формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ

В статье раскрывается психолого-педагогический потенциал ручной лепки для всестороннего развития детей. Описываются занятия, направленные на формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ.

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Декоративная роспись как средство развития выразительности в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается сущность выразительности как качества изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Автор раскрывает методику использования декоративной росписи в развитии выразительности изобразительной деятельности дете...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Развитие детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач образовательной системы. Одним из важных аспектов этого процесса является развитие творческих способностей ребенка. Рисование является одним из основных средств самовыражения и разв...

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Задать вопрос