Представления о положении женщины в эпоху Средневековья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 27.01.2022

Статья просмотрена: 2082 раза

Библиографическое описание:

Кожина, Е. В. Представления о положении женщины в эпоху Средневековья / Е. В. Кожина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 276-281. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88335/ (дата обращения: 25.04.2024).



Женщина и вопросы, связанные с ее ролью в социуме, не только являлись камнем преткновения как светских, так и церковных идеологов на протяжении всего Средневековья, но и остаются таковыми вплоть до настоящего времени. Будучи членом общества, женщина занимает в нем важное место. А это значит, что специфика ее положения в социуме в средневековый период была непосредственно связана со всеми изменениями, происходившими в общественной жизни, и опосредована такими факторами, как степень экономической развитости общества, тип хозяйствования, традиции семейных коллективов, властная структура общества. Помимо этого, положение и роль женщины в социуме напрямую отражали господствующую в нем на тот момент систему ценностей [1, с. 72].

1. Истоки представлений о женщине в Средневековье. Культ Прекрасной Дамы . Начиная с эпохи античности и заканчивая сегодняшним днем, на Западе существовало две основных точки зрения на соотношение полов. Сторонники первой точки зрения считают, что мужчина и женщина не только равны между собой, но и дополняют друг друга за счет заложенных в них противоположных качеств. Вторая же точка зрения берет начало еще в работах Аристотеля и Тертуллиана, утверждавших о том, что женщина по своей природе является созданием неполноценным. Она является низшим существом, производным от мужчины, который в отличие от нее был создан по образу и подобию Бога, а потому ей следовало всецело ему подчиняться.

Первая позиция являлась наименее распространенной в средние века, поскольку средневековое общество Европы, как, впрочем, и России, по характеру своему было преимущественно мужским: оно отражало доминирование, борьбу за власть и предвзятое мнение мужчин. Об этом можно судить, исходя из анализа дошедших до нашего времени письменных источников, почти все из которых были созданы мужчинами. Женщины в этот период появлялись в литературе и прочих источниках, но почти исключительно сквозь призму мужских взглядов на них [2, с. 17]. Женщина-писательница до наступления позднего Средневековья являлась чрезвычайной редкостью, примеров тому в истории известно немного, а потому позиция второй стороны остается для историков загадкой.

Если опираться на источники данного периода, то напрашивается вывод о том, что в средневековом обществе была чрезвычайно распространена вторая точка зрения. Причины женской неполноценности усматривались сторонниками данной точки зрения не только в биологическом, но и социокультурном аспектах. В итоге, в Средневековье была создана наиболее развернутая и аргументированная концепция женского несовершенства, которая открыла дорогу тем идеализированным представлениям и нормам, что немало повлияли на поведение женщин и, по сути, определили на долгие века их место в обществе в целом [3, с. 4].

Возникновение и затем активное поддержание в средневековом обществе негативного образа женщины, содержавшего в себе противоречивые черты характера, а также порочность женской натуры, было обусловлено рядом факторов и причин. Главным фактором, повлиявшим на становление данной концепции, являлась христианская доктрина, содержавшая в себе достаточно неоднозначное отношение к женщине, ее природе и предназначению в обществе, а также породившая традицию жесткой субординации между мужчиной и женщиной в средневековом обществе.

Главная особенность религиозных текстов, ставших основным источником появления и развития концепции, заключается в их противоречивости, поскольку они базировались на двух ролевых моделях женщины, противоположных друг другу. С одной стороны, женщина порицалась церковью, поскольку несла на своих плечах ответственность за грехопадение, считалась носителем всех негативных человеческих качеств. Помимо этого, она воспринималась как воплощение дьявольских сил, что было обусловлено ее природой создания более слабого и сильнее подверженного влиянию извне. С другой стороны, церковью предпринималась попытка приблизить реальный образ женщины к идеалу пресвятой Девы Марии, которую стали считать новой Евой и эталоном женского поведения, а следование ее примеру в повседневности — способом искупления женской греховности [4, с. 117].

Вторым немаловажным фактором является антифеминистская направленность религиозной пропаганды XII-XIII вв., особенно в период борьбы за утверждение церковного брака, и последовавшее за этим преобладание в нарративной европейской традиции различных по своему жанру произведений мизогинистского характера, в которых осуждались и высмеивались женские пороки, выраженные через моральные и бытовые характеристики в образах женщин. В рамках российского исторического опыта аналогичные процессы также наблюдались, но происходили они несколькими веками позднее, о чем будет сказано в последующих разделах исследования.

В качестве третьего фактора можно назвать господство в средневековом социуме сеньориально-феодальной системы, развитие которой рассматривается французским историком-медиевистом Р. Фоссье как источник подъема социального статуса женщины, способствовавший закреплению за ней перечня ключевых хозяйственных и культурных функций в рамках семьи [5, с. 91-92]. С позицией Фоссье можно согласиться в том случае, если связывать данный период с распространением явления куртуазной любви и популяризацией культа Девы Марии в XII–XIII вв. Два этих фактора способствовали временному повышению престижа женщины в феодальном обществе, поскольку они привели к возникновению Культа Прекрасной Дамы.

Культ Прекрасной Дамы. Под выражением «куртуазная любовь» в исследованиях обычно понимается новая форма отношений между женщиной и мужчиной, которая действовала в пределах вассально-ленной системы и включала в себя целый комплекс разного рода факторов (социальных, религиозных и т. д.), не ограничиваясь лишь литературным явлением [6, с. 17].

В рамках куртуазной любви был создан образ Прекрасной Дамы, коей являлась знатная и состоятельная женщина, обладающая необыкновенной красотой. Главной и наиболее характерной ее чертой была недоступность, нужная для того, чтобы у рыцаря возникла необходимость ее добиваться. В этом и состояла особенность куртуазной любви: именно процесс завоевания сердца Прекрасной Дамы являлся основной целью мужчины, а не его результат. Само ожидание и воображение того, что должно наступить после достижения цели, уже приносило мужчине высшее удовольствие. Воспевая Прекрасную Даму, трубадуры и миннезингеры ставили ее наравне с ангелами и Девой Марией, что в большей степени способствовало популяризации ее культа в тот период [7, с. 8-7].

Стоит обратить внимание на то, что культура куртуазной любви изначально создавалась мужчинами для мужчин, и ее наличие в жизни рыцаря воспринималось скорее как игра, посредством которой можно было повысить свой престиж в обществе. А потому позиция женщин в данном вопросе, т. е. ее отношение к куртуазной любви, не только нигде не была отражена, она не учитывалась: достаточно было того, чтобы она сыграла свою роль в данном спектакле и действовала в рамках заранее заготовленного для нее образа. По окончании же основного действия жизнь женщины, скорее всего, возвращалась в привычное русло, и она вновь попадала в непосредственную зависимость от мужчины [8, с. 100].

Тем не менее, при всех обстоятельствах своего возникновения куртуазная любовь являлась выражением личного чувства и за счет значительного влияния, оказываемой на средневековое общество, способствовала не только смягчению нравов в Европе путем ослабления религиозной концепции «греховности плотского вожделения», но и создала условия для повышения социального статуса женщины. Ж. Дюби приводил результаты влияния обычаев куртуазной любви в Западной Европе, наиболее ярко проявившегося во Франции в XII–XIII вв.: они в значительной степени ослабили насилие и грубость в сексуальном мужском поведении и в брачной политике родов. Помимо этого, они также изменили в некоторой степени и их отношение к женщине, заставив признать за ней наличие особых достоинств и необходимость их учитывать [9, с. 93]. Тем самым повышалась и роль женщины при дворе: она принимала активное участие в воспитании мальчиков, которые, рано отрываясь от дома и от семьи, прибывали сюда с целью прохождения обучения при сеньоре их отца. Заменяя им мать, она оказывала благотворное влияние на формирование положительного женского образа в сознании будущих рыцарей. Однако сразу стоит оговориться, что в то время влияние куртуазной любви на положение женщины могло распространяться исключительно на представительниц привилегированных сословий и никак не касалось женщин незнатного происхождения.

Таким образом, несмотря на то, что рыцарский культ Дамы не отражал реальное положение вещей, он все же играл важную роль с социокультурной точки зрения. Создавая новые общественные идеалы, он тем самым оказывал определенную степень влияния на дальнейшее развитие представлений о женщине и выступал в качестве «противовеса» ее традиционному образу, сложившемуся в рамках средневековой концепции женского несовершенства.

2. Идеальный образ женщины эпохи Средневековья . С рассмотренной выше концепцией был напрямую связан сложившийся в общественном средневековом сознании идеальный образ женщины, эталоном которого выступала Дева Мария. Она являлась в представлении средневекового человека образцом скромности, милосердия, человечности и заботливой матери [4, с. 117]. Данный образ нашел свое отражение в большом количестве источников той эпохи, сохранившихся до наших дней. В качестве примера здесь можно упомянуть произведения дидактического характера Винсента из Бове, Эгидия Римского, Джованни Доминичи, Жоффруа де Ла Тура Ландри, Филиппа Новарского и др., авторы которых в своих размышлениях по большей части опирались на христианскую доктрину и патриархальную традицию [10, c. 111-179].

Проведение сравнительного анализа содержаний данных источников позволяет говорить о том, что идеальный образ женщины средневековой эпохи состоял из нескольких основных аспектов. Первым и наиболее важным аспектом являлись внутренние качества женщины, или, как их называли средневековые мыслители, добродетели. Их следовало воспитывать еще с малого возраста и развивать на протяжении всей жизни, если женщины хотели преодолеть свою греховную природу. Требования касаемо внутренних качеств можно разделить на общие, которые предъявлялись ко всем благочестивым христианам (благоразумие, воздержанность, религиозность, набожность), и специфические. Последние были тесно связаны с основными гендерными установками и ценностями, являвшимися неотъемлемой частью общих ментальных характеристик общественного сознания в тот период и вследствие чего активно навязываемыми женщине: молчаливая (к болтливым женщинам относились с нескрываемым презрением), скромная, верная и покорная во всем мужу женщина-жена, а также заботливая женщина-мать.

В качестве второго аспекта идеального образа, напрямую вытекающего из первого, можно назвать особенности поведения женщины, заключавшиеся в терпении и труде на благо семьи, бережливости в деле сохранения и приумножения имущества, кротости и любви к супругу, а также ответственности за воспитание детей. При любых жизненных обстоятельствах ей предполагалось постоянно контролировать свои эмоции и, подавляя их, внешне оставаться невозмутимой.

Третьим аспектом являлся ее внешний вид, который должен был представлять собой воплощение скромности и целомудрия. Средневековые мыслители высказывались достаточно радикально касаемо женского украшательства, поскольку усматривали в нем препятствия на пути к достижению девушкой истинных добродетелей, причину пренебрежения домашними обязанностями, вещь, губительную для здоровья, а также склонность к прелюбодейству [11, c. 104].

Четвертым аспектом стоит назвать навыки, которыми должна была обладать женщина. Идеальной супругой в сознании авторов дидактических работ и христианских текстов представала, разумеется, трудолюбивая хозяйка дома, которая многое была способна делать собственными руками в повседневном быту.

Не все характеристики идеального образа одинаково присутствовали в данных источниках. К примеру, качество молчаливости рассматривалось как важная добродетель женщины только Винсентом из Бове. Джованни Доминичи же не уделял ему должного внимания, хотя изучение других качеств, которые он упоминал в своем трактате, и их схожесть с качествами, упоминаемыми первым автором, позволяет сделать вывод о том, что качество молчаливости также им подразумевалось как необходимое. Также Доминичи делал акцент, в отличие от первого мыслителя, на необходимости средневековой женщины быть очень образованной, упоминая не только важность умения читать, но и, что учитывалось в то время не так часто, писать.

Таким образом, идеальный образ женщины, созданный мужчинами в средневековье, закономерно складывался, в основном, из ее ролевых функций в домашнем хозяйстве и положения в семье и представлял собой попытку совместить в ней христианское смирение и целомудрие с качествами хозяйки дома. Разумеется, нельзя говорить о том, что подобный образ находил свое полное воплощение в реальности. Однако он оказал большое влияние на положение женщины в средние века, поскольку служил той необходимой конструкцией, позволявшей на подсознательном уровне моделировать желаемое поведение женщин всех сословий в повседневной жизни и вписывать их в общую картину общества. Он не претерпевал в Западной Европе каких-либо значительных изменений до конца XV в.

3. Эволюция представлений о женщине Европе. «Спор о женщинах» . Несмотря на кризисные моменты периода, упоминаемые в работе ранее, с наступлением позднего Средневековья в Европе в положении женщин стали происходить позитивные сдвиги. В этот период начинается процесс постепенного изменения социальных представлений о женщине, переосмысления ее природы и предназначения в обществе. Связано это было с несколькими моментами, к которым можно отнести нарушение традиционного для предыдущих периодов протекания демографических процессов, эволюцию форм семьи и брака, а также изменение ментальных стереотипов общества. Все факторы были тщательно проанализированы и описаны в труде отечественного историка-медиевиста Ю. Л. Бессмертного [12, c. 15-24].

Наиболее важным моментом в рамках данного исследования является фактор перемен в ментальных формах и идеологии средневекового человека. Дело в том, что в данный период в европейском обществе происходит постепенная ломка устоявшихся за долгие годы поведенческих стереотипов, которая повлекла за собой увеличение разрыва между официальной христианской догмой и отношением людей к поступкам, не вписывающимся в рамки общепринятых норм поведения.

Период русского средневековья и раннего Нового времени не оставил исследователям ни одной женской автобиографии, к тому же весь биографический жанр в это время был представлен лишь житийными произведениями. А потому до современности не дошло ни одного текста, автором которого являлась бы женщина, и не представляется возможным посмотреть на ситуацию с наиболее интересной для исследования точки зрения. В Европе же дела с этим обстояли лучше. Начиная с XIV века для Италии и XV–XVI вв. для остальных европейских стран, наступает эпоха Возрождения, или Ренессанса, в рамках которой приобретает очертания новая культурная парадигма, обладающая такими отличительными чертами, как светский характер культуры, гуманизм и антропоцентризм. Это привело к тому, что основным объектом интереса стала человеческая личность, его чувства и внутренний мир.

В результате, создается ситуация переходности общества, при которой возникают несколько альтернативных вариантов его дальнейшего развития. С одной стороны, сохраняются традиционные формы развития, а с другой — происходят изменения, являвшиеся закономерной реакцией на неравномерность протекания демографических процессов и развитие домашнего уклада в городской среде: возрастает роль малой супружеской семьи, развивается социальная стратификация, а также получают активное распространение образование и культура [13, c. 165]. С точки зрения исследования положения женщины, можно говорить о том, что, несмотря на безусловное преобладание в сознании человека XIV–XV вв. традиционных устоев, новые черты в установках ментального восприятия также стали заявлять о себе, и это непосредственно влияло на общественные представления о женщинах, хоть процесс перемен был медленным и сложным.

Следствием этого стало появление в позднесредневековый период в европейских странах с небольшой временной разницей первых произведений в защиту женщины. Данные работы создавались, главным образом, в качестве ответа на повсеместно распространенные в то время труды мизогинистского характера. Помимо вступления в полемику со сторонниками средневековых традиционных устоев, авторы данных работ пытались пересмотреть укоренившиеся в литературе взгляды на женщину и дать новую оценку ее природе и месту в мире. Таким образом, возник европейский литературный дискурс querelle des femmes , или «спор о женщинах», представлявший из себя полемику между так называемыми защитниками и противниками женщин, каждый из которых стремился либо доказать превосходство одного пола над другим, либо утвердить их равенство, и продолжавшийся вплоть до XVIII века [14, c. 339].

Немаловажным является тот момент, что активными участниками дискурса и основными двигателями процесса пересмотра традиционных средневековых взглядов стали сами женщины. Появился ряд письменных источников, излагавших проблему с точки зрения женского мировосприятия [15, c. 78-79]. В рамках дискурса выносилось на обсуждение множество тем, связанных с различными аспектами положения женщины в средневековом обществе, а основные его результаты в значительной степени повлияли на оформление представлений о женском поле к началу Нового времени.

Период протекания дискурса условно можно разделить на три этапа, из которых в хронологические рамки исследования входят первые два. Первый этап, начавшийся на рубеже XIV–XV вв., характеризуется выходом первых работ, авторы которых стремились опровергнуть концепцию уничижительного отношения к женщине, что было для того времени беспрецедентным явлением.

Еще в середине XIV века было написано сочинение «О знаменитых женщинах» итальянского писателя и поэта Дж. Боккаччо, посвященное 106 выдающимся женщинам в истории, как реальным, так и вымышленным, о которых, как объяснял сам автор в своем произведении, почему-то никто не писал, и он решил взяться за это сам [16, c. 33]. Исследователи не относят данное сочинение непосредственно к литературному дискурсу, поскольку Боккаччо, будучи сторонником средневековых традиционных воззрений на женщину, при создании работы не ставил перед собой цель реабилитации ее образа. Он упоминает о том, что его решение написать эту книгу не было обусловлено целью принесения пользы человечеству, скорее, это было сделано для того, чтобы развлечь его друзей [16, c. 34].

Основным моментом в его работе в рамках исследуемого вопроса представляется то, что Боккаччо хотел обратить внимание на тех представительниц женского пола, которые, являясь исключением из общего правила, сумели преодолеть свою несовершенную природу и воспитать в себе мужские качества. Такие женщины в Европе даже носили особое название: «virago», или мужественная женщина, и находились в почете [17, c. 31]. Таким образом, сочинение Боккаччо в некоторой степени содержало в себе оттенок новизны, выражавшейся в направленности работы на восхваление пусть и малого числа женщин. Однако за счет этого оно положило в Италии начало написанию первых мужских работ в защиту женщин.

Общепринятой точкой зрения на дату возникновения непосредственно «спора о женщинах» в Европе считается 1405 год, когда во Франции была издана «Книга о Граде женском», написанная Кристиной Пизанской [18]. Она считается первой женщиной в средневековой Европе, которая в силу жизненных трудностей стала профессионально заниматься литературным трудом и написала множество работ, посвященных насущным общественным проблемам. В своем самом известном произведении, созданном по аналогии с трудом христианского богослова Аврелия Августина «О Граде Божьем» [19], Кристина Пизанская впервые подчёркивает факт равенства полов, однако нельзя с уверенностью утверждать о том, что это являлось ее первостепенной целью при написании работы. Уместнее будет сказать, что основная задача писательницы заключалась именно в реабилитации образа женщины в литературе и изменении в средневековом сознании представлений о несовершенстве ее природы.

Таким образом, в силу преобладания на первом этапе спора старых негативных взглядов на женщину, работы в ее защиту пока еще оставались весьма противоречивыми и ограниченными по своему характеру, не являясь новаторскими в плане определения положения женщины в обществе, и были довольно редки вплоть до последней четверти XV века. Однако фокус внимания в работах был направлен не на подчеркивание женских недостатков, а на выделение ее достоинств, что уже само по себе являлось нетипичным для того времени [14, c. 340-341]. Большинство авторов постепенно развивали традиционные взгляды, применяя их к новой эпохе. Стоит еще отметить, что на данном этапе своего развития спор не выходил за рамки придворных кругов, где в то время существовало много примеров образованных и властных женщин. Они могли не только представлять целевую аудиторию для авторов работ в рамках спора, но и также выступать в качестве отправной точки для пересмотра традиционных представлений.

Второй этап спора характеризуется актуализацией спора в европейской литературе XVI века и увеличением числа сочинений, написанных женщинами в свою защиту. Как пишет М. В. Пророкова в своих работах, посвященных исследованию данного дискурса, вариант превосходства мужской природы над женской, преобладавший на начальном этапе спора даже среди защитников женщин, в этот период большинством авторов уже практически не рассматривается [15, c. 85]. На его место пришло убеждение в том, что если даже оба пола и не равны между собой по способностям, то женщина, как минимум, является ничем не хуже мужчины с точки зрения природного фактора.

Датой наступления второго этапа можно считать 1529 год, в который было опубликовано сочинение немецкого гуманиста Корнелия Агриппы Неттесгеймского «Речь о достоинстве и превосходстве женского пола», в котором он по-новому интерпретировал библейский сюжет сотворения человека. В тот период в значительной мере сохранялся авторитет трудов раннехристианских писателей и Священного Писания; каждая выдержка по-разному интерпретировалась множество раз, имея статус решающего аргумента в дискуссиях по поводу природы женщины независимо от того, какой позиции придерживался тот или иной участник полемики.

Начиная свою работу с утверждения о равенстве полов, обусловленном наличием одинаковой души и у мужчин, и у женщин, которая изначально не предполагает наличия превосходства одного из них, автор этим не ограничивается и представляет читателю собственную, новаторскую, интерпретацию библейского сюжета о сотворении человека. Исходя из того, что Господь создавал с каждым разом все более и более совершенные вещи, от минералов до разных видов животных, в акт творения он завершил созданием двух подобных Себе людей, последней из которых стала женщина, вобравшая в себя все лучшие качества своего создателя и ставшая, по мнению автора, «венцом творения» [20]. Несмотря на то, что, как было сказано ранее, вектор взглядов в рамках полемики в XVI веке уклонился в сторону от представлений о вторичной природе женщин, появление мужской работы, интерпретирующей библейский сюжет в пользу превосходства женского пола в целом, стало знаковым моментом в истории дискурса, и в дальнейшем сочинение К. А. Неттесгеймского послужило важнейшим источником идей для защитников женского пола. Начиная с XVI века, происходит активное распространение спора за пределы Италии и Франции и его проникновение в другие европейские страны, что в итоге привело к обширной дискуссии, в рамках которой теперь уже не только отстаивалось равенство полов, но и все чаще стали появляться работы, стремившиеся доказать превосходство женского пола над мужским.

Заключение. Таким образом, результаты исследования спора о женщинах на первых двух этапах, проходивших в хронологических рамках исследуемого периода, позволяют проследить эволюцию представлений о женщине в Западной Европе и степень влияния на данный процесс работ, написанных в рамках спора. В XIV–XVI вв., несмотря на кризис культа Прекрасной Дамы и наличие сторонников мизогинных взглядов, в Европе, в том числе в связи с развитием гуманизма, по сравнению с эпохой Высокого Средневековья в восприятии женщины обществом наблюдается значительный шаг вперед. Во-первых, происходит пересмотр общественных взглядов на проблему происхождения женщины: концепция ее неполноценности и вторичного положения по отношению к мужчине, муссировавшаяся в средневековой литературе в течение долгого периода, больше не воспринимается как нечто очевидное и не поддающееся сомнению. Наоборот, предпринимаются многочисленные попытки оспорить данное представление в пользу утверждения о равенстве полов, или в некоторых случаях даже, о превосходстве женского пола над мужским. Во-вторых, в период позднего Средневековья сами женщины активно включаются в процесс пересмотра взглядов на их положение в обществе, создавая основное количество работ в защиту женского пола и тем самым повышая актуальность данной темы в европейском сознании. В-третьих, новой тенденцией, возникшей в городской обстановке с наступлением эпохи Возрождения и получившей активное развитие, стала смена культа Прекрасной Дамы, в рамках которой воспевалось рыцарское служение идеальному женскому образу, поклонением реальной женщине.

Литература:

  1. Рогач, С. А. Историография проблемы положения женщины в средневековом французском обществе ЭБ БГУ: Гендер и исторические науки / С. А. Рогач. — Текст: непосредственный //. — 1999. — № 2. — С. 72.
  2. Дюби, Ж. История женщин на Западе. Т. II. Молчание Средних веков. / Ж. Дюби, М. Перро. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2009. — 512 c. — Текст: непосредственный.
  3. Рябова, Т. Б. Женщина в истории Западноевропейского Средневековья / Т. Б. Рябова. — Иваново: Юнона, 1999. — 212 c. — Текст: непосредственный.
  4. Стрыжкова, В. С. Образ женщины в религии в эпоху Средневековья. / В. С. Стрыжкова. — Текст: непосредственный // Труды III научно-практической конференции: Актуальные проблемы гуманитарных наук. — Симферополь: ИП Бражников, 2017. — С. 117.
  5. Фоссье, Р. Люди средневековья / Р. Фоссье. — Санкт-Петербург: Евразия, 2010. — 352 c. — Текст: непосредственный.
  6. Батурин, А. П. Рыцарский идеал женщины и любви в куртуазной культуре Западно-Европейского средневековья / А. П. Батурин, Н. Д. Полищук. — Текст: непосредственный // Вестник КемГУ. — 2008.. — № 2. — С. 16–21.
  7. Жалменова, О. П. Феминизм и антифеминизм. Этика Средних веков / О. П. Жалменова, Е. С. Вержевикина. — Текст: непосредственный // Вестник Тамбовского ун-та. — 2000. — № 4. — С. 8–17.
  8. Букатова, Д. М. Культ прекрасной дамы как отражение средневековой концепции несовершенства женской природы / Д. М. Букатова. — Текст: непосредственный // Знание. Понимание. Умение. — 2017. — № 2. — С. 98–104.
  9. Дюби, Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в. / Ж. Дюби. — Текст: непосредственный // Одиссей. Человек в истории. — Москва: Наука, 1990. — С. 90–97.
  10. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: пособие для учащихся пед. колледжей и студ. вузов.. М.,. С. 148–170.. — Т. 2. — Москва: Аспект Пресс, 1994. — 350 c. — Текст: непосредственный.
  11. Альберти, Л. Б. Книги о семье / Л. Б. Альберти. — Москва: Языки славянской культуры, 2008. — 416 c. — Текст: непосредственный.
  12. Бессмертный, Ю,Л Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической истории Франции / Ю,Л Бессмертный,. с.. — Москва: Наука, 1991. — 240 c. — Текст: непосредственный.
  13. Опитц, К. Как жили в позднем средневековье / К. Опитц. — Текст: непосредственный // История женщин на Западе. Том II. Молчание Средних веков. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2009. — С. 265–313.
  14. Трофимова, В,С,// «Спор о женщинах» в европейских культурах конца XVI — начала XVII вв. / В,С,// Трофимова, №. С. 339. — Текст: непосредственный // Диалог со временем. — 2015. — № 50. — С. 338–349.
  15. Пророкова, М. В. Особенности «спора о женщинах» в итальянском гуманизме XVI века. / М. В. Пророкова. — Текст: непосредственный // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. — 2010. — № 124. — С. 78–79.
  16. Вoccaccio, G. Concerning Famous Women / G. Вoccaccio. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: boccaccio-concerning-famous-women.html (дата обращения: 26.01.2022).
  17. Тогоева, О. И. Женщина у власти в средние века и Новое время (о понятии «virago») / О. И. Тогоева. — Текст: непосредственный // иалог со временем. — 2010. — № 31. — С. 16–35.
  18. Кристина, П. 2. Книга о граде женском / П. 2. Кристина. — Текст: непосредственный // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV—XV веков. — Москва: Наука, 1991. — С. 218–256.
  19. Августин, А. О Граде Божьем / А. Августин. — Текст: электронный // Азбука веры: [сайт]. — URL: azbyka.ru (дата обращения: 26.01.2022).
  20. Неттесгеймский, К. А. Речь о достоинстве и превосходстве женского пола / К. А. Неттесгеймский. — Текст: электронный // Литмир: [сайт]. — URL: www.litmir.me (дата обращения: 26.01.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, куртуазная любовь, Прекрасная Дама, Европа, средневековое общество, том, мужчина, образ, положение женщины, работа.


Похожие статьи

Становление образа женщины в средневековой Европе.

В формировании женского образа в средневековой Европе большую роль сыграло христианство. Здесь, с одной стороны, мы видим женщину как виновницу грехопадения, а с другой — как мать Христа, Богородицу. Истоки такого женского образа следует искать в...

Женщина и любовь на рубеже Средневековья и эпохи...

Однако Средневековье знает и положительные образы женщин, например «женщина как добродетельная мать Христа Мария, женщина как Прекрасная Дама и объект куртуазной любви» [3]. Из образа девы Марии формировались сразу две модели поведения женщин.

Представления о прекрасном и уродливом в средние века

Идеал женской красоты в Средневековой Европе менялся. То это была пышнотелая дама, то, наоборот – худая, даже тощая, бледная, с

Вывод: В средние века Европа под влиянием церкви изменила свои ценности и представления о прекрасном. На первый план вышла...

Богема: история и социокультурное значение | Статья в журнале...

Образ ростовщика в работах мастеров Северного Возрождения.

Становление образа женщины в средневековой Европе. Истоки такого женского образа следует искать в

Роль церкви в жизни общества в те времена была очень велика, по этой причине образ женщины...

Образ женщины в живописи прерафаэлитов: сквозь призму...

Как считал Ницше, женщина дает мужчине то, что он больше всего хочет — опасности и игры («… в

Прекрасный пол изображался на холсте детально и часто, их музами и натурщицами были

Об этом прерафаэлитском образе измученной нагой женщины писал Александр Грин.

Особенности и сходства в восприятии женской красоты...

В средние века в Европейских странах главным представлением о женщине был образ «прекрасной дамы».

В то же время Германия создает свой идеал женской красоты. В нем полноценно отразилось положение германской женщины в привилегированной среде.

«Книга песен» Петрарки: традиции или новаторство?

Любовь автора безупречная, а потому идеальная и возвышенная. Новаторство Петрарки в том, что он описывает внутренний мир лирического героя, его

Все сонеты сборника посвящены Прекрасной Даме, образ которой только начал складываться в литературе того периода.

Героическая индивидуальность рыцаря в английском рыцарском...

 Рыцарский (куртуазный) роман является одним из центральных жанров средневековой

Подобные явления в английском рыцарском романе можно объяснить тем, что в Англии

Однако никак нельзя сказать, что любовь в английских романах изображена в излишне прямой...

Женщина Ренессанса в трагедиях Шекспира | Статья в журнале...

Образы женщин в трагедиях В. Шекспира, например. Пинский Л. Е. классифицирует так

Трагедия «Ромео и Джульетта» стала символом красивой, но в то же время трагической любви.

Становление образа женщины в средневековой Европе.

Похожие статьи

Становление образа женщины в средневековой Европе.

В формировании женского образа в средневековой Европе большую роль сыграло христианство. Здесь, с одной стороны, мы видим женщину как виновницу грехопадения, а с другой — как мать Христа, Богородицу. Истоки такого женского образа следует искать в...

Женщина и любовь на рубеже Средневековья и эпохи...

Однако Средневековье знает и положительные образы женщин, например «женщина как добродетельная мать Христа Мария, женщина как Прекрасная Дама и объект куртуазной любви» [3]. Из образа девы Марии формировались сразу две модели поведения женщин.

Представления о прекрасном и уродливом в средние века

Идеал женской красоты в Средневековой Европе менялся. То это была пышнотелая дама, то, наоборот – худая, даже тощая, бледная, с

Вывод: В средние века Европа под влиянием церкви изменила свои ценности и представления о прекрасном. На первый план вышла...

Богема: история и социокультурное значение | Статья в журнале...

Образ ростовщика в работах мастеров Северного Возрождения.

Становление образа женщины в средневековой Европе. Истоки такого женского образа следует искать в

Роль церкви в жизни общества в те времена была очень велика, по этой причине образ женщины...

Образ женщины в живописи прерафаэлитов: сквозь призму...

Как считал Ницше, женщина дает мужчине то, что он больше всего хочет — опасности и игры («… в

Прекрасный пол изображался на холсте детально и часто, их музами и натурщицами были

Об этом прерафаэлитском образе измученной нагой женщины писал Александр Грин.

Особенности и сходства в восприятии женской красоты...

В средние века в Европейских странах главным представлением о женщине был образ «прекрасной дамы».

В то же время Германия создает свой идеал женской красоты. В нем полноценно отразилось положение германской женщины в привилегированной среде.

«Книга песен» Петрарки: традиции или новаторство?

Любовь автора безупречная, а потому идеальная и возвышенная. Новаторство Петрарки в том, что он описывает внутренний мир лирического героя, его

Все сонеты сборника посвящены Прекрасной Даме, образ которой только начал складываться в литературе того периода.

Героическая индивидуальность рыцаря в английском рыцарском...

 Рыцарский (куртуазный) роман является одним из центральных жанров средневековой

Подобные явления в английском рыцарском романе можно объяснить тем, что в Англии

Однако никак нельзя сказать, что любовь в английских романах изображена в излишне прямой...

Женщина Ренессанса в трагедиях Шекспира | Статья в журнале...

Образы женщин в трагедиях В. Шекспира, например. Пинский Л. Е. классифицирует так

Трагедия «Ромео и Джульетта» стала символом красивой, но в то же время трагической любви.

Становление образа женщины в средневековой Европе.

Задать вопрос