Разработка методического пособия для студентов среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 28.01.2022

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Лихая, М. В. Разработка методического пособия для студентов среднего профессионального образования / М. В. Лихая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 346-349. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88329/ (дата обращения: 25.04.2024).



В научной статье автор делится своим опытом в разработке методического пособия для студентов СПО.

Ключевые слова: образование, интерес, информация, занятия, методика.

У каждого преподавателя своя методика и подача информации, но всех педагогов объединяет одно — желание научить.

Проиллюстрируем это на рис. 1.

Методический конспект по дисциплине «Динамика полета»

Рис. 1. Методический конспект по дисциплине «Динамика полета»

В данной методической разработке предлагается механизм обучения для неуспевающих студентов.

Наименование дисциплины : «Динамика полета»

Основы авиации. Часть I основы аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов, кафедра аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов Ефимов В. В., Ефимова М. Г.

«История авиации и космонавтики пособие по изучению дисциплины для студентов всех специальностей и направлений очной формы обучения Москва-2015, филос. наук, доц. И. А. Ламбаева Карпова Л. И.

Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2006, доктор экономических наук, профессор кафедры управления СПбГУП А. С. Большаков, Берденникова Н. Г., Меденцев В. И.

Для начинающих преподавателей, аспирантов и магистров высших учебных заведений выдаются советы по организационной и методической деятельности, подготовке и проведению основных видов учебных занятий, применению технических средств обучения, осуществлению контроля успеваемости и качества подготовки студентов.

Цель методической разработки: выявить пробелы в знаниях у студента и восполнить их нестандартным путем, через графики, схемы, рисунки и т. д.

Конкретные цели:

1. Закрепить:

– основные понятия;

– различие основных схем и описание к ним;

– написание формул с последующей расшифровкой.

2. Научиться:

– применять полученные знания на практике;

– умение выражаться техническим языком.

Задание:

  1. Найти нестандартный подход к сокурснику и научить его разбираться в технической дисциплине «Динамика полета» по специальности «Производство летательных аппаратов».
  2. Провести несколько индивидуальных занятий и выяснить, какая проблема преобладает в освоении/понимании материала.
  3. Помочь разобраться и освоить материал с помощью собственной методики преподавания.
  4. Подготовить сокурсника к пересдаче экзамена и проанализировать динамику его развития.

Образование — это развитие человека не только от полученных специальных знаний и умений, но и самостоятельного познания с последующим применение в профессиональной деятельности и на практике.

Под термином «техническое образование» понимается совокупность научно-теоретических и практических знаний и навыков, позволяющих получившим это образование решить производственно-технические, экономические и др. задачи по своей специальности.

Целью технического образования является дать студентам средних специальных учебных заведений технические знания и навыки, необходимые для изучения использования машин, механизмов, аппаратов, автоматизированных средств управления, применяемых во многих сферах науки, образования, культуры.

Значение технического образования возрастает по мере оснащения техническими средствами различных областей науки и техники (техника экспериментальных исследований, вычислительная техника, технические средства обучения, аппараты и приборы для диагностики и лечения и т. д.).

Приказ Минобрнауки России от 21.04.2014 № 362 (ред. от 09.04.2015)

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.07.2014 № 33128)

Техник готовится к следующим видам деятельности:

1) Техническое сопровождение производства летательных аппаратов и разработка технологической документации;

2) Проектирование несложной детали и узлов технологического оборудования и оснастки;

3) Организация и управление работой по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям, служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).

Специалист производства летательных аппаратов готовится следующим видам деятельности:

1) Техническое сопровождение производства летательных аппаратов и разработка технической документации (в рамках структурного подразделения организации отрасли);

2) Проектирование несложной детали и узлов технологического оборудования и оснастки;

3) Организация и управление работой структурного подразделения;

4) Эксплуатация и ремонт летательных аппаратов (планера его систем и оборудования).

Данная тема была выбрана на основе реальных событий. Из личного наблюдения могу отметить, что у большинства студентов существует проблема, которая заключается в сдаче или пересдаче экзамена. Она основывается на большом объеме понимания, переработки, освоения и запоминания информации.

Причинами, по которым студенты не могут сдать или пересдать экзамен, служат следующие факторы:

1) Отсутствие мотивации;

2) Подготовка «спустя рукава», т. е. пролистывание материала, без особого интереса и вникания;

3) Механическое запоминание информации, которое не даёт возможности применять полученные знания и умения на практике;

4) Неумение слушать и слышать преподавателя в момент объяснения, так происходит, когда студент занят своими делами ( например: прослушивание музыки в наушниках, игра в телефоне, нахождение в социальных сетях и т. д. );

5) Отсутствие заинтересованности в предмете;

6) У некоторых студентов недостаточно сформировано произвольное внимание, что мешает им усваивать информацию в полном объеме.

Самой распространенной проблемой в образовании среди молодого поколения является нарушение восприятия, отсутствие интереса к предмету.

С моей точки зрения, подача информации тоже играет немаловажную роль, а именно как преподавателю удается при помощи различных методов и приемов, с привлечением наглядного материала и технических средств обучения заинтересовать и увлечь студента в освоении дисциплины.

Свой первый опыт в преподавательской деятельности я получила на 4 курсе, при подготовке сокурсника к пересдаче экзамена по дисциплине «Динамика полета».

Для меня было важно:

– Понять, на каком уровне освоения учебного материала находится сокурсник, определить пробелы в знаниях;

– восполнить недостающие знания путем различного рода объяснений (например: нужно было написать в правильном порядке этапы снижения самолета).

При объяснении я использовала приём «От простого к сложному»:

  1. Схематически обозначала этапы, с последующей расшифровкой каждого определения;
  2. Используя графический рисунок, выстраивала ответ в хронологическом порядке;
  3. Применяла вербальные и невербальные техники (мимика, жесты).

Пример: на доске записывались этапы снижения самолёта. При помощи жестов показывала элемент пикирования; движение самолёта вниз с уменьшением угла атаки.

Я считаю, что самым действенным способом понимания и освоения материала, является демонстрация наглядного пособия — уменьшенной модели самолёта.

– после индивидуальных занятий провела промежуточное тестирование, с целью выявить, разбирается ли студент в пройденном материале.

Динамика продвижения развития знаний сокурсника

Рис. 2. Динамика продвижения развития знаний сокурсника

Количество освоенного материала

Рис. 3. Количество освоенного материала

Во время работы с сокурсником возникали небольшие проблемы в сопоставлении материала, а также с записью и расшифровкой формул.

Он путал определения и формулы, которые были схожи по написанию, но разные по смыслу.

Мои последующие действия были направлены на разъяснение материала. После многочисленного повтора материала, я предлагала сокурснику проверку на внимание. Он должен был на доске воспроизвести ответы на вопросы с последующим объяснением.

Отработав теоретические вопросы, которые включали в себя определения с применением схем и графиков, мы плавно перешли к формулам. Сложность запоминания формул возникала от непонимания их предназначения.

Пример: уравнение Бернулли

для сжимаемости

,

где

несжимаемости

где, p — плотность давления

Символы в формулах практически похожи, но где-то одна буква фигурирует в нескольких подряд формулах с разной расшифровкой.

С помощью своей разработки предлагаю отследить полученные результаты в ходе проделанной работы.

Пути достижения поставленных задач:

  1. Разработать план действий с последующим разбором каждого элемента;
  2. Завести специальный журнал занятий, в котором расписать динамику достижений с помощью различных методик;
  3. В процессе совместной работы исключить разговоры на отвлечённые темы;
  4. На завершающем этапе, провести финальный опрос, и понять получилось ли достигнуть заданной цели.

«Для чего?» Этим вопрос мы задаёмся в самом начале нашего пути, что мы ожидаем получить в конечном итоге от проделанной работы. Какую мы преследуем цель, и какие задачи нам необходимо решить для осуществления нашей деятельности.

Основная направленность концентрируется на понимании, освоении и подачи информации, таким образом, чтобы сокурсник смог применять свои знания на практике. Научился владеть профессиональной/специальной терминологией и техническим языком.

«Как?» Всвоей работе я использовала методику « Лестница». С помощью, которой можно было зафиксировать/отследить переход от простого этапа к более сложному.

По моему мнению, важную роль играет комфортная, доверительная обстановка. Место проведения занятий, которое будет в дальнейшем ассоциироваться у сокурсника с полезным приобретением нового материала и приятными воспоминаниями.

Основной принцип — личностно-ориентированный и индивидуальный подход к объяснению материала;

Методика позволит студентам овладеть организационно-практической деятельностью и изучить свою проблему изнутри;

Методика учитывает уровень подготовки и заинтересованность студентов, а также способности и индивидуальные особенности;

Использование современных технологий, с помощью которых можно выявлять существующие проблемы и пути их решения;

Методика предполагает саморазвитие студентов в процессе обмена информацией.

Составляя данную методическую рекомендацию, мне бы хотелось поделиться своим первым опытом в преподавательской деятельности. Для меня было важно подать информацию так, чтобы сокурсник заинтересовался и начал работу над собой.

В самом начале работы, мне необходимо было подготовиться к занятиям, чтобы свободно владеть материалом, который собираюсь объяснять.

Для комфортного выстраивания работы, разрабатывался план действий, в котором указывались конкретные вопросы и имеющиеся пробелы в знаниях у сокурсника, а также пути их решения.

Чтобы сокурсник был уверен в своих силах и возможностях, его нужно мотивировать, подбадривать и поддерживать его желание довести начатое до конца.

При пересдаче экзамена сокурсником, я предварительно попросила преподавателя разрешить мне присутствовать при его ответе.

Подводя итог, отмечаю, что у меня получилось подготовить сокурсника и научить его разбираться в дисциплине « Динамика полета » .

Я получила удовлетворение от проделанной работы и от результата в целом.

Литература:

  1. Л. Д. Столяренко «Психология и этика деловых отношений» — Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.
  2. Н. Ф. Гребень «Психологические тесты» — М.: «Современная школа», 2007.
  3. Глаголев А. Н., Гольдинов М. Я., Григоренко С. М. «Конструкция самолетов» — М.: «Машиностроение», 1975.
  4. Ж. А. Пащенко «Обеспечение взаимозаменяемости в самолетостроении» (учебное пособие); издательство ТРТУ; 2000.
  5. Стариков Ю. Н., Коврижных Е. Н. Основы аэродинамики летательного аппарата: Учеб. пособие. — Ульяновск: УВАУ ГА, 2004–151 с.
Основные термины (генерируются автоматически): пересдача экзамена, сокурсник, аппарат, знание, подача информации, проделанная работа, студент, техническое средство обучения, методическая разработка, несложная деталь.


Похожие статьи

Особенности применения технических средств при организации...

Технические средства обучения.

На начальном этапе основным средством разработки ЦОР может выступать пакет программ Microsoft Office.

- Свободный доступ преподавателя и студентов к интерактивной доске в любое время позволит преподавателям и студентам...

Применение современных информационных технологий...

Применение технических средств обучения (ТСО) и интерактивных форм обучения в технических дисциплинах интенсифицирует передачу информации, расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации... Значение и роль наглядных...

Использование технических средств обучения на уроках...

Технические средства обучения (ТСО) — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

Разработка базы данных тестовых заданий по математике

Ведь целью обучения является формирование у студентов знаний, умений и навыков

При использовании таблицы технической проблемой является выбор подтемы.

Сборник тестовых заданий для самостоятельной работы студентов всех форм обучения и всех специальностей.

Демонстрационный экзамен студента как отражение...

Данный демонстрационный экзамен ставит две основные задачи перед студентами: достойно продемонстрировать свои знания по профессии, тем

Все выше описанное дает основание признать, что демонстрационный экзамен, актуален и необходим, на данном этапе обучения...

Актуальность использования элементов электронного обучения...

Расширение средств организации самостоятельной работы студента. Средствами организации обучения при самостоятельной работе студента становятся не только

Лучшие практики электронного обучения: материалы I методической конференции.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

Требования к разработке и созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям

Сюда включается все дидактические материалы, имеющиеся у преподавателя, 4. Технические средства обучения.

Использование некоторых видов самостоятельной работы...

Средства обучения — основа самостоятельной работы. Средства обучения необходимые для организации самостоятельной работы

Разработка и применение средств обучения — это та сторона педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное...

Задания для самостоятельной работы студентов по курсу...

Например: «развитие методических умений разработки вопросов и заданий школьникам для

методические подсказки для выполнения задания. Подсказки могут быть ориентированы на

–образец выполнения задания. Например, студентам в качестве образца предъявляется...

Похожие статьи

Особенности применения технических средств при организации...

Технические средства обучения.

На начальном этапе основным средством разработки ЦОР может выступать пакет программ Microsoft Office.

- Свободный доступ преподавателя и студентов к интерактивной доске в любое время позволит преподавателям и студентам...

Применение современных информационных технологий...

Применение технических средств обучения (ТСО) и интерактивных форм обучения в технических дисциплинах интенсифицирует передачу информации, расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации... Значение и роль наглядных...

Использование технических средств обучения на уроках...

Технические средства обучения (ТСО) — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

Разработка базы данных тестовых заданий по математике

Ведь целью обучения является формирование у студентов знаний, умений и навыков

При использовании таблицы технической проблемой является выбор подтемы.

Сборник тестовых заданий для самостоятельной работы студентов всех форм обучения и всех специальностей.

Демонстрационный экзамен студента как отражение...

Данный демонстрационный экзамен ставит две основные задачи перед студентами: достойно продемонстрировать свои знания по профессии, тем

Все выше описанное дает основание признать, что демонстрационный экзамен, актуален и необходим, на данном этапе обучения...

Актуальность использования элементов электронного обучения...

Расширение средств организации самостоятельной работы студента. Средствами организации обучения при самостоятельной работе студента становятся не только

Лучшие практики электронного обучения: материалы I методической конференции.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

Требования к разработке и созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям

Сюда включается все дидактические материалы, имеющиеся у преподавателя, 4. Технические средства обучения.

Использование некоторых видов самостоятельной работы...

Средства обучения — основа самостоятельной работы. Средства обучения необходимые для организации самостоятельной работы

Разработка и применение средств обучения — это та сторона педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное...

Задания для самостоятельной работы студентов по курсу...

Например: «развитие методических умений разработки вопросов и заданий школьникам для

методические подсказки для выполнения задания. Подсказки могут быть ориентированы на

–образец выполнения задания. Например, студентам в качестве образца предъявляется...

Задать вопрос