Использование ИКТ в музыкальной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 27.01.2022

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Бибукова, О. А. Использование ИКТ в музыкальной деятельности / О. А. Бибукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 317-318. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88326/ (дата обращения: 24.04.2024).



Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (модуль «Музыкальная деятельность») применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.

Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т. д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования. [1,-283 c.]

Размышляя о современном музыкальном занятии, я определила для себя некоторые ведущие идеи;

— Изменить роль ребёнка на занятии: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка». Между ребёнком и музыкальным руководителем изменяются в сторону партнёрских, а ребёнок из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.

— Учебным планом предусмотрены лишь два музыкальных занятия в неделю, что недостаточно для развития всесторонне развитой личности, поэтому возникла проблема увеличения интенсивности занятия. Одним из способов решения этой задачи является применение современных информационных технологий.

— Ведущим и успешным видом деятельности при организации занятий, несомненно, является использование аудио и видеоматериалов.

Практичность: возможность показывать презентации по различным темам. Кроме того, использование мультимедийных презентаций вызывает огромный интерес у воспитанников.

В своей работе я применяю различные образовательные средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как при подготовке к НОД на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках.

Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, рисунков, графических композиций. В каком-то смысле презентация — это оживший буклет или каталог. Поэтому мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения занятий.

Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач:

— Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.

— Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т. д.

— Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

По моему мнению, современное музыкальное занятие, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. В своей работе с детьми я использую презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины, тесты), диагностики качества обучения (тесты).

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности также предполагает использование информационно-коммуникационных технологий:

— при проведении дыхательной гимнастики («Подуем на тучки, на снежинки, на одуванчик»);

— в классических упражнениях-распевках для развития звуковысотного динамического, тембрового слуха из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной;

— в работе над чистотой интонирования (технологии О. Кацер, Т. Э. Тютюнниковой «Рисуем голосом») [2,-158c.]

Следующим направлением в моей работе использование ИКТ стало как средство для улучшения освоения изучаемого материала дошкольника. С помощью интернет материалов повышаю своё педагогическое мастерство, решаю проблемы с недостающим в нашем детском саду демонстрационным материалом.

Одним из важнейших факторов, влияющих на мой профессионализм, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время.

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребенка, но и для музыкального руководителя.

Литература:

  1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе: учебн пособие — СПб.: ИНФО, 2009. — 283 с.
  2. Морева Н.А Музыкальные занятия и развлечения в ДОУ: метод. пособие. — М.: Просвещение, 2012.- 158 с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальный руководитель, детский сад, занятие, презентация, развитие, ребенок, современное музыкальное занятие.


Похожие статьи

Использование мультимедиа-технологий в работе музыкального...

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра, элементарное музицирование. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Конспект доминантного музыкального занятия в средней группе...

Ход занятия: (Дети под музыку заходят в зал и образуют круг).

(Музыкальный руководитель открывает картинки, дети берут инструмент в соответствии с картинкой и играют).

Музыкальный руководитель: Сегодня к нам в детский сад пришла лесная почта...

Конспект музыкального занятия для детей младшего...

 Музыкально-тематическое занятие — важный компонент образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Работа с воспитанниками младшего дошкольного возраста обязывает искать и находить индивидуальный подход, к каждому ребенку, с учетом...

Использование информационно-компьютерных технологий...

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, занятие, ребенок, музыка, музыкальный материал, музыкальное восприятие

Современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста подразумевает полноценное и всестороннее развитие...

Музыкальный руководитель XXI века | Статья в журнале...

На таких занятиях дети более активны, музыкальное занятие становится более содержательным, ярким, гармоничным и результативным.

Музыкальный руководитель должен научиться сам существовать в современном контексте жизни, создавать...

Внедрение ИКТ в различные виды музыкальной деятельности...

Музыкальный руководитель может использовать средства ИКТ в самых разных формах и типах мероприятий: НОД, викторины, развлечения, совместный досуг с родителями, КВН, праздники и др. Абсолютно все музыкальные занятия условно можно разделить по признаку...

Новации в индивидуальной работе музыкального руководителя...

Ключевые слова: музыкальная деятельность в ДОУ, развитие творческих способностей дошкольников, музыкальные занятия в ДОУ, индивидуальное планирование в работе музыкального руководителя, совместное творчество музыкального руководителя с...

Инновационные подходы к организации деятельности воспитателя...

Музыка — источник особой детской радости, и применение на занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детейразвитие эмоциональной отзывчивости на музыку. У современных детей иные...

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством...

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности...

Похожие статьи

Использование мультимедиа-технологий в работе музыкального...

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра, элементарное музицирование. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Конспект доминантного музыкального занятия в средней группе...

Ход занятия: (Дети под музыку заходят в зал и образуют круг).

(Музыкальный руководитель открывает картинки, дети берут инструмент в соответствии с картинкой и играют).

Музыкальный руководитель: Сегодня к нам в детский сад пришла лесная почта...

Конспект музыкального занятия для детей младшего...

 Музыкально-тематическое занятие — важный компонент образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Работа с воспитанниками младшего дошкольного возраста обязывает искать и находить индивидуальный подход, к каждому ребенку, с учетом...

Использование информационно-компьютерных технологий...

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, занятие, ребенок, музыка, музыкальный материал, музыкальное восприятие

Современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста подразумевает полноценное и всестороннее развитие...

Музыкальный руководитель XXI века | Статья в журнале...

На таких занятиях дети более активны, музыкальное занятие становится более содержательным, ярким, гармоничным и результативным.

Музыкальный руководитель должен научиться сам существовать в современном контексте жизни, создавать...

Внедрение ИКТ в различные виды музыкальной деятельности...

Музыкальный руководитель может использовать средства ИКТ в самых разных формах и типах мероприятий: НОД, викторины, развлечения, совместный досуг с родителями, КВН, праздники и др. Абсолютно все музыкальные занятия условно можно разделить по признаку...

Новации в индивидуальной работе музыкального руководителя...

Ключевые слова: музыкальная деятельность в ДОУ, развитие творческих способностей дошкольников, музыкальные занятия в ДОУ, индивидуальное планирование в работе музыкального руководителя, совместное творчество музыкального руководителя с...

Инновационные подходы к организации деятельности воспитателя...

Музыка — источник особой детской радости, и применение на занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детейразвитие эмоциональной отзывчивости на музыку. У современных детей иные...

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством...

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности...

Задать вопрос