Понятие «профессиональная компетентность» в среднем профессиональном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Козлова, С. Л. Понятие «профессиональная компетентность» в среднем профессиональном образовании / С. Л. Козлова, Е. В. Колесникова, С. С. Лосева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88300/ (дата обращения: 19.04.2024).



Сегодня немаловажной педагогической проблемой считается задача внедрения в образовательный процесс новых методик и средств, которые помогут обучающимся среднего профессионального учебного заведения развить свой потенциал, раскрыть качества личности, овладеть умением принимать самостоятельные решения, успешно адаптироваться в изменяющихся ситуациях на современном производстве, профессиональная компетенция поможет им раскрыться в выбранной профессии.

Ключевые слова: образование, компетенция, компетентность, квалификация.

На сегодняшний день очень много разговоров о профессиональной компетенции в образовании, давайте попробуем разобраться, что же это такое на примере среднего профессионального образования.

Понятий «компетентность» и «компетенция» в исследовательских труда ученых и педагогов не содержится однозначного определения их сущности. Что касается слова «компетентность», чаще всего оно употребляется в целях выражения уровня квалификации и профессионализма. Показатель является качественным, т. е. не предполагает конкретных единиц измерения.

В «Словаре иностранных языков» этот термин трактуется как владение знаниями, дающими возможность делать суждение о чем-либо, а также высказать экспертное мнение.

В «Толковом словаре» С. И. Ожегова понятие «компетентный» расшифровывается как «знающий», имеющий компетенцию [2].

В «Словаре иностранных слов» это слово объясняется аналогичным образом [3].

В «Советском Энциклопедическом словаре» слово разъясняется как наличие знаний и опыта.

У Л. Хурло есть еще одно распространенное определение слова «компетенция». Это способность, которая позволяет менять в себе то, что должно быть изменено в качестве ответа на вызов конкретной ситуации [4].

Авторами глоссария в рамках Болонского процесса было дано еще одно определение. Суть его заключается в том, что компетенция представляет собой динамический комплекс характеристик — знаний, навыков, способностей и качеств личностного характера. Этот набор задает описание итогов обучения в рамках образовательной программы. То есть, по сути, компетенция — это то, в чем нуждается выпускник для осуществления результативной профессиональной деятельности, а также для развития в жизни в целом.

Говоря о процедуре образования в стенах среднего профессионального учреждения, компетенция — это:

– характеристика способности обучающегося к реализации собственных знаний, умений и опыта, предполагающая высокий уровень саморегулирования и моментальную адаптацию к изменениям обстоятельств;

– отличительная черта квалификации;

– степень соответствия требованиям, предъявляемым работодателем к молодому специалисту, с принятием во внимание особенностей регионального рынка труда;

– способность выполнять специфические работы и рационально выходить из проблемных ситуаций.

Основная цель образовательной программы заключается именно в развитии профессиональной компетентности. Оно должно происходить абсолютно на всех этапах обучения.

В качестве образовательной программы, нацеленной на подготовку молодого специалиста к получению определенной профессии (в рамках учреждения среднего образования) выступает документ, который базируется на федеральных стандартах. Он создает четкую структуру для объема знаний, которые обучающийся получает в процессе освоения теории и практики. Также в нем содержатся следующие параметры:

– формы организации процесса обучения;

– этапы изучения азов;

– перечень дисциплин;

– сроки проведения мероприятий (курсов, лекций, семинаров);

– инструменты оценивания полученных знаний;

– порядок предоставления итогов аттестации;

– ожидаемые итоги.

В перечень образовательных программ входит так называемый региональный компонент. В нем обычно принимаются во внимание требования, предъявляемые промышленной отраслью в конкретном регионе. Однако в качестве основы в любом случае выступают базовые нормы подготовки.

Образовательная программа в стенах учреждений среднего профессионального образования должна иметь свою цель, это повышение результатов обучающихся по тем или иным дисциплинам. Эксперты считают, что именно такой подход позволит повысить уровень компетенции и обрести большое количество практических умений.

Слово «компетентность» имеет более широкий смысл, нежели термин «компетенция». Ведь оно имеет не только когнитивное знание, но и мотивационный, поведенческий, регулятивный аспект.

Проявление мотивационного элемента заключается в потребности и интересе обучающихся к самосовершенствованию в рамках выбранной профессии. А также в стремлении к самореализации в профессиональном плане.

Поведенческий нюанс состоит в повышении работоспособности и строгом соблюдении норм дисциплины. Важную роль играет увлеченность специалиста и его желание сталкиваться с трудностями, а также успешно их преодолевать.

Регулятивный компонент — это способность самостоятельной постановки целей и планирования развития. Сюда же относится контроль своей жизнедеятельности и внесение в нее корректировок по мере необходимости. А также аналитика собственного потенциала, оценка деятельности и личностных качеств, т. е. компетентность подразумевает, что человек постоянно стремится к улучшению имеющихся знаний, их совершенствованию.

По официальным данным в понятии «компетентность» объединены не только конкретные знания, умения и навыки, но и сам процесс, направленный на освоение норм социального и профессионального значения, ценностей. В эту же категорию входит способность к реализации этого опыта в практической деятельности, а также формирование верных установок в отношении выбранной профессии.

Если вести речь об этих позициях, то профессиональная компетентность может быть рассмотрена как характеристика, имеющая профессионально-личностное и социальное значение. Владея ею, человек сможет использовать знания и опыт на практике. Причем делать это он будет не только с той целью, чтобы реализовать себя в той или иной профессии, но и для осознания важности своей деятельности.

Наряду с этим компетентность может изучаться как целостная система комплекса знаний, умений и навыков, а также практического опыта, без которого не обойтись в карьерном росте.

Ключевым фактором в процессе подготовки специалиста к работе является формирование стратегии образовательного процесса, с помощью которой можно было бы обеспечить создание всех важных качеств будущего работника.

Нельзя сформировать профессиональную компетентность, не освоив аспектов, связанных с предметов трудовой деятельности. Ведь она подразумевает максимальное пользование знаниями и навыками, а также рациональное применение практического опыта в конкретной сфере. Сюда же можно отнести грамотное использование определенных дисциплин, технологий и прочих инструментов.

Литература:

  1. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. доктора пед.наук, проф. В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2009.
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка/ — М: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. — 1200 с.
  3. Словарь иностранных слов // под ред. И. В. Лехина и др. М., 1964. — 784с.
  4. Хурло, Л. Модели оценки достижений учеников: (На материале реформы начальной школы в Польше) / Л. Хурло // Школьные технологии. — 2003. — № 6. -. 84–88
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная программа, выбранная профессия, профессиональная компетентность, знание, компетенция, молодой специалист, практический опыт, профессиональная компетенция, профессиональное образование, слово.


Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Формирование профессиональной компетентности обучающихся. Автор: Некрасова Светлана Викторовна. Рубрика: Педагогика.

 Суть новой концепции модернизации профессионального образования заключается в необходимости расширения знаний и...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования.

Стратегия развития образования ставит новые ориентиры в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, что требует...

Система формирования профессиональной компетентности...

Компетенции — это также результат образовательных технологий, методов, организационных форм, учебной среды и т. д».. И далее там же о компетентности: «…компетентность личности одновременно и потенциальна и относительна.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Компетентность и связанное с ним понятие компетенции традиционно широко используются в контексте оценки полномочий должностного лица или профессиональной характеристики...

Начальные профессиональные компетенции как основа...

Начальные профессиональные компетенции выпускника школы — это, по нашему мнению

Перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональная

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе.

Современные подходы к формированию компетенций студентов...

Компетенция — готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы и опыт деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Компетенция проявляется в готовности (мотивации и личностных качествах) выпускника применять знания...

Понятие «профессиональная компетентность» и различные...

«Профессиональная компетентность — сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» [1].

К вопросу об особенностях формирования профессиональных...

Профессиональная компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения профессиональных знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной.

Самостоятельная работа как средство формирования...

В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации...

Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Формирование профессиональной компетентности обучающихся. Автор: Некрасова Светлана Викторовна. Рубрика: Педагогика.

 Суть новой концепции модернизации профессионального образования заключается в необходимости расширения знаний и...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования.

Стратегия развития образования ставит новые ориентиры в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, что требует...

Система формирования профессиональной компетентности...

Компетенции — это также результат образовательных технологий, методов, организационных форм, учебной среды и т. д».. И далее там же о компетентности: «…компетентность личности одновременно и потенциальна и относительна.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Компетентность и связанное с ним понятие компетенции традиционно широко используются в контексте оценки полномочий должностного лица или профессиональной характеристики...

Начальные профессиональные компетенции как основа...

Начальные профессиональные компетенции выпускника школы — это, по нашему мнению

Перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональная

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе.

Современные подходы к формированию компетенций студентов...

Компетенция — готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы и опыт деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Компетенция проявляется в готовности (мотивации и личностных качествах) выпускника применять знания...

Понятие «профессиональная компетентность» и различные...

«Профессиональная компетентность — сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» [1].

К вопросу об особенностях формирования профессиональных...

Профессиональная компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения профессиональных знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной.

Самостоятельная работа как средство формирования...

В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации...

Задать вопрос