Маленькие шаги в большой мир профессий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 27.01.2022

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Рудько, М. В. Маленькие шаги в большой мир профессий / М. В. Рудько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 370-371. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88296/ (дата обращения: 24.04.2024).



Педагог в переводе с древнегреческого — «ведущий ребёнка». И действительно, попадая в детский сад, дети рука об руку с педагогами познают дошкольный и окружающий его мир. Глядя на воспитанников, задаёшься вопросом: какими они станут? Что ждет их в будущем? Какую профессию выберут? Важно уже с дошкольного возраста как можно шире познакомить детей с многообразием профессий. Впереди у них длинный путь открытий, который позволит получить ценный жизненный опыт.

Наш детский сад является инновационной площадкой по работе с детьми по ранней профориентации. Конечно же, все педагоги находятся в постоянном поиске, как познакомить детей с миром профессий, чтобы они получили не только знания, но и практический опыт. Детский сад для детей — это не подготовка к взрослой жизни. Это и есть сама жизнь: интересная, веселая, наполненная яркими впечатлениями. Получая эти впечатления, дети открывают для себя новый мир. Для педагогов важно, чтобы дошкольники не просто узнали о профессиях, но и могли проиграть, пропеть, проговорить, пропрыгать, нарисовать эти самые профессии.

Все возрастные группы, отвечая интересам детей и созданным условиям, имеют профессиональную направленность: фермеры, журналисты, продавцы, ветеринары, врачи, лаборанты-экологи, мастера по изготовлению игрушек, стилисты, менеджеры общественного питания. В соответствии с выбранным профилем группы, дети получают более углубленные знания об определённых профессиях, но это не исключает знакомство с профессиональным многообразием. Хочу отметить, что профиль группы выбран не случайно. Педагоги предусмотрели возможность взаимодействия с социальными партнерами и заручились поддержкой родителей. Например, подготовительная группа компенсирующей направленности выбрала себе профессию журналисты, во первых, потому что данная профессия предполагает работу, связанную с речевой деятельностью, а это вписывается в направленность группы. Во вторых, налажен контакт с районной газетой и предусмотрены основные направления по дальнейшему взаимодействию.

Лаборанты-экологи, ветеринары и фермеры заручились поддержкой родителей, работающих по этой специальности. Обговорили возможность тематических экскурсий и встреч.

Весь педагогический коллектив строит траекторию работы так, чтобы дошкольники познавали окружающий мир через профессиональную социализацию. Мы помогаем своим ребятишкам сделать пусть и маленькие, но «умные» шаги к успешному выбору профессии.

Прежде всего создаем профориентационную развивающую среду. В каждой группе созданы тематические игровые центры. Педагоги творчески подходят к решению вопроса наполняемости игровым материалом, создают авторские пособия, игры, макеты. Стараемся креативно подходить к организации образовательной среды, и как результат, даже традиционный уголок дежурных превращается в «Бюро труда и занятости «Помогайкин», где ребенок может выбрать дело по душе — дежурство по занятиям, в природе, по столовой. А также проанализировать себя, прикрепив магнит с соответствующим смайликом на поле «Оцени себя».

Конечно же, в наше время современных технологий не обойтись без интерактивного оборудования. Педагоги активно используют информационно-коммуникативные технологии, создают авторские игры. Они помогают в доступной форме организовать с детьми иногда такую сложную, но необходимую работу по профориентации. Детям важно видеть, что результат их труда востребован, значим, тогда они чувствуют себя уверенными и нужными. Поэтому педагоги при создании компьютерных игр используют продукты детской творческой деятельности. Они сканируют рисунки и используют в тематических играх. Это мотивирует детей более старательно относиться к выполнению своих работ, да и родители не остаются в стороне.

Игра — это самая свободная, естественная форма познания ребёнком мира. В профориентационной сюжетно-ролевой игре имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. В ходе таких игр ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт. Наша картотека игр постоянно пополняется дидактическими и подвижными играми. Очень популярны среди детей этюдные тренажи, в которых дети «примеряют» на себя профессию, говорят о профессиональных качествах, а иногда, основываясь на собственном опыте, передают жесты, мимику и интонацию.

В соответствии с утвержденным планом работы педагогами проводятся тематические образовательные ситуации. Благодаря интегративности, задачи социально-коммуникативного развития решаются в разных образовательных областях. Наибольший интерес у детей вызывают познавательные лаборатории, где дети исследуют профессии и продукты труда; аудиальные занятия, в ходе которых продуктивная деятельность малышей сопровождается рассказом педагога об интересных фактах о профессии; «Сам себе режиссёр» — дети проявляют инициативу в выборе сюжета и способов его реализации.

На сегодняшний день метод проектов широко распространен, популярен, актуален благодаря технологии развивающего обучения. Педагогами реализованы проекты «В кабинете доктора Лечу», «Профессий много, твоя — одна», «Какая профессия у Деда Мороза», «У моей мамы необычная профессия», «Какие профессии живут в детском саду».

Взаимопосещения — это своего рода перекресток знаний о профессиях. Конечно же, работа по ранней профориентации не может идти в рамках одной группы и ознакомления с одной профессией. Система взаимопосещения позволяет детям обменяться опытом и проявить уже полученные навыки. Журналисты группы «Цветик-семицветик» брали интервью у воспитанника группы «Гномы», который профессионально занимается спортом. Лаборанты-исследователи проводили эксперименты вместе с детьми других групп, а доктора с удовольствием лечили своих друзей. В настоящее время в связи сложной эпидситуацией взаимопосещения заменены на виртуальные гостиные.

Конечно же, несмотря на то, что ребёнок много времени проводит в детском саду, первым педагогом для него все-таки является родитель. Именно его мнение, авторитет и пример очень значимы для малыша. Поэтому мы стараемся направить совместные усилия на решение одних образовательных задач. Мы рекомендуем родителям проводить с детьми совместные беседы, чтение художественной литературы, экскурсии, даже сводить на свою работу. Это оставляет у детей неизгладимое впечатление. Используем такие формы работы как родительские собрания, вечера-встречи, творческие мастерские. Очень продуктивно проходят встречи с мамами в детском саду.

В заключении хотелось бы сказать: педагоги нашего детского сада уверены, что работа в данном направлении продуктивна и интересна детям, а значит, будет иметь свое продолжение в профессиональном будущем наших воспитанников.

Литература:

  1. Современный детский сад. Каким он должен быть/Под ред. О. А. Шиян.-М.:Мозаика-Синтез, 2019.- 312 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, педагог, профессия, игра, Какая профессия, поддержка родителей, работа, ранняя профориентация.


Похожие статьи

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ | Статья в журнале...

Ключевые слова: ранняя профориентация, профессиональное самоопределение.

Ранняя профориентация заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, а в

Работу по формированию у детей представлений о труде взрослых проводим в процессе организованной...

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Реализация программы по ранней профориентации на... Детский сад, профессия, занятие, труд железнодорожников, ранняя...

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд...

Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера

В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.

Детский сад, профессия, занятие, труд железнодорожников, ранняя профориентация...

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как...

«Ранняя профориентация дошкольников через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия

Проектная деятельность в детском саду — это комплексная совместная работа педагогов, детей и...

Организация работы в детском саду по ранней...

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети начинают свое...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста

Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, с

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим

Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников...

Статья посвящена обоснованию проведения ранней профессиональной ориентации в детском саду.

Жаворонкова, П. С. Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / П. С. Жаворонкова, О. Н. Тихоновская, Г...

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста. Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

Проективная методика «Выбор будущей профессии для детей...»

Профориентация дошкольников создана для облегчения процесса выбора будущей профессии и

Это в дальнейшем способствует тому, что и ребенок, и его родители способны осознанно выбрать

Нами была подготовлена проективная методика «Выбор будущей профессии»...

Похожие статьи

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ | Статья в журнале...

Ключевые слова: ранняя профориентация, профессиональное самоопределение.

Ранняя профориентация заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, а в

Работу по формированию у детей представлений о труде взрослых проводим в процессе организованной...

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Реализация программы по ранней профориентации на... Детский сад, профессия, занятие, труд железнодорожников, ранняя...

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд...

Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера

В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.

Детский сад, профессия, занятие, труд железнодорожников, ранняя профориентация...

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как...

«Ранняя профориентация дошкольников через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия

Проектная деятельность в детском саду — это комплексная совместная работа педагогов, детей и...

Организация работы в детском саду по ранней...

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети начинают свое...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста

Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, с

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим

Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников...

Статья посвящена обоснованию проведения ранней профессиональной ориентации в детском саду.

Жаворонкова, П. С. Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / П. С. Жаворонкова, О. Н. Тихоновская, Г...

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста. Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

Проективная методика «Выбор будущей профессии для детей...»

Профориентация дошкольников создана для облегчения процесса выбора будущей профессии и

Это в дальнейшем способствует тому, что и ребенок, и его родители способны осознанно выбрать

Нами была подготовлена проективная методика «Выбор будущей профессии»...

Задать вопрос