Анализ рынка искусственного интеллекта в мире и отношения к нему бизнеса в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 октября, печатный экземпляр отправим 16 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 28.01.2022

Статья просмотрена: 281 раз

Библиографическое описание:

Кочкин, Т. Н. Анализ рынка искусственного интеллекта в мире и отношения к нему бизнеса в России / Т. Н. Кочкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88283/ (дата обращения: 04.10.2024).



В статье автор рассматривает необходимые ресурсы для использования искусственного интеллекта в бизнесе, рассматривает общемировой рынок и отношение к ИИ российских предпринимателей. Для анализа рынка используются статистические данные аналитической компании IDC, которые позволяет количественно в денежной форме оценить объем рынка, для анализа отношения российского бизнеса использованы данным ВЦИОМ и аналитического центра РФ. На основании предоставленной информации автором сделаны выводы о возможном развитии рынка ИИ в России.

Ключевые слова: искусственный интеллект, машинное обучение, драйвер развития бизнеса, нейронные сети, ИИ в бизнесе.

Для решения задач при помощи искусственного интеллекта необходимо иметь 3 основных компонента: программное обеспечение, вычислительные мощности и база данных. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Программное обеспечение. Для решения большинства задач, типичных для каждой сфера, уже существуют готовые решения, которые не требуют значительных финансовых инвестиций и высококвалифицированного персонала для их внедрения. Также компания может обратиться к организациям, которые занимаются разработкой узкоспециализированного ПО, например «Epam». Однако для этого необходимо больше времени, большего количества инвестиций и дополнительное обучение персонала, который будет работать с данной системой. Но данные системы полностью адаптированы под нужны и особенности конкретной компании, что в некоторых случаях делает целесообразным применение именно такого ПО [2].

Вычислительные мощности. Для непрерывного исполнения таких программ требуется большое количество современных ЭВМ, которые могут стоить достаточно дорого и требуют постоянного обслуживания и обновления, ввиду быстрого износа и устаревания. Широкое применение ИИ в компаниях также назвали одним из факторов, который повлиял на рост цен видеокарт (видеочипов) в 2020 году, что привело к увеличению необходимых инвестиций для внедрения ИИ на предприятии.

База данных (информация). Для работы любого ИИ требуется большое количество данных, которые применяются для работы программ. Формирование базы данных считается одним из наиболее финансово- и трудозатратных. Данные необходимо правильным собрать и структурировать, для чего требуется внедрить необходимое ПО на всех этапах работы компании или ее подразделений, дать дополнительную квалификацию сотрудникам. К тому же требуется дополнительная обработка данных после их сбора, так как обычно допускается большое количество ошибок. Также для обучения программы можно купить необходимые базы у компаний, специализирующихся на этом, но они, как правило, стоят достаточно дорого.

Таким образом можно сделать вывод, что для внедрения специализированного ИИ на предприятии, которое будет выполнять необходимые задачи и снижать издержек, требуется большое количество инвестиций, времени кадров, причем все должно выполняться в комплексе. Такое могут позволить себе лишь крупные компании, обладающие соответствующими ресурсами. Однако использовать некоторые технологии ИИ для решения и оптимизации определенных задачи могут и небольшие организации, используя уже готовые решения от других компаний.

Рынок ИИ на данный момент сложно оценить. Несмотря на то, что технологии, как уже было написано ранее, существуют уже давно, широкое внедрение в бизнесе и других структурах началось в 2010 года. На момент исследования отсутствуют статистические данные по доли бизнеса, использующего ИИ, данные по большинству стран мира и т. д. Однако есть данные по размеру рынка, представленные на рисунке 1.

Размер мирового рынка технологий искусственного интеллекта за 2015–2019 гг. (с прогнозным значением на 2023 год) по версии IDC [1]

Рис. 1. Размер мирового рынка технологий искусственного интеллекта за 2015–2019 гг. (с прогнозным значением на 2023 год) по версии IDC [1]

Как видно на диаграмме, на рынке наблюдается быстрый рост объема ИИ на рынке. С 2015 по 2019 год мировой рынок вырос на 650 %, с темпом прироста более 50 % в каждый год. По прогнозам аналитического агентства IDC к 2023 году рынок вырастет более чем в 2,5 раза по сравнению с 2019 годом, причем вероятно, что прогноз является заниженным. Исходя из данной тенденции можно сделать вывод, что компании и организации по всему миру широко внедряют технологии ИИ, что порождает спрос, в ответ на который также активно появляются и развиваются компании, предоставляющие услуги по разработке и внедрению ИИ.

Для исследования отношения рынка к ИИ рационально использовать опрос от 2019 года, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения и Аналитическим центром при правительстве РФ, под названием «Искусственный интеллект и бизнес: есть контакт?», в котором исследовались знания об ИИ и отношения к нему опрашиваемых предпринимателей. Опираясь на данные опроса, 91 % предпринимателей знают о технологии ИИ, но используют или планируют внедрять 31 % и 23 % соответственно, при этом 43 % использовать его не планируют. Исходя из этих данных можно сделать вывод, что большая часть опрашиваемых предпринимателей не знают про возможности и перспективы использования ИИ, раз не планируют его использовать в обозримой перспективе. Среди опрашиваемых, 82 % сказали, что считают эффективным внедрение ИИ, что является высоким показателем удовлетворенности сделанными инвестициями в данную технологи. Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что 69 % опрошенных предпринимателей говорят о дефиците кадров, что является сдерживающим фактором для более быстрого роста рынка. О том, что государство должно играть активную роль в развитии ИИ, сказали 91 % предпринимателей, причем за счет создания и финансирования образовательных программ, что поможет решить ранее названную проблему с дефицитом кадров. По данным опроса можно сделать вывод, что большая часть предпринимателей знают об ИИ, активно интересуются им и знают о проблемах и перспективах данного рынка, но большая часть (43 %) не готовы внедрять его из-за недостаточной осведомлённости о преимуществах технологии, либо из-за недостатка финансовых или иных ресурсов (как квалифицированные кадры).

Литература:

  1. Market size and revenue comparison for artificial intelligence worldwide from 2015 to 2023 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/941835/artificial-intelligence-market-size-revenue-comparisons/ (дата обращения 25.12.2021).
  2. Искусственный интеллект и бизнес: есть контакт? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/iskusstvennyj-intellekt-i-biznes-est-kontakt (дата обращения 25.12.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): IDC, Искусственный интеллект, данные, компания, база данных, внедрение, вывод, дефицит кадров, инвестиция, программное обеспечение.


Похожие статьи

Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России

В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...

Применение искусственного интеллекта в банковской сфере на примере Сбербанка

В статье автор рассматривает применение искусственного интеллекта в банковской сфере России. На основании исследования аналитического агентства «РАЭксперт» проводится сопоставление российских банков и их классификация. Отдельно рассмотрен «Сбербанк» ...

Строительство коммерческого дата-центра в г. Астане: бизнес-план и перспективы

В статье автор проводит анализ рынка услуг дата-центров в г. Астане Республики Казахстан с целью разработки устойчивого бизнес-плана. Исследуются результаты опросов потенциальных клиентов, включая компании и государственные учреждения, что позволяет ...

Цифровая экономика: влияние на рынок труда

В данной статье рассматривается позитивное и негативное воздействие развития цифровой экономики на рынок труда. Приводятся мнения российских и зарубежных ученых относительно последствий использования новых технологий на уровень безработицы в разных с...

Россия в контексте глобализации: политические и экономические факторы

В статье автор рассматривает текущее положение России в мире через изучения феномена глобализации. Сквозь призму политических и экономических факторов рассматривается позиция России, возможности и угрозы. Для исследования были использованы оценки шве...

Влияние китайских ТНК на рынок товаров на примере Lenovo

В данной работе авторами выдвинута гипотеза о существовании линейной зависимости доли рынка, занимаемой компанией Lenovo от показателя импорта ПК и телефонов в России. Дана оценка основных показателей модели. Также, построена многофакторная модель (о...

Влияние Big Data на выборы: возможности и ограничения

Целью проведенного исследования, является анализ влияния и рисков технологии Big Data при её применении на выборах. Авторами статьи исследовано применение Big Data в странах западной демократии, прежде всего на примере президентских выборов 2016 года...

Об инвестициях в финтех-компании: анализ российской и зарубежной практики

В статье обобщается практика инвестирования финтех-стартапов в высокотехнологичных отраслях как в России, так и по всему миру. Рассмотрены проблемы, препятствующие развитию отрасли финтеха и действия регулятора, направленные на ее решение с целью раз...

Современное состояние и проблемы предпринимательства в Липецкой области

В статье представлены особенности современного состояния предпринимательства в Липецкой области, а также выявлены проблемы, присущие малому и среднему бизнесу как наиболее распространенной категории предпринимательства. В рамках исследования представ...

Особенности управления финансовыми рисками в девелопменте

В статье рассматривается вопрос влияния финансовых рисков для проектов в сфере девелопмента. Данная тема актуальна в период коронокризиса для строительных компаний. Приведены результаты опроса среди компаний из разных регионов Казахстана по влиянию р...

Похожие статьи

Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России

В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...

Применение искусственного интеллекта в банковской сфере на примере Сбербанка

В статье автор рассматривает применение искусственного интеллекта в банковской сфере России. На основании исследования аналитического агентства «РАЭксперт» проводится сопоставление российских банков и их классификация. Отдельно рассмотрен «Сбербанк» ...

Строительство коммерческого дата-центра в г. Астане: бизнес-план и перспективы

В статье автор проводит анализ рынка услуг дата-центров в г. Астане Республики Казахстан с целью разработки устойчивого бизнес-плана. Исследуются результаты опросов потенциальных клиентов, включая компании и государственные учреждения, что позволяет ...

Цифровая экономика: влияние на рынок труда

В данной статье рассматривается позитивное и негативное воздействие развития цифровой экономики на рынок труда. Приводятся мнения российских и зарубежных ученых относительно последствий использования новых технологий на уровень безработицы в разных с...

Россия в контексте глобализации: политические и экономические факторы

В статье автор рассматривает текущее положение России в мире через изучения феномена глобализации. Сквозь призму политических и экономических факторов рассматривается позиция России, возможности и угрозы. Для исследования были использованы оценки шве...

Влияние китайских ТНК на рынок товаров на примере Lenovo

В данной работе авторами выдвинута гипотеза о существовании линейной зависимости доли рынка, занимаемой компанией Lenovo от показателя импорта ПК и телефонов в России. Дана оценка основных показателей модели. Также, построена многофакторная модель (о...

Влияние Big Data на выборы: возможности и ограничения

Целью проведенного исследования, является анализ влияния и рисков технологии Big Data при её применении на выборах. Авторами статьи исследовано применение Big Data в странах западной демократии, прежде всего на примере президентских выборов 2016 года...

Об инвестициях в финтех-компании: анализ российской и зарубежной практики

В статье обобщается практика инвестирования финтех-стартапов в высокотехнологичных отраслях как в России, так и по всему миру. Рассмотрены проблемы, препятствующие развитию отрасли финтеха и действия регулятора, направленные на ее решение с целью раз...

Современное состояние и проблемы предпринимательства в Липецкой области

В статье представлены особенности современного состояния предпринимательства в Липецкой области, а также выявлены проблемы, присущие малому и среднему бизнесу как наиболее распространенной категории предпринимательства. В рамках исследования представ...

Особенности управления финансовыми рисками в девелопменте

В статье рассматривается вопрос влияния финансовых рисков для проектов в сфере девелопмента. Данная тема актуальна в период коронокризиса для строительных компаний. Приведены результаты опроса среди компаний из разных регионов Казахстана по влиянию р...

Задать вопрос