Формально-содержательная специфика постов в феминистских публичных сообществах в социальной сети «ВКонтакте» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 26.01.2022

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Михайлова, Ю. С. Формально-содержательная специфика постов в феминистских публичных сообществах в социальной сети «ВКонтакте» / Ю. С. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 148-151. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88233/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье освещаются проблемы формально-содержательной специфики постов в феминистских публичных сообществах в социальной сети «ВКонтакте». В настоящее время феминистский дискурс нашел широкое распространение в социальных сетях Интернета. Анализ феминистских постов позволяет оценить их формально-содержательную специфику. Представлены результаты исследования формально-содержательных характеристик постов в популярных феминистских публичных сообществах «Shut your sexist mouth up» и «Бодипозитив/Bodypositive». Показано, что посты в группе «Shut your sexist mouth up» представлены преобладанием информационно-коммуникативного контента (статьи, петиции, обсуждения) над визуальным контентом (фото, видео тематических фильмов, фемо-акций и петиций), отражают негативную повестку, ориентированы на оказание помощи женщинам--жертвам насилия. Посты в группе «Бодипозитив/Bodypositive» отражают контент по теме принятия себя и любви к себе, который содержит как визуальный, так и информационный контент, преподносится кратко, опираясь на аудиторию группы.

Ключевые слова: феминизм, феминистские публичные сообщества, социальные сети.

The article highlights the problems of formal content specificity of posts in feminist public communities in the social network «VKontakte». Currently, the feminist discourse has found wide distribution in the social networks of the Internet. The analysis of feminist posts allows us to assess their formal content specifics. The article presents the results of a study of the formal content characteristics of posts in the popular feminist public communities «Shut your sexist mouth up» and «Bodypositive». It is shown that the posts in the «Shut your sexist mouth up» group are represented by the predominance of information and communication content (articles, petitions, discussions) over visual content (photos, videos of thematic films, femo actions and petitions), reflect a negative agenda, and are focused on helping women victims of violence. Posts in the group «Bodypositive» reflect content on the topic of self-acceptance and self-love, which contains both visual and informational content, presented briefly, based on the audience of the group.

Keywords : feminism, feminist public communities, social networks.

В современных медиа широко представлены гендерные модели поведения, в которых не последнее место занимают феминистические взгляды и установки людей. Развитие сетевого информационно-коммуникативного общества, равный доступ аудитории к Интернет-ресурсам, вызвало широкое развитие сетевой коммуникации, в том числе в сфере пропаганды феминистских моделей поведения. Феминизм не является однородным движением и включает в себя множество различных течений. Различают:

— радикальный феминизм, который раскрывает угнетение по признаку пола, считая, что мужское господство можно устранить, если женщины смогут самостоятельно контролировать средства воспроизводства человека, репродуктивные права и воспитание. Сторонницы радикального феминизма поднимают темы мужской монополии в науке и искусстве, дискриминации в повседневной и сексуальной жизни [2];

— либеральный феминизм, который нацелен на достижение равного доступа к социальным благам, равной оплаты труда, участия в политической жизни наравне с мужчинами посредством лоббирование интересов женщин и разработка соответствующих законов, а также создание кризисных центров и групп поддержки, направленных на борьбу с конкретными проблемами [1];

— социалистический или левый феминизм, который рассматривает модель двойного угнетения женщин структурами патриархата с одной стороны и структурами капитализма − с другой [3].

Феминистский дискурс в настоящее время получил широкое развитие в сети Интернет, поскольку он является одной из самых доступных медиаплатформ с максимальной свободой слова. Феминистские постывпубличных сообществах представлены в форме комментариев в блогах, на форумах, в визуальном контенте. С целью изучения формально-содержательной специфики постов в феминистских публичных сообществах в социальной сети «ВКонтакте» был проведен анализ постов в популярных феминистских группах «Shut your sexist mouth up» и «Бодипозитив/Bodypositive» (Табл. 1).

Таблица 1

Формальные характеристики феминистских сообществ

Показатели, характеризующие группу

Группа «Shut your sexist mouth up»

Группа «Бодипозитив/Bodypositive»

1

Видимость

Открытое сообщество

Открытое сообщество

2

Блокировка

Нет ограничений

Нет ограничений

3

Статус

Любые комментарии на тему феминизма оправдывают его существование

Мы вас любим❤ И у нас СТРОГАЯ МОДЕРАЦИЯ

4

Повестка

Негативная — опыт насилия над женщинами, оказания помощи

Позитивная — призыв к принятию и к любви к себе

5

Возрастные ограничения

Без ограничений

16+

6

Количество подписчиков

30231 человек

21716 человек

Выбор групп был обусловлен содержательной направленностью феминистского дискурса в публичных сообществах. Феминистская группа «Shut your sexist mouth up» имеет негативную повестку и направлена на освещение проблемы насилия над женщинами; феминистская группа «Бодипозитив/Bodypositive» имеет позитивную повестку и направлена на призыв к принятию своего тела и любви к себе.

В отличие от группы «Shut your sexist mouth up», в группе «Бодипозитив/Bodypositive» имеется возрастное ограничение старше 16 лет. Отличия имеются в содержательной специфике групп, что отражено в статусе группы. Статус группы «Shut your sexist mouth up»: «Любые комментарии на тему феминизма оправдывают его существование». Статус группы «Бодипозитив/Bodypositive»: «Мы вас любим❤ И у нас СТРОГАЯ МОДЕРАЦИЯ».

Содержательные характеристики постов в группе «Shut your sexist mouth up» представлены преобладанием информационно-коммуникативного контента (статьи, петиции, обсуждения) над визуальным контентом (фото, видео тематических фильмов, фемо-акций и петиций) (Таблица 2).

Таблица 2

Содержательные характеристики постов феминистских сообществ

Показатели, характеризующие посты группы

Группа «Shut your sexist mouth up»

Группа «Бодипозитив/Bodypositive»

1

Визуальный контент

Фотоальбомы — 3, видеозаписи (фильмы, фем-акции и др.) — 10

Фотоальбомы — 5, видеозаписи (фильмы, фем-акции и др.) — 28

2

Информационный контент

Статьи — в теме обсуждения «Петиции и статьи» — 26.

Статьи — 32.

3

Коммуникативный контент

Ссылки на аналогичные сообщества — 24, записи — 2116, обсуждения — 11 тем

Ссылки на аналогичные сообщества — 31, записи 1125, обсуждения — 29 тем

Хорошо представлен коммуникативный характер сообщества, в нем имеют место большое количество обсуждаемых записей по теме группы (2116), ссылок на аналогичные сообщества (24), обсуждений по темам группы (11 тем). Информационный контент включает статьи по тематике сообщества, в основном посвященным проблеме защиты прав женщин, помощи женщинам жертвам насилия, преобладанием призывов у участию в петициях по защите прав женщин. Посты в преобладающем большинстве посвящены проблеме насилия женщин, ограничения их в правах, оказания помощи женщинам.

Содержательные характеристики группы «Бодипозитив/Bodypositive» представлены равным соотношением информационного контента (статьи) и визуального контента (фото, видео тематических фильмов, фемо-акций), что является достоинством группы. Коммуникативный раздел представлен записями группы (1125 шт.), обсуждениями (29 тем), ссылками на аналогичные сообщества, что расширяет коммуникативную фем активность участников группы. Тематика статей паблика отражает позитивную повестку и призыв к принятию себя и своего тела: «9 стратегий для восстановления сил», «Всё, что вы знаете об ожирении — ложь», «Как получать удовольствие от своей повседневной жизни?» и другое.

Таким образом, посты в феминистских сообществах имеют различия по формальным показателям и содержанию в зависимости от целей и направленности группы. Так, согласно полученным данным, посты в группе «Shut your sexist mouth up» отражают негативную повестку, ориентированы на оказание помощи женщинам жертвам насилия и ущемления их прав, который отличается преобладанием информационно-коммуникативного контента, ориентированного на аудиторию группы. Посты в группе «Бодипозитив/Bodypositive» отражают контент по теме принятия себя и любви к себе, который содержит как визуальный, так и информационный контент, преподносится кратко, опираясь на аудиторию группы.

Литература:

  1. Савина А. От суфражисток до радфем: Ключевые направления феминизма // Wonderzine [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/218101-the-f-word
  2. Шевелева А. Гендеролог Наталья Пушкарёва — о продолжении сексуальной революции и неудачах российского феминизма // The Village [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.the-village.ru/village/people/city-news/162785-chto-novogo-genderolog
  3. Ehrenreich B. What is Socialist Feminism? // The Femenist eZine [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.feministezine.com/feminist/modern/Socialist-Feminism.htm
Основные термины (генерируются автоматически): визуальный контент, группа, информационный контент, оказание помощи, сообщество, аудитория группы, женщина, жертва насилия, информационно-коммуникативный контент, негативная повестка, статус группы, феминистский дискурс.


Похожие статьи

Типологические характеристики феминистских постов...

Информационно-коммуникативный с негативной повесткой.

Сообщество посвящено теме насилия над женщинами и оказания поддержки жертвам насилия.

Анализ постов данной группы относится к коммуникативно-развлекательной типологии с позитивной повесткой .

Социальная сеть Instagram как канал трансляции феминистских...

Пятая группаНасилие над женщинами — содержит в себе идеи, которые также являются распространенными среди приверженец феминистского движения. Данная тема подразумевает под собой как физическое и сексуальное насилие, так и психологическое.

Абьюзивные отношения в молодежной среде | Статья в журнале...

Абьюзивные отношения — отношения, в которых партнёр нарушает личные границы другого человека, унижает, допускает жестокость в общении и действиях с целью подавления воли жертвы. Жертва по некоторым причинам не может выйти из этих отношений.

Сущность SMM-маркетинга и продвижение бизнес-аккаунта...

Контент-маркетинг может занять месяцы, зато дает устойчивый результат: крепкое лояльное сообщество, которое в итоге будет самостоятельно продвигать бизнес с помощью репостов, отзывов и рекомендаций друзьям. Использовать таргетинг и производство контента вместе...

Неоязыческие религиозные сообщества как объект социальной...

Социальной идентификации — то есть установлению тождественности собственной социальной группы с подобными же социальными группами на основании конкретных социальных параметров религиозные сообщества подвергаются в двух направлениях — извне и изнутри.

Библиотека в социальных сетях, или «А что это вы здесь делаете?»

Участники группы получают интерактивный игровой контент.

Сообщество имеет главный характерный признак — плотная сетка связей внутри между участниками сообщества.

Сообщество — это именно про связи между людьми. Все остальное — просто аудитория.

Визуализация как актуальное направление распространения...

Информационно-коммуникативная. Визуальные образы способны информировать о

По мнению учёных, визуальный контент быстрее попадает в сознание реципиента и способен

Получается, что эти визуальные элементы, вместо помощи в восприятии информации и как...

Влияние визуального контента в социальных сетях на...

В данной статье рассматривается влияние визуальных концепций оформления контента в социальной сети

Там, где можно что-либо сообщить человечеству с помощью рисунков, схем и

Любой человек, размещающий контент в социальных сетях, напрямую влияет на то, как...

Похожие статьи

Типологические характеристики феминистских постов...

Информационно-коммуникативный с негативной повесткой.

Сообщество посвящено теме насилия над женщинами и оказания поддержки жертвам насилия.

Анализ постов данной группы относится к коммуникативно-развлекательной типологии с позитивной повесткой .

Социальная сеть Instagram как канал трансляции феминистских...

Пятая группаНасилие над женщинами — содержит в себе идеи, которые также являются распространенными среди приверженец феминистского движения. Данная тема подразумевает под собой как физическое и сексуальное насилие, так и психологическое.

Абьюзивные отношения в молодежной среде | Статья в журнале...

Абьюзивные отношения — отношения, в которых партнёр нарушает личные границы другого человека, унижает, допускает жестокость в общении и действиях с целью подавления воли жертвы. Жертва по некоторым причинам не может выйти из этих отношений.

Сущность SMM-маркетинга и продвижение бизнес-аккаунта...

Контент-маркетинг может занять месяцы, зато дает устойчивый результат: крепкое лояльное сообщество, которое в итоге будет самостоятельно продвигать бизнес с помощью репостов, отзывов и рекомендаций друзьям. Использовать таргетинг и производство контента вместе...

Неоязыческие религиозные сообщества как объект социальной...

Социальной идентификации — то есть установлению тождественности собственной социальной группы с подобными же социальными группами на основании конкретных социальных параметров религиозные сообщества подвергаются в двух направлениях — извне и изнутри.

Библиотека в социальных сетях, или «А что это вы здесь делаете?»

Участники группы получают интерактивный игровой контент.

Сообщество имеет главный характерный признак — плотная сетка связей внутри между участниками сообщества.

Сообщество — это именно про связи между людьми. Все остальное — просто аудитория.

Визуализация как актуальное направление распространения...

Информационно-коммуникативная. Визуальные образы способны информировать о

По мнению учёных, визуальный контент быстрее попадает в сознание реципиента и способен

Получается, что эти визуальные элементы, вместо помощи в восприятии информации и как...

Влияние визуального контента в социальных сетях на...

В данной статье рассматривается влияние визуальных концепций оформления контента в социальной сети

Там, где можно что-либо сообщить человечеству с помощью рисунков, схем и

Любой человек, размещающий контент в социальных сетях, напрямую влияет на то, как...

Задать вопрос