Основные направления правовой политики современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 30.01.2022

Статья просмотрена: 947 раз

Библиографическое описание:

Головань, Д. А. Основные направления правовой политики современной России / Д. А. Головань. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 166-169. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88023/ (дата обращения: 24.04.2024).



Вданной работе рассмотрены основные приоритетные направления правовой политики Российской Федерации. Выявлены проблемные факторы формирования правовой политики. Выделены основные механизмы реализации правовой политики России на современном этапе, а также проанализировано влияние норм международного права на законодательные процессы в государстве.

Ключевые слова: правовая политика, государство, право, основные направления правовой политики, механизмы реализации, международное право.

В юридической литературе большое внимание уделено такого феномену как «правовая политика». Само по себе данное явление юридической действительности представляет собой сложную разноуровневую систему приоритетов в юридической деятельности, в правовой сфере, которая основывается на общепризнанных нормах международного права, а также находит свое выражение преимущественно в правовых актах и юридической идеологии определенного государства. Правовая политика многогранна, она закрепляется не только в актах закона, но и в других источниках, в различных внутренних, локальных актах, в учебной и методической литературе.

В системе функционирования правовых и политических институтов современного общества исследуемое нами явление занимает особое место. В разные исторические периоды правовая политика отражала так называемых «дух времени», отражала государственный строй, социальные и экономические особенности страны, менталитет. Однако, в своем развитии правовая политика новое направление получила на основании развития демократии в Российской Федерации постконституционного времени на рубеже 90-х годов. В связи с данным фактом произошло обновление законодательной базы, государственного устройства, особенностей внутреннего и международного развития страны. Как следствие, на государственном уровне выстраивание правовой политики является одним из приоритетных вопросов в настоящее время. Само по себе, определение «правовая политика», а также сам феномен, как совокупность деятельности разных элементов государства, достаточно новое для российской юриспруденции как для теории, так и для практики. Вместе с тем определенное количество трудов уже было написано по этой теме. Прежде всего это работы С. С. Алексеева, А. П. Мазуренко, Н. И. Матузова, В. В. Надвиковой, И. С. Морозовой, Н. И. Химичевой, и многих других.

Явление правовой политики призвано направлять само общество, действующие органы государства на решение актуальных проблем внутри социума, в частности: обеспечение реализации законных прав и интересов субъектов права, устранять и не допускать коллизии права, развивать экономическую базу государства и др. В настоящей работе будут проанализированы отдельные направления общественных отношений, в контексте исследования средств явления правовой политики.

С целью недопущения вопросов в области понимания самого термина «правовая политика», рассмотрим основные терминологические значения и закрепления в юридической литературе.

Нельзя не отметить, что «правовая политика» в трудах ученых очень часто определяется по-разному. Само толкование первостепенно связано с контекстом употребления произвольного использования исследователя [1]. Особенности толкования термина связаны с принадлежностью последнего по родовым признакам «правовой политики» к праву и к политике.

В России дореволюционного времени одними из самых известных ученых-юристов, кто рассматривал правовую политику как прикладную науку, были: Г. Ф. Шершеневич, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий. Они утверждали, что правовая политика обязана обеспечить действующее законодательство к возможности выработать совершенное право. То есть, регулировать уже имеющиеся процессы, и в том же время способствовать развитию новых. По нашему мнению, данный подход является узким и не отражает всей сути изучаемого термина. В наше время термин «правовая политика» а также само явление изучено намного обширнее и больше.

Советский ученый-юрист, профессор, доктор юридических наук Н. А. Беляев, толковал «правовую политику», как выработанное государством и основанное на объективных законах развития общества направление деятельности государственных и общественных органов и организаций по охране интересов трудящихся [2]

Определенно, наличие плюрализма в понимании термина продиктованы особенностями социального развития общества в концепции общей внутренней политики государства.

Такой ученый-юрист как В. В. Болтунов полагает, что «правильнее все-таки считать, что правовая политика — это именно деятельность, и деятельность уполномоченных органов, реализующаяся в сфере действия права, влекущая правовые последствия» [3].

Применительно к нашему исследованию, В. С. Нерсесянц дает наиболее полное толкование термин. Автор говорит, что правовая политика составляет государственную политику, политику развития права, тактику и стратегию правового пути развития общества и государства. В то же время это и система идей и взглядов, принципов и норм, а также форм и процедур признания, осуществления и развития начал и требований господства права в общественной и государственной жизни. Данное определение достаточно широко охватывает различные сферы общественной жизни.

Таким образом, проанализировав категории, можно сделать вывод, что правовая политика направлена на обеспечение движения и направления общества и соответствующих органов страны на решение разных и актуальных проблем, присутствующих в обществе, она должна упорядочивать отношения, и в то же время, развивать их.

В наше время особое внимание занимают интеграционные процессы, которые затрагивают многие сферы, в том числе сферу законотворчества. В конце XX — начале XXI века происходит, хотим мы этого или не хотим, стремительное развитие международного права. Это развитие касается многих областей. Но в нашем случае будет интересен тот факт, что международное право развивается предметно, с точки зрения своего предмета, в традиционной области или, иными словами, в сфере межгосударственного сотрудничества стран друг с другом. Появляется международная борьба с глобальным потепление, космическим развитием, борьба с экологической катастрофой и другими. Однако, на первый план все больше выходит тема определения воздействия международного права на традиционно внутригосударственные процессы, внутригосударственной регулирование. Возникает вопрос, в связи с чем происходит такое воздействие? Если международное право начинает регулировать отношения, которые традиционно регулировались внутригосударственным правом, то неизбежно столкновение между ними, таким образом, правовую политику государства предопределяют нормы международного права, а не внутригосударственного. Однако, данный вывод не является истинным.

Необходимо разобраться как же в этом процессе регулирующего воздействия международного права на традиционные внутригосударственные отношения и отношения с участием внутригосударственных субъектов (гражданин — государство), а также понять, как правовая политика государства изменяется в связи с влиянием норм международного права на внутригосударственные нормы, и какие направления в ее развитии получили все большую значимость для Российской Федерации.

В юриспруденции превалируют и бытуют две концепции «внедрения» норм международного права: трансформация и имплементация.

Одним из основных постулатов трансформации является то, что существование самих норм международного права во внутригосударственном возможно только тогда, когда первым придается сила норм национального права. А происходит такое при ратификации и издании акта внутреннего права, разрешающего использования таких норм. Е. Т. Усенко говорит, что государственный суверенитет в целом исключает и делает невозможным действие в пределах одной территории государства воли еще других государств, в том числе даже согласованной, которая облечена в норме международного права… Для того, чтобы правило, представляющее собой норму международного права, приобрело юридическую силу в пределах действия национального права, оно должно приобрести силу национально-правовой нормы. Но это может сделать только территориальный суверен, издав соответствующий национально-правовой акт» [4].

Применение международных правовых норм внутри государства действительно невозможно без санкции норм национального права. Но если такая санкция присутствует, а норма международного права носит самоисполнимый характер, то речь должна идти именно о прямом (без всяких условностей и оговорок) ее действии внутри государства. Если бы так происходило в действительности, то правовую политику государства предопределяли нормы международного права, а внутригосударственные нормы уходили бы на второй план.

Анализируя положения Конституции Российской Федерации, можно утверждать, что нормы международного права объявлены частью системы права государства, при этом, международные договоры, обычаи должны наравне с национальным законодательством регулировать общественные отношения в государстве. (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Главенствующей из двух теорий является теория имплементации норм. Ученый-юрист А. С. Гавердовский предлагает рассматривать имплементацию норм международного права как «целенаправленную организационно-правовую деятельность государств, предпринимаемую индивидуально, коллективно или в рамках международных организаций в целях своевременной, всесторонней и полной реализации принятых ими в соответствии с международным правом обязательств» [5].

В целом же основополагающие тезисы теории имплементации могут быть сведены, на наш взгляд, к следующему: международное и внутригосударственное право представляют собой два различных правопорядка. Поэтому первое может быть непосредственным регулятором отношений в сфере действия второго только с санкции соответствующих национально-правовых норм. Если нормы международного права направлены на урегулирование отношений между национальными субъектами различной государственной принадлежности, то они, как правило, являются самоисполнимыми и имеют на территории нашей страны прямое действие (используется отсылочный метод).

Таким образом, нормы внутригосударственной права имеют больший приоритет для правовой политики, чем нормы международного права. Нормы международного права видоизменяются под влиянием норм внутригосударственного права.

У каждого явления есть соответствующая цель, которая должна оправдывать средства ее достижения и обеспечивать благо для соответствующего субъекта (субъектов). Целью правовой политики нашей страны и, в целом, любого государства, должна быть не «попытка» переноса «западных» институтов (каких-либо традиций) в правовую жизнь России, а адаптация существующих российских институтов под международный стандарт, их модернизация их совершенствование, но с сохранением национального колорита и всех его особенностей.

Наш тезис, а также анализ Конституционного положения части 4 статьи 15, следует продемонстрировать на примере п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ «О международных договорах Российской Федерации», который предусматривает, что «положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты». Подобное нормативное предписание содержится также и в п. 2 ст. 7 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации, который устанавливает, что международные договоры применяются к отношениям, которые регулируются Кодексом, «непосредственно», кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта» [6].

К сожалению, с этической точки зрения, в социуме господствует теория идеализации западной, либо же западно-европейской культуры, искажение исторических событий отечественной истории. Что поступает через средства массовой информации и развивается в обществе. Правовая политика, как мы и говорили в начале исследования, это не только закон, это больше, это целая система, деятельность органов, идеологическое воспитание, сформированное поведение в процессе частого повторения-обычая в разных сферах, которое направляет субъектов права.

Сам термин «правовая политика» достаточно прочно вошел в научный оборот, о чем свидетельствует множество опубликованных исследовательских работ. Тем не менее, такой факт не привел к появлению определенной строгой концепции самой правовой политики, которая стала бы ориентиром для субъектов права, и прежде всего органов публичной власти.

Итак, в первой части нашего исследования мы рассмотрели законодательное закрепление изучаемого явления и его особенностей. Как мы выявили, правовая политика должна определять ориентир развития общественных отношений, выстраивая при этом приоритеты, строя концепции, развивая доктрины. Надо сказать, что ценности общества отражаются именно в самом праве, право их сохраняет, а концепция развития той или иной отрасли, либо сферы — развивает. Таким образом, государство должно так строить правовую политику, чтобы не разрушить общество, его устои, не замещать культурные особенности иностранными, а защищать их.

Важным принципом деятельности любого цивилизованного и демократического государства является принцип соблюдения прав человека. Говоря о Российской Федерации, укажем, что немаловажным является и создание соответствующих условий, гарантий и механизмов для реализации названных прав. На практике имеются проблемы, когда политика и право, как два самостоятельных элемента, сталкиваются друг с другом. Интересы людей, в чих руках сосредоточены власть, становятся выше интересов общества. Политика, в порицательном ее контексте, замещает право.

Многие ученые, в их числе и Н. И. Матузов, говорят, что становление гражданского общества и формирование государства права должно быть самым главным приоритетом для России [7]. Таким образом, основными приоритетами должны: формирование правового государства и гражданского общества; реальное и действительное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, отлаживание механизмов регулирования отношений между субъектами.

При этом, необходимо учитывать и национальные интересы нашей страны — концептуально-идеологическая совокупность базовых жизненно важных ценностей в сфере развития гражданского общества и России, а также мира в целом.

При росте интеграционных процессов в сфере международного взаимодействия государств актуальным становится вопрос исследования самих видом правовой политики. Ведь в обществе достаточно много направлений, сфер влияния, одним явлением невозможно охватить все направления.

Так как мы говорим о правовой политике как о явлении, которое должно направить и развить право, то на первое место выходит поощрительно-правовая политика. По данным видом понимается обоснованная научно, последовательная и системная деятельность государственных и негосударственных органов и организаций, направленных на создание целостного и эффективного механизма регулирования субъектов права. А именно, государство разрабатывает комплекс социальных мер, поощрений для тех субъектов, который так или иначе помогают развиваться государству, разным его сферам. Для граждан, которые, например, вносят вклад в развитие культуры, творчества разработаны меры поощрения, знаки отличия. Названная разновидность правовой политики призвана выстраивать полноценную поощрительно-правовую систему, создавая при этом условия для полноценного функционирования. Аналогичные меры, однако в форме социальных гарантий присутствуют в экономической сфере для организаций: налоговые преференции, льготы. При этом в рамках российской поощрительно–правовой системы первоначально возможно сформировать такие важнейшие части, как наградную систему на уровне Федерации и наградные системы субъектов РФ. Из этого следует выделение уровней правовой политики: на уровне всей Российской Федерации, ее субъектов и муниципальный уровень.

Также наравне с культурными особенностями выделяют и исторические факторы влияния на выработку правовой политики. А также определение времени внесения изменений в законы и акты государства. Обусловлено это и тем, что правовая политика входит в само явление политики. Таким образом, мнение о том, что Российской Федерации нужно приблизиться к европейским странам, перенять их опыт, во многом является ошибочным и недостижимым в силу таких исторических особенностей. Которые также легли и в основу национального менталитета граждан. Из закона исторического повторения вытекает: закономерность истории состоит в том, что всякий новый общественный строй вырастает как бы на плечах предшествующего. Это означает, что его предпосылки формируются в недрах старого общества, а сам он является продуктом исторической эволюции, (даже там, где утверждается революционным путем) [8].

Главными в правовой политике России должны быть права человека, верховенство правосудия и обеспечение реализации прав. Ведь не зря говорят, что врачи — лекари человека, а юристы (судьи) — лекари самого общества. Соблюдению и обеспечению прав человека будет способствовать исключительно сильный и независимый суд, который должен призвать восстановить и защитить оспариваемые или же нарушенные права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц.

В связи с международным взаимодействием необходимо также сохранить и национальную безопасность государства. Уничтожение национальных границ государств, глобализация однополярного мира, распространение терроризма — это лишь некоторые из сформировавшихся угроз. Для Российского государства важно в непрерывном процессе определять основы противодействия внешним угрозам: международному терроризму, распространению наркотических средств, похищениям и торговлей людьми и т. п.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, одной из главных задач современного этапа реализации правовой политики в России является определение и нормативное закрепление общей концепции развития правовой политики государства с учетом историко-культурных особенностей, внешнеполитических и географических, а также превалированию норм по защите и обеспечению прав граждан.

Литература:

  1. Солдаткина О. Л. Информационный подход при исследованиях в теории правовой политики (на примере формирования дефиниций термина «правовая политика») // Вестн. гуманитар. ин-та ТГУ, 1 (14), 2013. — С. 55–58.
  2. Беляев Н. А., Глистин В. К., Орехов В. В. и др. Уголовное право на современном этапе: проблемы преступления и наказания. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992.
  3. Болтунов В. В. Соотношение понятий «правовая политика» и «правовая культура» // Апробация. — 2013. — № 8 (11). — С. 9–15.
  4. Усенко Е. Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. № 2. С. 16.
  5. Гавердовский, А. С. Имплементация норм международного права [Текст] / А. С. Гавердовский. — Киев: Вища школа,1980.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301
  7. Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. — М.: Норма, 2003.
  8. Правовая политика в современной России: проблемы формирования (обзор «круглого стола» журналов «государство и право» и «правовая политика и правовая жизнь») // Государство и право, 2011, № 6, с. 119–125
Основные термины (генерируются автоматически): правовая политика, Российская Федерация, государство, норма, правовая политика государства, Россия, влияние норм, гражданское общество, особенность, отношение.


Ключевые слова

государство, международное право, право, правовая политика, механизмы реализации, основные направления правовой политики

Похожие статьи

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике...

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и гражданина, демократия, правосознание, правовая культура. В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым...

Особенности взаимоотношения государства и гражданского...

В статье авторы пытаются определить особенности взаимоотношения государства и гражданского общества в России.

Правовая реформа, происходящая в России призвана не только восстановить ценностные качества права, но и обеспечить его соответствие принципам...

Проблемы построения правового государства в России

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и гражданина, демократия, правосознание, правовая культура. В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым...

Законодательная политика государства в сфере формирования...

Ключевые слова: Гражданское общество, государство, законодательство, политика, право

Гражданское общество и правовое государство как явления государственно-правового

Также очевидно, что на сегодняшний день в России без сбоев работают только те нормы...

Взаимодействие государства и гражданского общества...

Мамаева, С. Ю. Взаимодействие государства и гражданского общества в реализации Стратегии государственной национальной политики Российской

Россия имеет более чем 1500-летний опыт государственно-правового регулирования межнациональных отношений.

Перспективы построения государства как гражданско-правового...

Так, гражданское общество мы пониманием как неотъемлемый институт любого государства, в рамках которого государством создаются населению реальные условия и возможности для самовыражения в виде предоставления им прав и свобод, а также гарантий их осуществления.

Взаимодействие государства и гражданского общества

 Вопрос о соотношении правового государства и гражданского общества все большее внимание привлекает в последние годы. В постперестроечный период демократии показал, что интересы государства и общества далеко не всегда совпадают, что вызывает всплеск...

Гражданское общество как неотъемлемая часть правового...

В статье раскрываются понятия гражданского общества и правового государства

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом

правовое государство, гражданское общество, государственная власть, сферы...

Приоритеты конституционно-правовой политики | Молодой ученый

Захарова Л. Н. Конституционная правовая политика как доминирующая форма правовой

Аничкин Е. С. Конституционно-правовая политика Российской Федерации: природа

правовая культура, правовое государство, гражданское общество, современная Россия...

Похожие статьи

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике...

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и гражданина, демократия, правосознание, правовая культура. В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым...

Особенности взаимоотношения государства и гражданского...

В статье авторы пытаются определить особенности взаимоотношения государства и гражданского общества в России.

Правовая реформа, происходящая в России призвана не только восстановить ценностные качества права, но и обеспечить его соответствие принципам...

Проблемы построения правового государства в России

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и гражданина, демократия, правосознание, правовая культура. В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым...

Законодательная политика государства в сфере формирования...

Ключевые слова: Гражданское общество, государство, законодательство, политика, право

Гражданское общество и правовое государство как явления государственно-правового

Также очевидно, что на сегодняшний день в России без сбоев работают только те нормы...

Взаимодействие государства и гражданского общества...

Мамаева, С. Ю. Взаимодействие государства и гражданского общества в реализации Стратегии государственной национальной политики Российской

Россия имеет более чем 1500-летний опыт государственно-правового регулирования межнациональных отношений.

Перспективы построения государства как гражданско-правового...

Так, гражданское общество мы пониманием как неотъемлемый институт любого государства, в рамках которого государством создаются населению реальные условия и возможности для самовыражения в виде предоставления им прав и свобод, а также гарантий их осуществления.

Взаимодействие государства и гражданского общества

 Вопрос о соотношении правового государства и гражданского общества все большее внимание привлекает в последние годы. В постперестроечный период демократии показал, что интересы государства и общества далеко не всегда совпадают, что вызывает всплеск...

Гражданское общество как неотъемлемая часть правового...

В статье раскрываются понятия гражданского общества и правового государства

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом

правовое государство, гражданское общество, государственная власть, сферы...

Приоритеты конституционно-правовой политики | Молодой ученый

Захарова Л. Н. Конституционная правовая политика как доминирующая форма правовой

Аничкин Е. С. Конституционно-правовая политика Российской Федерации: природа

правовая культура, правовое государство, гражданское общество, современная Россия...

Задать вопрос