Политика СССР в сфере народного просвещения в 1960–1970-е гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 23.01.2022

Статья просмотрена: 421 раз

Библиографическое описание:

Рунаева, Е. А. Политика СССР в сфере народного просвещения в 1960–1970-е гг. / Е. А. Рунаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 386-388. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88151/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автор демонстрирует трансформацию системы школьного образования СССР в период эпохи «оттепели» и «застоя». Было выяснено, что государственный заказ в сфере школьного просвещения в рамках данного периода переходит от административно-принудительной к добровольно-поощрительной системе работы с педагогическими кадрами.

Ключевые слова: советский педагог, реформы образования, учительские съезды, советское законодательство.

Для того чтобы образование могло обеспечить всестороннее развитие молодежи и её воспитание в духе коммунизма, Советской власти было необходимо обеспечить его тесную связь с жизнью, с производством, а также с практикой коммунистического строительства, которая должна была стать ведущим началом изучения основ наук. С принятием нового курса на «политехнизацию школы», в котором особое место уделяется школе как главном институте коммунистического воспитания подрастающего поколения, для освоения обучающихся практических трудовых навыков в СССР началось формирование ученических производственных бригад. Исполнение хозяйственной деятельности поручалось как школьникам, так и их учителям, которые несли ответственность за своих учеников.

XXII съезд КПСС СССР в 1962 г. на первом заседании постановил, что по результатам сравнения образовательных систем в США и СССР, комиссия сделала вывод в пользу советской системы. Н. С. Хрущев высказал мнение о том, что заслуга таких результатов принадлежит народным учителям, которых по праву следует считать духовными наставниками молодежи, что единогласно было поддержано среди аудитории аплодисментами [1, с. 221]. По мнению государственного деятеля, за народными учителями стоит миссия, чтобы первенство в образовании и науке и впредь было за СССР. И для того, чтобы всемерно поднять роль народного учителя партия принимает решение расширить подготовку педагогических кадров, рекомендует окружить всенародным вниманием и почетом учителя, а также поручает предприятиям и колхозам помогать школе в её качественной перестройке [1, с. 89].

Дополнительные меры поддержки школьной системе образования были реализованы в постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» в 1966 г. В данном документе советская система просвещения позиционировалась как истинно демократическая, и в связи с чем Министерствам просвещения народного образования союзных республик поручалось ввести в школах новые учебные планы и программы, которые обеспечивали бы приведение содержания образования в соответствие с требованиями опережающего развития науки, техники и культуры СССР [2, с. 219].

Из чего следует, что к 1960-м гг. народный учитель стал одной из центральных и ведущих фигур в сфере идеологического советского строительства на уровне средней школы. В задачи педагогов входили не только организация и проведение образовательного процесса в рамках советской идеологии, но и важные воспитательные функции. Особенно следует отметить важную, связующую роль учителя в процессе приобщения послевоенного поколения советских школьников к практике социалистического труда на производстве.

Для совершенствования качества учебно-воспитательной работы школ, повышения идейно-политического уровня членов профсоюза и проведения в жизнь трудового законодательства для учителей существовал «Союз работников просвещения», который часто устраивал методические конференции, лекции и доклады на политические темы, вечера профессиональных дискуссий и выставки [3, с. 79]. Немаловажное значение играли и Всероссийские и Всесоюзные торжественные учительские съезды, на которых становились предметом дискуссий главные новшества и достижения в области образования, а также обсуждались отчёты работ, демонстрировавшие активность педагогов в реализации решений съездов КПСС. Так, например, в 1968 г. в Москве проходил Всесоюзный учительский съезд численностью 3946 делегатов, которые ранее были выбраны на конференциях учителей на местном уровне. Также в съезде принимали участие и делегаты от братских социалистических республик [4, с. 6].

Новые социальные обязательства перед советскими учителями были выдвинуты в преддверие 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. В ходе подготовки к празднованию в СССР был объявлен конкурс на лучшее юбилейное школьное мероприятие, а также было поручено провести тщательные проверки работы образовательных организаций инспекторскими комиссиями районных отделов народного образования. Поскольку в учителе с первых дней советской власти большевики видели акторов советских идеологических компаний, постольку в перечне важных социальных обязательств советского учительства перед государством и партией была включена также и общественная работа [5, с. 116].

В 1967 году постановлением Совета Министров была учреждена медаль имени Н. К. Крупской для работников народного образования, отличившихся в обучении и воспитании молодого советского поколения, а также установлена премия в размере 2000 рублей [6, с. 477]. Спустя 10 лет указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено звание «Народный учитель СССР» [7]. Нагрудной знак отличия могли получить работники органов просвещения разных уровней образования за особые заслуги в обучении и коммунистическом воспитании детей и молодежи, а также за выдающуюся деятельность в области народного образования. Данную награду первыми спустя 2 года получили 7 школьных учителей из Гомельской, Смоленской, Донецкой, Ярославской, Псковской, Московской и Херсонской областей СССР.

На всесоюзном съезде учителей в 1978 г. министр просвещения М. А. Прокофьев, докладывая о результатах успешного повсеместного перехода к всеобщему обязательному среднему образованию молодых поколений, указывает на положительные явления — например, широкое распространение в Московской области получило движение «От творчески работающего учителя — к творчески работающему коллективу», связанное с внедрением нового передового преподавательского опыта в процесс школьного образования [8, с. 30].

К 1970-м годам фокус роли учителя в процессе народного образования постепенно смещается из сферы хозяйственных и производственных государственных поручений в сторону популяризации активной идеологической работы с новым подрастающим поколением советских граждан. Важно подчеркнуть, что в Конституции СССР от 7 октября 1977 года закреплялось право на бесплатное школьное образование как неотъемлемое и гарантируемое советским государством, а также подчеркивается доступность всех видов образования, его непосредственная связь с жизнью и производством [9, с. 14].

Данная тенденция стала результатом преодоления последствий послевоенной разрухи государства, в ходе которой произошло повсеместное восстановление экономики СССР, а также реализация широкой социальной программы по повышению уровня жизни народа. Таким образом, характер государственного заказа в сфере школьного просвещения и общественной деятельности к 1970-м гг. переходит от административно-принудительной к добровольно-поощрительной системе работы с педагогическими кадрами.

Литература:

  1. XXII Съезд Коммунистической партии Советского союза 17–31 октября 1961 года: стенографический отчет. Т. 1. — Москва: Государственное издательство политической литературы, 1962. — 608 с.
  2. О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 года / А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917–1973 гг. Москва, 1974. С. 219–224.
  3. Белова, Н. А. Повседневная жизнь учителей / Н. А. Белова. — Москва: ИЭА РАН, 2015. — 228 c.
  4. Всесоюзный съезд учителей: стенографический отчёт 2–4 июля 1968 г. — Москва: Просвещение, 1969. — 319 с.
  5. Кагальная, М. В. Влияние политической и идеологической системы на повседневную жизнь учительства (вторая половина 1950-х — первая половина 1960-х гг.) / М. В. Кагальная // Гилея: научный вестник. — Киев, 2015. — № 96. — С. 113–117. — ISSN 2076–1554.
  6. Об учреждении медали Н. К. Крупской. Постановление совета министров от 21 июля 1967 года / А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917–1973 гг. — Москва: Педагогика, 1974. — С. 477.
  7. Об утверждении Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР (с изменениями на 22 августа 1988 года). // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901702311 (дата обращения: 08.05.2021).
  8. Всесоюзный съезд учителей: стенографический отчёт 28–30 июня 1978 г. — Москва: Педагогика, 1979. — 334 с.
  9. Конституция Союза Советских социалистических республик // Свод законов СССР. Т. 1. — Москва: Известия, 1989. — С. 14–42.
Основные термины (генерируются автоматически): народное образование, СССР, XXII, государственный заказ, добровольно-поощрительная система работы, народный учитель, подрастающее поколение, советская власть, учитель, школьное просвещение.


Ключевые слова

советское законодательство, советский педагог, реформы образования, учительские съезды

Похожие статьи

Основные этапы развития национального образования...

Одними из первых постановлений советской власти в области национального образования были постановления Наркомпроса «О школах национальных меньшинств» и «Об организации дела просвещения национальных меньшинств РСФСР».

Роль правового воспитания в формировании электоральной...

Подробнее остановимся на таком факторе, как организованная система обучения и воспитания. Школа — это особенный институт социализации человека.

На основании вышеуказанных документов, педагогами школ разрабатываются программы правового воспитания школьников.

Общее и дополнительное образование с 1917 по 1924 г.

С первых лет советской власти общее и дополнительное образование находят отражение в государственных программах и выступают

В первые годы советской власти образование в целом и школьное образование, в частности, начали рассматриваться в качестве орудия...

Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе...

Народное просвещение должно быть передано в руки общества как активного организатора работы всей системы, ибо школа должна

Идеи Ушинского вдохновляли замечательных педагогов прошлого и не утратили своей значимости в современной системе образования.

Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного...

К. Д. Ушинский уделял значительное внимание вопросам гимназического образования и воспитания, значению личностных качеств гимназических педагогов, воспитателей и наставников, содержанию воспитательной работы. Эти вопросы были раскрыты и обоснованы...

Эволюция требований к профессиональной подготовке...

Успехи в развитии образования подрастающего поколения определяются педагогическими кадрами.

Предметная подготовка в традиционной системе является конечной целью в иерархии целей подготовки педагогов.

Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики

Народный учитель должен вобрать в себя лучшие черты трудового народа и «озарить эти

В последнее десятилетие проблемами национальной системы образования вплотную стала

В 19 веке русский педагог Ушинский К. Д. в работе «О народности в общественном воспитании»...

Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность

Работа русских школ невозможна без народного образования, которое возможно в условиях формирования народных школ. Народная школашкола массовая, не только для детей, но и для их родителей. Важность функционирования народных школ в условиях влияния «страха...

История становления дополнительного образования детей...

Деятельность педагогов по организации жизни детей с учетом общественно-хозяйственной деятельности России носила характер конкретно-практической направленности воспитания, что имело исключительную педагогическую ценность для становления общественного воспитания.

Похожие статьи

Основные этапы развития национального образования...

Одними из первых постановлений советской власти в области национального образования были постановления Наркомпроса «О школах национальных меньшинств» и «Об организации дела просвещения национальных меньшинств РСФСР».

Роль правового воспитания в формировании электоральной...

Подробнее остановимся на таком факторе, как организованная система обучения и воспитания. Школа — это особенный институт социализации человека.

На основании вышеуказанных документов, педагогами школ разрабатываются программы правового воспитания школьников.

Общее и дополнительное образование с 1917 по 1924 г.

С первых лет советской власти общее и дополнительное образование находят отражение в государственных программах и выступают

В первые годы советской власти образование в целом и школьное образование, в частности, начали рассматриваться в качестве орудия...

Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе...

Народное просвещение должно быть передано в руки общества как активного организатора работы всей системы, ибо школа должна

Идеи Ушинского вдохновляли замечательных педагогов прошлого и не утратили своей значимости в современной системе образования.

Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного...

К. Д. Ушинский уделял значительное внимание вопросам гимназического образования и воспитания, значению личностных качеств гимназических педагогов, воспитателей и наставников, содержанию воспитательной работы. Эти вопросы были раскрыты и обоснованы...

Эволюция требований к профессиональной подготовке...

Успехи в развитии образования подрастающего поколения определяются педагогическими кадрами.

Предметная подготовка в традиционной системе является конечной целью в иерархии целей подготовки педагогов.

Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики

Народный учитель должен вобрать в себя лучшие черты трудового народа и «озарить эти

В последнее десятилетие проблемами национальной системы образования вплотную стала

В 19 веке русский педагог Ушинский К. Д. в работе «О народности в общественном воспитании»...

Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность

Работа русских школ невозможна без народного образования, которое возможно в условиях формирования народных школ. Народная школашкола массовая, не только для детей, но и для их родителей. Важность функционирования народных школ в условиях влияния «страха...

История становления дополнительного образования детей...

Деятельность педагогов по организации жизни детей с учетом общественно-хозяйственной деятельности России носила характер конкретно-практической направленности воспитания, что имело исключительную педагогическую ценность для становления общественного воспитания.

Задать вопрос