Использование детского дизайна в построении образовательного пространства в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 24.01.2022

Статья просмотрена: 644 раза

Библиографическое описание:

Шиянова, Л. А. Использование детского дизайна в построении образовательного пространства в дошкольной образовательной организации / Л. А. Шиянова, Л. Н. Борзилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 97-100. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88147/ (дата обращения: 25.04.2024).



Под развивающей предметно-пространственной средой подразумеваются не только материалы и оборудование к различным видам образовательной деятельности детей дошкольного возраста, но в правильно оформленные холлы, рекреации, коридоры, лестничные пролеты и территория дошкольных организаций. Детский дизайн — это форма участия детей в оформлении помещений и территории детского сада.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, детский дизайн, классификация детского дизайна, особенности использования детских работ в детском дизайне.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования предусматривается, что развивающая предметно-пространственная среда детского сада обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации, а также территории, прилегающей к ней [8]. Поэтому построение развивающей предметно — пространственной среды современных дошкольных организаций является одним из основных направлений их деятельности.

В дошкольной педагогике на важность и актуальность правильного построения развивающей предметно-пространственной среды указывается в работах А. Г. Гогоберидзе, Л. М. Клариной, С. А. Козловой, Н. В. Микляевой, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского и др.

В работах А. Г. Гогоберидзе и О. В. Солнцевой по вопросам проектирования предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении подчёркивается, что значительную роль в развитии дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Картины, скульптуры, графика, роспись, витражи, декоративные кладки, изделия народного прикладного искусства и т. д. с детства входят в сознание и чувства ребенка [2, с. 404].

Н. В. Микляева считает, что предметно-пространственная среда должна носить интерактивный характер. Н. В. Микляевой предложены элементы развивающей среды детского сада, которые в настоящее время широко используются в практике современных дошкольных организаций. Это: панно «Мое настроение», символическое панно «Лестница успеха», сюжетное панно «Что мне запомнилось сегодня?», «Почтовые ящики» для детей и родителей, детские стенгазеты: «События недели: было-будет» и др. [3, с.195]. В работах Н. В. Микляевой разработаны рекомендации об их использовании как элементов дизайна детского сада [5].

Таким образом все авторы подчеркивают, что под развивающей предметно-пространственной средой подразумеваются не только материалы и оборудование к различным видам образовательной деятельности в групповых комнатах, но и правильно оформленные холлы, рекреации, коридоры, лестничные пролеты и территория дошкольных организаций.

В соответствии с Концепцией создания образовательных холлов, разработанной и апробированной в дошкольных организациях Белгородской области (в соответствии с планом управления проектом «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области «Дети в приоритете»), в оформлении помещений и территории детских садов наряду с работами профессиональных дизайнеров и художников, должны использоваться работы участников образовательных отношений (педагогов, детей и их родителей), то есть в оформлении должен присутствовать детский дизайн.

Понятие детский дизайн, как предмет научного исследования и изучения в дошкольной педагогике появился сравнительно недавно, поэтому в настоящее время научной литературы по данной проблеме очень мало (И. А. Лыкова, Н. В. Микляева, Г. Н. Пантелеев и др.).

В исследованиях Г. Н. Пантелеева художника-дизайнера и педагога-исследователя по изучению основных направлений в дизайн-культуре, детский дизайн представлен, как новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста. Г. Н. Пантелеев пишет: «Педагогам дошкольной организации необходимо овладевать культурой дизайна, знать и, главное, уметь показать детям, как можно грамотно и красиво обустроить среду обитания» [6].

В его работах освещены некоторые культурологические и образовательные аспекты детского дизайна, дано определение понятия «детский дизайн», его классификация плоскостной (аппликативно‑графический); объёмный (предметно‑декоративный); пространственный (архитектурно‑декоративный), а также этапы выполнения работ дошкольниками.

Г. Н. Пантелеев указывает на то, что профессиональный дизайн имеет общие черты с детским дизайном. Это:

— оригинальность и неповторимость творческого продукта;

— знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;

— совместно раздельный характер исполнения замысла;

— предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;

— использование аналогичных материалов и техник;

— общий подход в оценке художественности профессионального и «детского» искусства;

— самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества» [6].

В некоторых статьях журналов и сети Интернет можно познакомиться с опытом работы отдельных детских садов и педагогов по использованию в развивающей предметно-пространственной среде дошкольной организации детского дизайна. Среди педагогов — практиков интересен опыт работы Е. П. Савенко [7], Е. А. Валиулина [1], О. Н. Жирновой [4] и др.

О. Н. Жирнова указывает на различия между ручным трудом дошкольников и детским дизайном. Она пишет: «Детская продукция после художественно — дидактических занятий, складываемая в папки и коробки, и далее остается невостребованной. А «детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающий его предметно — пространственной среды» [4].

Интересен опыт использования детского дизайна в зарубежных детских садах, в том числе описанный в книгах и статьях Фон дер Беек А., Руфэнах А. [9]

Детский сад, в котором формировался опыт работы по данной проблеме, расположен в типовом здании, рассчитанном на сто воспитанников.

Для размещения творческих детских работ как элементов детского дизайна, используются коридоры, лестничные пролеты, холлы детского сада, а также павильоны на игровых площадках. (Таблица 1)

Таблица 1

Детский дизайн в развивающей предметно-пространственной среде детского сада

Помещения детского сада и территории

Название экспозиции

Тип детского дизайна

Коридор второго этажа

Выставка фотоколлажей: «Мы на прогулке»; «Семейный выходной»

Пространственный

Лестничные пролеты

Выставка детских работ по теме «Театр» (технология образовательного холла): выставка поделок детско-взрослых работ «История театральных масок»; выставка театральных костюмов для праздника «Театральное дефиле»

Плоскостной

Объемный

Коридор первого этажа

Панно «Красная книга Белгородской области» (животные, растения)

Плоскостной

Холл

Выставка детских групповых стенгазет «События недели: было-будет»

Плоскостной

Игровые павильоны на детской площадке

Оформление центральной стены в стиле детского граффити «Цветной калейдоскоп»

Пространственный

Особенность предметов детского дизайна в мобильности интерьера, частой сменяемости, вариативности.

В основном, многие выставки меняются полностью или частично не менее одного раза в месяц. Работа над поделками или рисунками для различного рода выставок и экспозиций включается в комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в группах. Поэтому тематика оформления холлов или коридоров планируется, а подготовка к выставкам и оформлению экспозиций включается в образовательную деятельность с воспитанниками. Но важно не только подготовить экспонаты и оформить выставку, но и организовать её презентацию.

Презентация выставки детьми — это одна из интересных современных форм организации образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников [5, 9].

В зависимости от вида выставки (персональная или коллективная) в организации и проведении презентации могут принимать участие один ребенок или несколько. В случае организации персональные выставки в презентации чаще всего участвует только автор работ. Если выставка — это коллективная работа, то и презентацию проводят группа дошкольников. Но в любом случае презентация выставки осуществляется в соответствии с составленном заранее сценарием и требует предварительной подготовки. Она заключается в составлении списка приглашённых лиц, изготовлении пригласительных билетов, подготовки детских рассказов о работах, подбора фоновой музыки, художественных текстов, при необходимости и др.

Часто в организации выставок принимают самое активное участие родители воспитанников, в таком случае и в презентации их участие будет уместным.

Если творческие выставки приурочены к празднику или досуговому мероприятию, то целесообразно подвести итоги и наградить участников и победителей грамотами и подарками. Все это подчеркнет эстетическую и практическую ценность детских работ.

Таким образом, использование детского дизайна в построении образовательного пространства в дошкольной образовательной организации способствует осознанию детьми своего соавторства, авторской компетентности. Кроме этого, педагоги, дети и их родители, участвуя в создании объектов красоты, учатся благоустраивать быт, используя опыт дизайна в детском саду.

Литература:

  1. Валиулина, Е. А. Создаем развивающую среду своими руками. — URL: http://www.dou.ru/new/make_eviroment.shtml. (дата обращения 06.04.2021). — Режим доступа: свободный. — Текст электронный.
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с. Текст: непосредственный.
  3. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮРАЙТ, 2015. — 496 с. Текст: непосредственный.
  4. Жирнова, О. Н. Развитие художественного творчества посредством обучения детей элементам дизайн. — URL: http://a2b2.ru/methods/7743_innovacionnyy_opyt_jirnovoy_on_razvitie_hudojestvennogo__tvorchestva_posredstvom_obucheniya_detey_elementam_dizayna/ (дата обращения 04.04.2021). — Режим доступа: свободный. — Текст электронный.
  5. Микляева, Н. В. Дизайн в детском саду. — М.: Перспектива, 2016. — 123 с.
  6. Пантелеев, Г. Н. Детский дизайн. — М.: ООО КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. — 56 с. Текст: непосредственный.
  7. Савенко, Е. П. Обучение элементам дизайна как условие развития изобразительного творчества дошкольников. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/21/obuchenie-elementam-dizayna-kak-uslovie-razvitiya-izobrazitelnogo (дата обращения 04.04.2021). — Режим доступа: свободный. — Текст электронный.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы. — URL: https://www.labirint.ru/books/439174/ (дата обращения 04.04.2021). — Режим доступа: свободный. — Текст электронный.
  9. Фон дер Беек А., Руфэнах А., Бук М. Дизайн интерьеров детских садов для детей от 3 до 6 лет. Учебно-практическое пособие. ФГОС ДО. — М.: Национальное образование, 2015. — 136 с. Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): детский дизайн, детский сад, развивающая предметно-пространственная среда, образовательная деятельность, дошкольная организация, опыт работы, дошкольная педагогика, дошкольный возраст, презентация выставки, пространственная среда.


Ключевые слова

развивающая предметно-пространственная среда, детский дизайн, классификация детского дизайна, особенности использования детских работ в детском дизайне

Похожие статьи

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для

Организация предметно–развивающей среды несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у...

детский сад, развивающая предметно-пространственная...

Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую, образовательную

 Предметно-развивающая среда с самого раннего детства, оказывают определенное

Ключевые слова: дошкольный возраст, предметно-развивающая среда, групповое...

Создание предметно-развивающей среды в группе детского...

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости...

Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного...

 Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит

Поэтому целью моей работы является определение роли предметной развивающей среды в

Развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное...

Обновление развивающей предметно-пространственной...

Обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально...

Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои...»

Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е

Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.

Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М.: ТЦ Сфера 2008.

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для...

Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах детского сада, наши педагоги учитывают принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно-игровая среда в дошкольном...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Предметно-пространственная развивающая среда через специально организованную работу воспитателей и активное взаимодействие с социумом помогает детям максимально раскрыть свои природные задатки. ППРС должна быть

Создание развивающей среды на участке детского сада

При создании развивающей среды на участке дошкольного образовательного учреждения как важнейший компонент активно используется природная составляющая участка, поэтому подобная среда может рассматриваться как эколого-развивающий комплекс.

Похожие статьи

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для

Организация предметно–развивающей среды несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у...

детский сад, развивающая предметно-пространственная...

Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую, образовательную

 Предметно-развивающая среда с самого раннего детства, оказывают определенное

Ключевые слова: дошкольный возраст, предметно-развивающая среда, групповое...

Создание предметно-развивающей среды в группе детского...

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости...

Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного...

 Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит

Поэтому целью моей работы является определение роли предметной развивающей среды в

Развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное...

Обновление развивающей предметно-пространственной...

Обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально...

Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои...»

Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е

Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.

Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М.: ТЦ Сфера 2008.

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для...

Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах детского сада, наши педагоги учитывают принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно-игровая среда в дошкольном...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Предметно-пространственная развивающая среда через специально организованную работу воспитателей и активное взаимодействие с социумом помогает детям максимально раскрыть свои природные задатки. ППРС должна быть

Создание развивающей среды на участке детского сада

При создании развивающей среды на участке дошкольного образовательного учреждения как важнейший компонент активно используется природная составляющая участка, поэтому подобная среда может рассматриваться как эколого-развивающий комплекс.

Задать вопрос