Жалоба как защита основных прав и свобод человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 20.01.2022

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Борисов, А. М. Жалоба как защита основных прав и свобод человека / А. М. Борисов, Г. В. Домашев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 283-286. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88117/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются вопрос об эффективности жалобы как вида обращении граждан на примере органов прокуратуры Курской области.

Ключевые слова: жалоба, прокуратура, гражданин, должностное лицо, субъекты обращений, срок.

Как показывает современная практика, жалоба является наиболее распространенным видом обращений граждан, позволяющим добиться справедливости при нарушении прав и свобод граждан. Именно данный вид обращений играет первостепенную роль в защите основных прав и свобод человека и гражданина в случаях неправомерных действий (бездействий) органов публичной власти.

В современной российской правовой системе нормативными основаниями подачи и рассмотрения жалоб выступают:

– Конституция Российской Федерации (ст. 33, 46), гарантирующая право на обращение и право на судебное обжалование;

– ратифицированные международно-правовые документы, в первую очередь Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

– акты действующего законодательства — Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», процессуальное законодательство (Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы РФ) и др.;

– подзаконные акты, регулирующие рассмотрение жалоб в органах исполнительной власти, прокуратуры и т. п.

В системе государственной защиты наибольшим доверием у граждан пользуются органы прокуратуры. Это связано с тем, что прокуратура остается самым быстрым и действенным способом защиты нарушенных прав [1, c.34].

Если же право человека уже нарушено, гражданин обращается в прокуратуру с жалобой — просьбой о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Восстановление прав предполагает возврат их в состояние, в котором они находились до нарушения. Однако таковое не всегда возможно, поэтому жалоба — это еще и просьба о защите нарушенных прав.

Если права гражданина нарушены незаконным правовым актом, то после приведения его в соответствие должно быть пересмотрено решение, принятое на основе этого акта в отношении конкретного гражданина. Если права были нарушены незаконными действиями, то прокурор может выносить постановление о возбуждении производства об административном правонарушении или передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовного дела, а дело конкретного человека должно быть пересмотрено с учетом действующего законодательства.

За 2020 год в прокуратуру Курской области поступило 276 обращений граждан и юридических лиц, разрешено прокуратурой 202 жалобы, из них 39 жалоб удовлетворено. Распространенными остаются нарушения в сфере соблюдения прав граждан (по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов) [2].

Прокуратурой Курской области по данным вопросам рассмотрено 157 обращений, в том числе:

– на нарушения трудового законодательства рассмотрено 39 обращений;

– на нарушения жилищного законодательства рассмотрено 20 обращений;

– по пенсионным вопросам рассмотрено 22 обращения;

Наиболее характерными обращениями являются обращения о не проведении или проведение с нарушениями капитального и текущего ремонта домов, нарушениях при начислении платы за коммунальные услуги, на общедомовые нужды, предоставление некачественных коммунальных услуг, ненадлежащее содержание управляющими организациями общего имущества многоквартирных домов и т. д. [2, c.80].

В последнее время участились случаи выявления прокуратурой нарушений установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций.

Статьей 5.59 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций. Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.

Следует иметь в виду, что положения ст. 5.59 КоАП РФ не распространяются на случаи отказа в предоставлении информации, ответственность за которые установлена ст. 5.39 КоАП, и на случаи ненадлежащего рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению, ответственность за которые установлена ст. 5.63 КоАП РФ.

Прокурор, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

В прокуратуру Курской области поступило обращение гражданки С. о неполучении ответа на ее обращение, поданное в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Курской области.

Установлено, что в декабре 2020 года заявительница обратилась в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Курской области с жалобой на необоснованное начисление ей платы за электроэнергию на общедомовые нужды в многоквартирном доме.

В соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации, а в случае продления срока рассмотрения — не позднее 60 дней с момента регистрации.

В нарушение установленного законом срока ответ заявителю на обращение направлен только на 72-й день с момента регистрации в Департаменте обращения.

По результатам проверки заместитель прокурора Курской области возбудил в отношении председателя Комитета государственного жилищного надзора Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Курской области дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан).

Виновному должностному лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 тыс. рублей. Кроме того, заместитель прокурора области внес в адрес начальника Департамента представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого ответственное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности [3, c.121].

Исследование позволило выявить, что существуют некоторые проблемы в работе с обращениями граждан. Такими проблемами являются [4, c.105]:

1) отсутствие четких как внутриведомственных, так и межведомственных разграничений полномочий, что не позволяет правильно выбрать адресата запроса;

2) недостаточная мотивация чиновника ориентировать свою деятельность на результат для заявителя, отсюда формальный подход при рассмотрении обращений граждан и организаций;

3) отсутствие действенного внешнего контроля за работой с обращениями граждан и организаций;

4) отсутствие системы независимых разбирательств по жалобам на действие/бездействие чиновников. Существующий механизм переадресации обращений граждан не позволяет удовлетворить запрос и, следовательно, сводит на нет существующую систему в целом;

5) недостаточный уровень правовой и профессиональной компетентности исполнителей (особенно на уровне муниципальной власти). Низкий профессионализм не позволяет властным органам выработать действенные формальные методы реакции на обращения граждан;

6) слабая информированность и низкая юридическая грамотность, правовая культура населения, отсутствие необходимой справочной информации и справочных служб.

Опыт свидетельствует, что для решения всех перечисленных проблем требуется автоматизированная обработка данных с использованием новых технологий. В настоящее время данные технологии все активнее внедряются в практику работы органов местного самоуправления.

Для устранения данных проблем и эффективной работы с обращениями граждан в органы местного самоуправления проводят следующие мероприятия:

1) улучшение и усовершенствование форм и методов обучения сотрудников, которые отвечают за работу с обращениями;

2) проведение выездных приемов в отдаленных районах;

3) усиление работы, которая обеспечивает гласность и открытость деятельности;

4) создание мероприятий, направленные на увеличение просвещенности населения.

Таким образом, целесообразно в работе с обращениями граждан использовать специальные программы. Их применение позволяет регистрировать обращения, классифицировать их по различным категориям, получать необходимую информацию. Внедрение таких программ позволит более эффективно работать с обращениями граждан в органы местного самоуправления.

В настоящее время с целью преодоления коллизий в правовом регулировании общественных отношений по поводу рассмотрения обращений граждан необходимо систематизировать нормативно-правовую базу в этой сфере в соответствии с этой классификацией, а также привести ее к единому пониманию основных категорий.

Следовательно, как принцип конституционного права право на обращение с точки зрения индивида представляет собой основополагающее начало отношений между гражданином и государством, инициатором которых является гражданин. Но, по смыслу отдельных статей, оно выступает и как обязанность, и как гарантия реализации данной нормы.

Конституционное право на обращение как гарантия имеет определяющее значение. После обращения гражданина в органы государства включается механизм, призванный обеспечить его права, свободы, привилегии или их восстановление. Государство гарантирует обязательное реагирование на обращение гражданина. Для этого создаются специальные органы с широким кругом полномочий, которые либо сами удовлетворяют интерес индивида, либо имеют возможность воздействовать на другие организации в пользу разрешения, так или иначе, вопроса, инициировавшего обращение. Конституционное право на обращение можно рассматривать и как заранее заложенное условие реализации права на обращение со стороны государства, выраженное в создании системы, состоящей из органов и правовых средств, направленных на обеспечение интереса гражданина [5, c.89].

Вне данной категории права гражданину государства практически невозможно реализовать свои права и свободы. Следовательно, правомерно рассматривать конституционное право на обращение как один из важнейших элементов системы взаимодействия гражданина и органов государственной власти и управления именно в силу его универсальности, которая помогает определить необходимые связи и закономерности данной системы.

Литература:

  1. Титов, А. А. К вопросу о совершенствовании нормативно-правовой базы, регламентирующей реализацию права граждан на обращение в органы государственной власти // Вопросы российского и международного права, 2018. Т.6, № 12.С.64–69
  2. Шугрина, Е. С. Ответственность органов публичной власти: правовое регулирование и правоприменительная практика: учебник для магистров / Е. С. Шугрина, С. В. Нарутто, Е. М. Заболотских. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 347 с.
  3. Нарутто, С. В. Обращение граждан в органы публичной власти: учебник / С. В. Нарутто. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. — 496 с.
  4. Резер Т. М. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина: учеб. пособие. М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 110 с.
  5. Эбзеев, Б. С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Б. С. Эбзеев и др.; под ред. Б. С. Эбзеева, А. С. Прудникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. — 671 с.
  6. Информационно-статистический обзор обращений граждан, рассмотренных в Федеральной службе государственной статистики в 2020 году [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/inf-2020.htm (дата обращения: 11.10.2021).
  7. Официальный сайт Администрации Курской области: [сайт]. — URL: https://adm.rkursk.ru/ (дата обращения: 11.10.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): Курская область, обращение граждан, Российская Федерация, местное самоуправление, обращение, орган, РФ, государственный жилищный надзор, административное правонарушение, Департамент ЖКХ.


Ключевые слова

гражданин, должностное лицо, прокуратура, срок, жалоба, субъекты обращений

Похожие статьи

Проблемы реализации прав граждан на обращение в органы...

Ключевые слова: обращение граждан, обращение, местное самоуправление, гражданин, электронная почта, орган власти.

Принятие 2 мая 2006 года Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» явилось фактором...

Проблемы регулирования обращений граждан в органы...

Институт права граждан на обращения в органы государственной власти представляет собой закрепленные в нормах Основного Закона субъективное право человека и гражданина, включая иностранцев и апатридов, а также объединений граждан и юридических лиц непосредственно...

Государственный контроль и надзор в сфере предоставления...

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальные услуги, жилищный фонд, государственный контроль

К органам исполнительной власти в сфере регулирования качества жилищно-коммунальных услуг в Тамбовской области относятся...

Проблемы административного обжалования ненормативных...

В соответствии со статьей 33 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять

Жалоба, поступившая в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией...

Право граждан и юридических лиц на обращение в органы...

Ключевые слова: местное самоуправление, орган, Российская Федерация, государственная власть, обращение граждан, Конституция РФ. В заключение сделан вывод о его комплексном характере. В Конституции РФ [1] закреплено место человека в общей системе конституционных...

Правовое регулирование деятельности государственной...

Правовое регулирование административной деятельности государственной жилищной

Граждане, должностные и юридические лица могут быть привлечены к административной

местное самоуправление, жилищно-коммунальное хозяйство, РФ, Российская...

Обжалование действий (бездействия) и решений органов...

– при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности [3].

Меры административного пресечения, используемые органами...

Жилищно-коммунальное хозяйство в России на сегодняшний день остается одной из самых криминализированных отраслей экономики. Ежегодно происходит увеличение цен в сфере жилищно-коммунальных услуг... Осуществление органами местного самоуправления...

Трудности муниципального контроля в жилищно-коммунальной...

Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и

Департамент жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс]: сайт.

органы местного самоуправления, ЖКХ, проверки деятельности управляющих компаний и...

Похожие статьи

Проблемы реализации прав граждан на обращение в органы...

Ключевые слова: обращение граждан, обращение, местное самоуправление, гражданин, электронная почта, орган власти.

Принятие 2 мая 2006 года Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» явилось фактором...

Проблемы регулирования обращений граждан в органы...

Институт права граждан на обращения в органы государственной власти представляет собой закрепленные в нормах Основного Закона субъективное право человека и гражданина, включая иностранцев и апатридов, а также объединений граждан и юридических лиц непосредственно...

Государственный контроль и надзор в сфере предоставления...

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальные услуги, жилищный фонд, государственный контроль

К органам исполнительной власти в сфере регулирования качества жилищно-коммунальных услуг в Тамбовской области относятся...

Проблемы административного обжалования ненормативных...

В соответствии со статьей 33 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять

Жалоба, поступившая в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией...

Право граждан и юридических лиц на обращение в органы...

Ключевые слова: местное самоуправление, орган, Российская Федерация, государственная власть, обращение граждан, Конституция РФ. В заключение сделан вывод о его комплексном характере. В Конституции РФ [1] закреплено место человека в общей системе конституционных...

Правовое регулирование деятельности государственной...

Правовое регулирование административной деятельности государственной жилищной

Граждане, должностные и юридические лица могут быть привлечены к административной

местное самоуправление, жилищно-коммунальное хозяйство, РФ, Российская...

Обжалование действий (бездействия) и решений органов...

– при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности [3].

Меры административного пресечения, используемые органами...

Жилищно-коммунальное хозяйство в России на сегодняшний день остается одной из самых криминализированных отраслей экономики. Ежегодно происходит увеличение цен в сфере жилищно-коммунальных услуг... Осуществление органами местного самоуправления...

Трудности муниципального контроля в жилищно-коммунальной...

Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и

Департамент жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс]: сайт.

органы местного самоуправления, ЖКХ, проверки деятельности управляющих компаний и...

Задать вопрос