В статье автор определяет сущность конкурентных преимуществ и факторов успеха, устанавливает взаимосвязь между ними и соотносит их с возможностью достижения успеха.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентные преимущества, факторы успеха, конкурентоспособность.
В настоящее время в условиях конкурентной борьбы возникает необходимость в получении определённых привилегий перед соперниками. Что касается фирм, то внедрение инноваций, безграничные потребности клиентов, ограниченные ресурсы, неопределённость среды также способствуют усложнению функционирования компаний и свидетельствуют о необходимости формирования преимуществ. Проблема заключается в том, что специалисты имеют разные представления о сущности основных понятий конкуренции из-за её многоаспектности, не понимая их взаимозависимости и взаимосвязанности с понятием успех.
Стоит начать с того, что конкуренция выражается в соперничестве объектов (в т. ч. субъектов) конкурентной борьбы. Конкурентные преимущества здесь являются ценностями, позволяющими опережать конкурентов в определённых условиях. Именно они дают возможность находиться конкурентоспособным (способным превзойти объект соперничества) в данный момент времени и достигать успехов в будущем.
Конкурентные преимущества, как и конкуренцию, можно исследовать на разных уровнях, например, на предприятии возможно проведение анализа между производимыми продуктами, отдельными сотрудниками (личная борьба), группами людей (например, отделов, подразделений), предприятия в целом в сравнении другими соперниками. В последнем случае проводится оценка по региональному, внутри- и межотраслевому, национальному и международному принципу. Возможно определение ближайших, реальных и потенциальных конкурентов для более детального анализа. Также существуют другие классификации, расширяющие данное явление, например, по среде, сферам деятельности и др.
В зависимости от направления исследования, конкретного объекта определяются преимущества и возможность достижения благодаря им успеха.
Успех — это эталон, способный выражаться в достижении наилучшего результата. Данное понятие достаточно субъективно (для каждого определяется свой) и включает в себя комплекс факторов, оказывающих положительное воздействие на успешный объект.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что причиной вероятного успеха как раз и являются факторы успеха, которые определяются из заданных целей и способствуют улучшению текущего положения объекта. Данными факторами могут быть высокое качество и квалификация, низкие издержки, новые технологии, лидерские качества, уникальные ресурсы и другое.
Конкурентное преимущество также может являться фактором успеха, но оно не всегда ему эквивалентно, поскольку последнее из понятий имеет более широкое значение. Отличие заключается в том, что факторы успеха актуальны для анализа и использования любым субъектом, но после его воплощения в деятельности объекта оно превращается в преимущество, которое не является возможностью достижения успеха для других (становится ограничителем для конкурентов). Преимущества — это реализованная форма факторов успеха.
Важно учитывать, что факторы успеха и конкурентные преимущества не во всех случаях обеспечивают успех. Неумение эффективно ими управлять, отрицательное воздействие внешней и внутренней среды способны не только не привести объект к намеченной цели, но и ухудшить имеющееся положение.
Например, Россия достаточно многообразна природными ресурсами, имеет значительную площадь и многое другое, но при всех имеющихся возможностях и преимуществах в рейтинге конкурентоспособности из 64 ведущих мировых экономик она занимает 45 место в 2021 году по исследованиям IMD [1], при этом данный рейтинг остаётся актуальным на протяжении нескольких лет (рис. 1).
Рис. 1. Место России в рейтинге конкурентоспособности ведущих мировых экономик [1]
Из рисунка 1 видно, что Россия недостаточно успешна по показателю конкурентоспособности. Данный рейтинг объясняется негативными тенденциями, устоявшимися в стане, такими как кризис, санкции, низкий уровень жизни и др. Основными показателями, повлиявшими на оценку, являются система здравоохранения, уровень образования, эффективность финансового и товарного рынка.
В целом, взаимосвязь факторов успеха и конкурентных преимуществ можно представить в виде схемы на рисунке 2, связывая данные показатели с возможностью достижения успеха.
Рис. 2. Взаимосвязь показателей
Таким образом, факторы успеха — более широкая категория по сравнению с конкурентными преимуществами, включающая в себя вероятные причины достижения успеха любыми объектами (в т. ч. субъектами). Конкурентное преимущество обуславливается ограничивающей функцией для соперников и исследуется в рамках реализации факторов, т. е. сформированной ценности. Оба понятия являются одними из важнейших в проблеме достижения успеха, но не решающими, поскольку существуют факторы внешней и внутренней среды, формирующие угрозы и недостатки соответственно, которые ограничивают вероятность успешной деятельности.
Литература:
- IMD business school for management and leadership courses. — Режим доступа: https://www.imd.org/ (дата обращения: 10.01.2021).