Подвижные игры как средство развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 20.01.2022

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Голубятников, К. И. Подвижные игры как средство развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи / К. И. Голубятников, О. А. Голубятникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 266-269. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88078/ (дата обращения: 28.03.2024).



В настоящее время в Российской Федерации все чаще встречаются дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Так, по данным Министерства образования и науки РФ доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях на 2018 год составляет 4 %. Доля детей, имеющих какие-либо виды нарушений речи, составляет более 58 % от общего количества поступающих в первые классы. Также немаловажную роль имеет то, что с каждым годом тяжесть речевого дефекта имеет тенденцию к усугублению.

В данный момент в России действует инклюзивное образование, т. е. совместное воспитание и обучение детей без каких-либо ограничений в здоровье и детей с ОВЗ, в том числе детей с тяжелой речевой патологией. По данной причине число детей с особыми образовательными потребностями в школах существенно возросло. Так как физическое воспитание детей с тяжелой речевой патологией имеет особенности от воспитания и обучения детей без подобных ограничений, то учителю необходимо тщательно продумывать работу над построением урока, который бы обеспечивал любого учащегося полноценной возможностью развития.

Одной из главных целей учителя в процессе проведения уроков физкультуры при принятом инклюзивном обучении, где в классе имеются дети с тяжелыми нарушениями речи, становится работа над устранением несовершенств двигательной сферы учащегося, в частности повышением физической подготовленности. И одним из наиболее подходящих по всем критериям решением данной ситуации является применение подвижных игр на уроках физической культуры, где принимают участие дети, не имеющие нарушений, так и дети с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова : начальное общее образование, подвижные игры, тяжелые нарушения речи, коррекция речи, физическая культура, дети младшего школьного возраста.

Развитие речи является основным показателем развития детей, а также это одно из главных условий успешной организации разнообразной детской деятельности. Основной признак тяжелого нарушения речи — ограниченность всех средств речевого общения при сохранном слухе и интеллекте. Нарушения речевой функции — это одно из отклонений, существенно оказывающий влияние на все стороны жизни и деятельности человека. Учащимся с ТНР присуще отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных) [2].

Подвижные игры– одно из самых любимых занятий детей младшего школьного возраста. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Важнейший результат игры — радость и эмоциональный подъем.

Подвижные игры, особенно с элементами соревнования, более чем другие формы физической культуры соответствуют потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому, умственному и речевому развитию детей с тяжелыми нарушениями речи, воспитанию у них волевых качеств и прикладных навыков, двигательных способностей. Так, абсолютное большинство подвижных игр требует от учащихся проявления быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию координационных качеств. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Следуя установленным правилам игры, это воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий.

Особенно важно при работе с детьми, имеющим речевые нарушения, чтобы игры сочетались с коррекционно-педагогической работой и являлись дополнительным коррекционным средством. Для успешной коррекции данных нарушений недостаточно усилий логопеда, необходима помощь и других специалистов (психолога, учителя физической культуры), направленная на развитие двигательных возможностей детей. Таким образом, характерная особенность подвижной игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание, также оказывается корректирующее воздействие на дефект.

Учитывая данные обстоятельства в начале учебного года авторами данной статьи была проведена работа по исследованию двигательных способностей детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (3-го уровня по Левиной Р. Е.). В исследовании принимало участие 10 детей четвертого класса МБОУ «СОШ № 13 с УИОП» г. Губкин, Белгородской области. Занятия в рамках внеурочной деятельности проводились 2 раза в неделю по одному академическому часу.

Разрабатывая систему мониторинга физического развития, авторы в качестве критериев оценки выбрали показатели основных физических качеств:

— бег 30 метров — скоростные,

— прыжок в длину с места — скоростно-силовые,

— наклон вперед из положения стоя — гибкости,

— челночный бег 3х10 м — координационные,

— бег 1000 метров — выносливости.

Показанный в каждом виде результат отражает физическую подготовленность учащегося с тяжелыми нарушениями речи. Проведенное тестирование показало, что 90 % детей имеют низкий уровень физической подготовленности [3].

Таблица 1

Учащийся

Бег 30 м, с.

Прыжок в длину с места, см.

Челночный бег 3х10 м, с.

Наклон вперед из положения стоя

Бег 1000 м, мин.

1.

Андрей Р.

7,1

105

12,2

1

8.03

2.

Дмитрий Е.

7,8

100

11,8

0

8.55

3.

Сергей И.

8,3

95

13,1

0

7.39

4.

Роман И.

7,4

114

12,7

1

7.44

5.

Александр Ш.

7,3

103

11,4

0

8.31

6.

Семен О.

8,0

105

14,1

0

8.40

7.

Кирилл А.

7,7

95

13,6

0

8.49

8.

Дмитрий Я.

6,5

135

10,4

3

6.50

9.

Алексей К.

8,5

100

13,0

0

9.00

10.

Георгий П.

7,1

109

12,5

1

7.14

При отборе игр, способствующих развитию физических качеств младших школьников, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий. Так, авторами данной статьи были выбраны следующие игры: «Не теряй равновесия», «Кому достанется кегля», «Тик-так-тук», «Салки», «Передача мяча по кругу», «Быстрей шагай», «В шеренгу становись», «Горячий мяч» и др.

Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. Начиная с начального общего образования становятся доступными игры с элементами спортивных игр: городки, баскетбол, футбол и т. д. Так как по своей природе подвижные игры тесно переплетаются со спортивными играми, и являются хорошим подспорьем для занимающихся на первых этапах обучения, когда двигательные умения ещё не переросли в навык.

В результате постоянного использования подвижных игр в качестве метода работы с детьми имеющих речевые нарушения к концу учебного года уровень развития двигательных способностей у всех детей в данной группе показал положительную динамику.

Таблица 2

Учащийся

Бег 30 м, с.

Прыжок в длину с места, см.

Челночный бег 3х10 м, с.

Наклон вперед из положения стоя

Бег 1000 м, мин.

1.

Андрей Р.

6,8

131

9,9

2

7.40

2.

Дмитрий Е.

6,7

134

9,7

3

7.34

3.

Сергей И.

6,6

129

9,6

3

7.05

4.

Роман И.

6,6

138

9,6

3

6.59

5.

Александр Ш.

6,7

135

9,8

3

7.14

6.

Семен О.

6,8

130

9,7

2

7.29

7.

Кирилл А.

6,9

121

9,2

3

7.17

8.

Дмитрий Я.

6,3

142

9,4

3

6.39

9.

Алексей К.

6,6

130

9,6

2

7.38

10.

Георгий П.

6,5

134

9,9

3

6.52

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование подвижных игр положительно влияет на мотивацию учащихся к физической деятельности, способствуют повышению уровня физической подготовленности.

Литература:

  1. Численность детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях, [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики: [веб-сайт]. –М., 2018. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13807?print=1, свободный.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Приложение № 5 требования к АОП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, [Электронный ресурс] / Министерство просвещения Российской Федерации: [веб-сайт]. — М., 2014. — Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/, свободный.
  3. Физическая культура. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2021. — 175 с. — (Школа России).
  4. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова; под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 352 с.
  5. Погадаев, Г. И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. 1–11 классы / Г. И. Погадаев. — М.: Дрофа, 2013. — 144 c.
  6. Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста: учеб.-метод. пособие: направление подгот. 49.03.02 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / Н. А. Бойко, В. Н. Бойко.— Сургут: РИО СурГПУ, 2016.— 116 с
  7. Якубович, М. А. Коррекция двигательных и речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) методами физического воспитания. Методическое пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ТНР / Якубович Михаил Алексеевич. — М.: Владос, 2017. — 286c.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, тяжелое нарушение речи, младший школьный возраст, ребенок, физическая культура, физическая подготовленность, челночный бег, доля детей, начальное общее образование, тяжелая речевая патология.


Похожие статьи

Оздоровительная аэробика как средство развития физических...

Ключевые слова: младший школьный возраст, оздоровительная аэробика, общее недоразвитие речи (ОНР), физические качества, двигательные способности, эффективность, упражнения, исследования.

Изучить физическое состояние и особенности физического развития и физической подготовленности у младших школьников с речевыми нарушениями. Выявить взаимосвязь между развитием физических качеств и развитием речи у младших школьников.

Для определения уровня координационных способностей использовали тест — челночный бег 3×10 м, для определения уровня гибкости — тест «Складка» наклон вперед из и. п. сидя на полу, для определения скоростных способностей использовался тест — бег 30 м для оценки координационных способностей используют тест — челночный бег 3×10 м, для...

Особенности развития детей с тяжёлыми множественными...

У детей с тяжёлыми множественными нарушениями уже на ранних этапах онтогенеза ярко проявляется снижение познавательной активности и отсутствие интереса к окружающему миру. Патологическая инертность и слабость нервных процессов этих детей обуславливает выраженные двигательные проблемы.

Отставание в развитии речи у детей с тяжёлыми множественными нарушениями начинается с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как интерес к окружающему, эмоционально-волевая сфера, в частности эмоциональное общение со взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат.

Развитие двигательных качеств обучающихся с тяжелыми...

Самая острая и требующая срочного решения проблема — низкая физическая подготовленность учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. По данным различных исследований, лишь около 10 % школьников имеют уровень физического развития и здоровья, близкий к норме, около 40 % детей страдают

3. Разработать дневник физического совершенствования, как вид проектной деятельности в режиме дня школьника; 4. Определить уровень развития двигательных качеств с помощью тестирования и представить результаты. А теперь перейдем к теоретическим основам проектной деятельности развития двигательных качествобучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 7–9 классов.

Коррекция речевых нарушений в процессе... | Молодой ученый

ДОУ должно обеспечить речевое развитие ребенка, включающее владение речью как средством общения и культуры. Еще в середине прошлого века учеными В. М. Бехтеревым, В. И. Бельтюковым, И. В. Гете, М. М. Кольцовой, было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движения соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Цель: поднятии иммунитета и общего укрепления организма, профилактика и снижение заболеваний, развитие глубокого вдоха и длительного выдоха; выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи. Используется логопедом в процессе коррекционно-развивающей подгрупповой и индивидуальной деятельности, воспитателями логопедическом часе во вторую половину дня...

Сопровождение обучения младших школьников с тяжелыми...

Для большинства детей с тяжелым нарушением речи овладение полноценным образованием без своевременной системы сопровождения обучения становится задачей из разряда трудновыполнимых и даже невозможных. Сопровождение обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья является значимым на ступени начального общего образования, поскольку именно там формируются предпосылки для овладения дальнейшей школьной программой.

По мнению ученых, в основе школьной неуспешности детей начальных классов с тяжелым нарушением речи могут лежать как когнитивный и моторный дефициты, так и слабость регуляторных функций, а также трудности общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Подвижные игры как средство развития речи дошкольников...

Дети с нарушениями речи быстро утомляются, физически невыносливы, чаще всего соматически ослаблены. В связи с этим у таких детей недостаточно сформированы пространственные представления, трудно формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы.

Такие игры оказывают положительное влияние на обогащение словаря, и на воспитание звуковой культуры. Данная форма речевого развития является мотивом к коммуникативной деятельности и побуждает детей к вступлению в контакты друг с другом.

Речевые игры имеют огромное значение для развития мышления детей. Во время речевых игр у детей обогащается словарный запас, активизируется и улучшается фонематический слух, активно развивается речь, прививается интерес и любовь к собственному языку.

Влияние Вальдорфских игр подвижного характера на физическую...

В настоящее время уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста становится все ниже и ниже, что напрямую влияет на ухудшение состояния их здоровья [5,6,8]. Статистика указывает, что у детей в разных возрастных группах, имеют различные отклонения в состоянии здоровья, в среднем от 20 до 30% школьников имеют низкий уровень физического развития [3,2].

Всесторонняя физическая подготовленность школьников может быть достигнута, в первую очередь, путем развития двигательных качеств с учетом возрастных и половых особенностей детского организма. Школьники младших классов наиболее адекватно реагируют на нагрузку, получаемую в результате вовлечения ребенка в игровую деятельность, поэтому мы в своей работе сделали попытку обосновать позитивную...

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения...

Ключевые слова: нарушение, ребенок, младший школьный возраст. Одной из ведущих научных и практических проблем в специальной психологии и педагогике, остро вставшей в настоящее время, и привлекающей пристальное внимание различных ученых и исследователей, является вопрос изучения психологических и педагогических особенностей развития, обучения и воспитания детей, имеющих комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения.

Младший школьный возраст — это тот этап, когда существуют значительные потенциальные возможности для всестороннего развития ребенка. Возрастные границы младшего школьного возраста совпадают со сроками обучения в начальной школе и, по данным И. Ю. Кулагиной [6], устанавливаются в настоящее время с 6–7 до 9–10 лет.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в группах...

В наши дни физическая культура считается одним из решающих факторов среди всего комплекса условий, определяющих оптимальную жизнедеятельность ребенка. Применительно к дошкольникам надо иметь в виду, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности.

В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонением в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Дети сейчас начинают говорить позже, чем их сверстники 10–15 лет назад, количество детей с речевой патологией постоянно растёт. Общей основой воспитания и обучения в детском саду является овладение речью.

Похожие статьи

Оздоровительная аэробика как средство развития физических...

Ключевые слова: младший школьный возраст, оздоровительная аэробика, общее недоразвитие речи (ОНР), физические качества, двигательные способности, эффективность, упражнения, исследования.

Изучить физическое состояние и особенности физического развития и физической подготовленности у младших школьников с речевыми нарушениями. Выявить взаимосвязь между развитием физических качеств и развитием речи у младших школьников.

Для определения уровня координационных способностей использовали тест — челночный бег 3×10 м, для определения уровня гибкости — тест «Складка» наклон вперед из и. п. сидя на полу, для определения скоростных способностей использовался тест — бег 30 м для оценки координационных способностей используют тест — челночный бег 3×10 м, для...

Особенности развития детей с тяжёлыми множественными...

У детей с тяжёлыми множественными нарушениями уже на ранних этапах онтогенеза ярко проявляется снижение познавательной активности и отсутствие интереса к окружающему миру. Патологическая инертность и слабость нервных процессов этих детей обуславливает выраженные двигательные проблемы.

Отставание в развитии речи у детей с тяжёлыми множественными нарушениями начинается с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как интерес к окружающему, эмоционально-волевая сфера, в частности эмоциональное общение со взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат.

Развитие двигательных качеств обучающихся с тяжелыми...

Самая острая и требующая срочного решения проблема — низкая физическая подготовленность учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. По данным различных исследований, лишь около 10 % школьников имеют уровень физического развития и здоровья, близкий к норме, около 40 % детей страдают

3. Разработать дневник физического совершенствования, как вид проектной деятельности в режиме дня школьника; 4. Определить уровень развития двигательных качеств с помощью тестирования и представить результаты. А теперь перейдем к теоретическим основам проектной деятельности развития двигательных качествобучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 7–9 классов.

Коррекция речевых нарушений в процессе... | Молодой ученый

ДОУ должно обеспечить речевое развитие ребенка, включающее владение речью как средством общения и культуры. Еще в середине прошлого века учеными В. М. Бехтеревым, В. И. Бельтюковым, И. В. Гете, М. М. Кольцовой, было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движения соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Цель: поднятии иммунитета и общего укрепления организма, профилактика и снижение заболеваний, развитие глубокого вдоха и длительного выдоха; выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи. Используется логопедом в процессе коррекционно-развивающей подгрупповой и индивидуальной деятельности, воспитателями логопедическом часе во вторую половину дня...

Сопровождение обучения младших школьников с тяжелыми...

Для большинства детей с тяжелым нарушением речи овладение полноценным образованием без своевременной системы сопровождения обучения становится задачей из разряда трудновыполнимых и даже невозможных. Сопровождение обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья является значимым на ступени начального общего образования, поскольку именно там формируются предпосылки для овладения дальнейшей школьной программой.

По мнению ученых, в основе школьной неуспешности детей начальных классов с тяжелым нарушением речи могут лежать как когнитивный и моторный дефициты, так и слабость регуляторных функций, а также трудности общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Подвижные игры как средство развития речи дошкольников...

Дети с нарушениями речи быстро утомляются, физически невыносливы, чаще всего соматически ослаблены. В связи с этим у таких детей недостаточно сформированы пространственные представления, трудно формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы.

Такие игры оказывают положительное влияние на обогащение словаря, и на воспитание звуковой культуры. Данная форма речевого развития является мотивом к коммуникативной деятельности и побуждает детей к вступлению в контакты друг с другом.

Речевые игры имеют огромное значение для развития мышления детей. Во время речевых игр у детей обогащается словарный запас, активизируется и улучшается фонематический слух, активно развивается речь, прививается интерес и любовь к собственному языку.

Влияние Вальдорфских игр подвижного характера на физическую...

В настоящее время уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста становится все ниже и ниже, что напрямую влияет на ухудшение состояния их здоровья [5,6,8]. Статистика указывает, что у детей в разных возрастных группах, имеют различные отклонения в состоянии здоровья, в среднем от 20 до 30% школьников имеют низкий уровень физического развития [3,2].

Всесторонняя физическая подготовленность школьников может быть достигнута, в первую очередь, путем развития двигательных качеств с учетом возрастных и половых особенностей детского организма. Школьники младших классов наиболее адекватно реагируют на нагрузку, получаемую в результате вовлечения ребенка в игровую деятельность, поэтому мы в своей работе сделали попытку обосновать позитивную...

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения...

Ключевые слова: нарушение, ребенок, младший школьный возраст. Одной из ведущих научных и практических проблем в специальной психологии и педагогике, остро вставшей в настоящее время, и привлекающей пристальное внимание различных ученых и исследователей, является вопрос изучения психологических и педагогических особенностей развития, обучения и воспитания детей, имеющих комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения.

Младший школьный возраст — это тот этап, когда существуют значительные потенциальные возможности для всестороннего развития ребенка. Возрастные границы младшего школьного возраста совпадают со сроками обучения в начальной школе и, по данным И. Ю. Кулагиной [6], устанавливаются в настоящее время с 6–7 до 9–10 лет.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в группах...

В наши дни физическая культура считается одним из решающих факторов среди всего комплекса условий, определяющих оптимальную жизнедеятельность ребенка. Применительно к дошкольникам надо иметь в виду, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности.

В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонением в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Дети сейчас начинают говорить позже, чем их сверстники 10–15 лет назад, количество детей с речевой патологией постоянно растёт. Общей основой воспитания и обучения в детском саду является овладение речью.

Задать вопрос