Настоящее исследование посвящено изучению социальной компетентности и выявлению уровня социальной компетентности у юношей и девушек.
Ключевые слова: компоненты социальной компетентности, юноши и девушки, уровень социальной компетентности.
Актуальность исследованияопределена необходимостью выявления области эффективного влияния отдельно взятых личностных характеристик на социальную компетентность юношей и девушек.
Цель исследования: определить уровень социальной компетентности юношей и девушек.
Объект исследования : социальная компетентность юношей и девушек.
Предмет исследования : влияние личностных характеристик на развитие социальной компетентности юношей и девушек.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ исследований социальной компетентности человека.
- Выявить компоненты социальной компетентности.
- Эмпирическое исследование социальной компетентности учащихся юношеского возраста.
Методы исследования:
Аналитический метод — анализ научной литературы по проблеме выявления уровня социальной компетентности учащихся юношеского возраста.
Эмпирический метод — психодиагностический метод, который включает: методику диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева), опросник самоорганизации деятельности (ОСД), разработанный Е. Ю. Мандриковой.
База исследования: эмпирическое исследование было проведено на базе Рыбинского Полиграфического Колледжа, ГОАУ ЯО Рыбинского профессионально-педагогического колледжа, Рыбинского государственного авиационного технического университета им. П. А. Соловьева. Общий объем выборки составил 100 испытуемых — 50 девушек и 50 юношей 1–2 курсов, средний возраст 19 лет.
Теоретическая значимость исследования. Входе исследования были изучены работы авторов, на основании которых были проанализированы особенности формирования социальной компетенции детей юношеского возраста.
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных в педагогической и психологической работе по развитию коммуникативных навыков, подготовке к дальнейшему общению в рабочем коллективе и семейной жизни с учетом выявленных особенностей формирования социальной компетентности учащихся юношеского возраста.
В процессе изучения педагогической литературы нами были проанализированы различные определения социальной компетентности.
Одним из определений является рассмотрение социальной компетентности как сложного образования, которое включает: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей в особом социальном контексте, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие как результат активности, подтверждение со стороны других адекватности социального поведения, способность участвовать в сложной системе межличностных отношений, и успешно использовать и понимать других людей [2]. Ю. Хабермас, уточняя данное понятие, отмечает, что социальная компетентность заключается в адекватности и эффективности решения многообразных проблемных ситуаций, с которыми сталкивается человек в социуме [8]. В современной западной социальной психологии социальная компетентность определяется, как стремление к достижению собственных целей в процессе взаимодействия с окружающими и поддерживать отношения даже в трудной жизненной ситуации [2].
Авторами Пушкаревой Т. Г., Трифоновой Ю. А. [5] на основе анализа работ таких авторов как О. Е. Пермяков, Дж. Ровен, С. Л. Спенсер и М. Л. Спенсер, А. И. Субетто, А. П. Тряпицина и др., были выделены следующие компоненты социальной компетентности:
- Целеполагание. Авторы подразумевают под целеполаганием способность и возможность людей брать на себя ответственность и не боятся этого, умение ставить цель и идти к результату, участвовать при принятии решений, анализировать собственные цели и пути их достижений.
- Умение личности вступать и поддерживать межличностные отношения [7].
- Социальная мобильность и активность. Авторы понимают под этим способность людей видеть новые идеи, прибегать к критическому мышлению, уверенное поведение в коллективе [7].
Выделенные компоненты позволили подобрать для обследования следующие методики [5].
- Целеполагание — опросник самоорганизации деятельности (ОСД), разработанный Е. Ю. Мандриковой
- Умение вступать и поддерживать межличностные отношения — методика диагностики эмпатических способностей разработанный В. В. Бойко
- Социальная активность и мобильность — тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой.
Так как мы рассматриваем социальную компетентность как комплексный показатель, мы выявили уровни компонентов социальной компетентности у юношей и девушек, одним из которых является эмпатия. Нами были выявлены уровни эмпатии участников исследования: низкий, средний, высокий.
Установлено, что среди студентов-юношей низкий уровень эмпатии имеют 16 % студентов, средний уровень эмпатии был обнаружен у 68 % студентов, высокий уровень у студентов-юношей выявлен у 16 %.
Среди студентов-девушек низкий уровень эмпатии имеют 40 % студентов, средний уровень эмпатии был обнаружен у 50 % студентов, высокий уровень у студентов-юношей выявлен у 10 %.
На следующем этапе исследования нами был выявлен уровень жизнестойкости участников исследования. Установлено, что среди студентов-юношей низкий уровень жизнестойкости имеют 30 % студентов, средний уровень жизнестойкости был обнаружен у 62 % студентов, высокий уровень был выявлен у 8 % студентов-юношей.
Среди студентов-девушек низкий уровень жизнестойкости имеют 22 % студентов, средний уровень жизнестойкости был обнаружен у 68 % студентов, высокий уровень был выявлен у 10 % студентов-девушек.
На следующем этапе исследования решалась задача определения уровня самоорганизации деятельности (СД) участников исследования.
Нами было выявлено, что среди студентов-юношей низкий уровень самоорганизации деятельности имеют 21 % учащихся, средний уровень самоорганизации деятельности был обнаружен у 58 % учащихся, высокий уровень у студентов-юношей не был выявлен.
Среди студентов-девушек низкий уровень СД имеют 32 % студентов, средний уровень СД был обнаружен у 64 % студентов, высокий уровень был выявлен у 4 % студентов-девушек.
Для большего удобства все полученные баллы по методикам компонентов, входящих в состав социальной компетентности, были переведены в проценты. Социальная компетентность была получена путем получения среднего балла по трем ее компонентам.
Нами была вычислена мода (Мо) — наиболее часто встречающийся результат. В интервальном частотном распределении мода определяется как середина интервала, для которого частота максимальна. В группе юношей Мо=43, в группе девушек — Мо=49. Исходя из этого, нами были выявлены уровни СК участников исследования.
Нами было выявлено, что среди студентов-юношей низкий уровень социальной компетентности имеют 12 % студентов, средний уровень был обнаружен у 60 % учащихся, высокий уровень был выявлен у 28 % юношей.
Среди студентов-девушек низкий уровень СК имеют 28 % студентов, средний уровень СК был обнаружен у 70 % студентов, высокий уровень был выявлен у 2 % девушек.
Анализ распределения данных по гендерной принадлежности показывает, что, в целом, у юношей преобладает средний уровень СК (60 % студентов). У девушек также преобладает средний уровень СК (70 % студентов). Однако, мы можем заметить, что в группе юношей значительное количество студентов (28 %) имеют высокий уровень СК, тогда как в группе девушек результат составляет всего 2 %. В низком уровне мы также можем отметить значительные различия: в группе юношей с низким уровнем выявлено 12 % студентов, в группе девушек — 28 % учащихся.
Таким образом, в целом, уровень социальной компетентности в группе юношей выше, чем в группе девушек.
Сравнение результатов, которые были получены по разным компонентам СК (эмпатия, жизнестойкость, самоорганизация деятельности), позволило нам сделать вывод, что значительные отличия в группе юношей и девушек есть только по компоненту эмпатия, где у 40 % испытуемых в группе девушек выявлен низкий уровень эмпатии, тогда как в группе юношей низкий уровень был выявлен у 16 % испытуемых.
Литература:
- Богомаз, С. А. Типологические особенности самоорганизации деятельности // Вестник Томского государственного университета. — 2011. — № 344. — С. 163–166.
- Бодалев, А. А. Психология общения [Текст]: энциклопедический словарь / Российской акад. образования, Психологический ин-т; под общ. ред. А. А. Бодалева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Когито-Центр, 2015. — 671 с.
- Леонтьев, Д. А. Рассказова, Е. И. Тест жизнестойкости [Текст]/ Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. — М.: Смысл. — 2006. — 63 с.
- Мандрикова, Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности // Психологическая диагностика. — 2010. — № 2. — С. 87–111.
- Пушкарева, Т. Г. Трифонова, Ю. А. Содержание, структура социальной компетентности и ее диагностика [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. — 2012. — № 11.
- Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие [Текст] / Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». — 1998. — 672 с.
- Ромек, В. Г. Развитие уверенности в межличностных отношениях [Текст] / В. Г. Ромек // Журнал практического психолога. — 2000. — № 12. — с.74–113
- Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие [Текст]: Moralbewusstsein und kommunikatives Handeln: Пер. с нем. / Юрген Хабермас; Под ред. Д. В. Скляднева. — Санкт-Петербург: Наука, 2000. — 377 с.