Целесообразность использования некоторых видов цифровых ресурсов в воспитательной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 20.01.2022

Статья просмотрена: 228 раз

Библиографическое описание:

Милютина, Ю. В. Целесообразность использования некоторых видов цифровых ресурсов в воспитательной деятельности / Ю. В. Милютина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88046/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье описываются положительные стороны использования цифровых ресурсов в работе педагога и анализируются возможности организации воспитательной работы в условиях периодического перехода с очного обучения на дистанционное, предлагаются практические решения по использованию некоторых видов цифровых ресурсов для проведения систематических воспитательных мероприятий.

Ключевые слова: цифровые ресурсы, воспитательная деятельность, организация дистанционной воспитательной деятельности, цифровые помощники в воспитательной работе.

Для того, чтобы преподаватель мог отдавать больше сил ученикам, чтобы педагогический труд был наполнен энергией и творчеством, педагогу нужно где-то эти силы брать. Это напрямую касается и преподавания учебных предметов, и в еще большей степени это касается воспитательной деятельности педагогов. Загруженные заполнением отчетов и журналов, проверкой домашних заданий и составлением планов — учителя вряд ли найдут дополнительные силы на творчество и создание воспитательных мероприятий, наполненных энтузиазмом и энергией. Как зажечь сердца детей, если сам находишься не в ресурсном состоянии, а пытаешься выжить в сложных условиях? Воспитательная работа особенно требует настроя, позитивного и энергичного, который передается от педагога к ученикам, пронизывая собой информационную часть воспитательного мероприятия.

В условиях перехода на новые ФГОС современный учитель должен с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Интернет, чтобы обеспечить достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Практический опыт доказывает, что учитель может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеурочной деятельности [1, с. 80]

Таким образом получается, что учителя, использующие все имеющиеся в их распоряжении цифровые ресурсы, помогают ученикам повысить результаты обучения, но могут ли при этом цифровые ресурсы сделать более эффективным воспитательную работу педагога — классного руководителя? Можно ли как-то организовать работу педагога с помощью цифровых ресурсов, чтобы освободить больше сил для творчества? В. А. Сухомлинский писал: «Важнейшее условие духовного роста педагога — это прежде всего время — свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время — ещё и ещё раз повторяю — это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество — сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать» [2]. Несмотря на то, что эти слова написаны достаточно давно, они очень актуальны сегодня, когда к общей нагрузке на педагогов добавились еще и дополнительные нагрузки по внедрению электронной образовательной среды.

Исходя их этого, с практической точки зрения очень важной является нацеленность ЦОР на удобство использования учителями: логичный интерфейс, интуитивно-понятные системы управления, техническая поддержка или онлайн-чат, список часто задаваемых вопросов — все это помогает учителю быстрее разобраться и начать полноценно использовать цифровой ресурс.

Во-первых, грамотное использование цифровых образовательных ресурсов позволяет тратить меньше времени на подготовку как уроков, так и любых мероприятий — таким образом освобождается время для чего-то более ценного.

Во-вторых, в свободном доступе в сети Интернет есть разнообразные готовые шаблоны проведения классных мероприятий любого характер: учебных и отчетных, развлекательных и воспитательных, соответственно, выбирая из имеющегося и добавляя индивидуальности, можно создавать уникальные мероприятия.

В-третьих, в современном мире, объятом пандемией COVID-19, когда в любой момент может случиться вынужденная социальная изоляция и другие карантинные меры, и возможен перенос учебных мероприятий в дистанционный формат, использование цифровых ресурсов при планировании воспитательной деятельности в некотором роде гарантирует возможность переноса воспитательного мероприятия в режим онлайн-занятия, без возможной отмены, что, в свою очередь, позволяет говорить о постоянности и системности воспитательных мероприятий.

Следовательно, можно выделить основные цели использования цифровых ресурсов в воспитательной работе:

1) повысить наглядность воспитательных мероприятий, их образность;

2) сократить время, затрачиваемое преподавателем на подготовку, используя шаблоны или, имеющиеся в свободном доступе в сети Интернет, готовые сценарии занятий;

3) укрепить постоянность воспитательных мероприятий в условиях возможного перехода на дистанционное обучение;

4) приобщать к конструированию мероприятия учащихся, делегируя им задания по подготовке и участию в проведении мероприятий.

В своем выборе цифровых ресурсов для осуществления воспитательной деятельности педагогам рекомендуется обращаться к проверенным источникам, содержащим адаптированный контент, соответствующий возрастной категории детей, для которых воспитательное мероприятие создается.

Приведем список ресурсов, которые могут быть использованы педагогами в профессиональной деятельности с целью создания цифрового пространства, соответствующего целям воспитания обучающихся:

1) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [3], сайт с удобным поиском и обширной тематической коллекцией;

2) Портал «Внеучебная деятельность и воспитание в школе»: здесь нет сценариев школьных праздников, литературно-музыкальных композиций или иных акций досугово-развлекательного характера. На этом сайте размещена коллекция сценариев таких дел, в которых школьники являются не слушателями или пассивными исполнителями отведенных им взрослыми ролей, а занимают активную субъектную позицию по отношению к происходящему в школе, в мире, в них самих [4];

3) Виртуальные музеи: какая воспитательная деятельность может обойтись без посещения музеев! В то время как многие из них далеко, а многие недоступны по другим причинам, возможность виртуального посещения существенно упрощает и организацию экскурсии, и само посещение [5; 6; 7].

4) В начале пандемии COVID-19 свои виртуальные музеи для свободного бесплатного посещения открыли лучшие музеи мира, и многие из них не закрыли и не планируют закрывать доступ к виртуальным турам.

5) Для изучения православных и исторических традиций в контексте отмечающихся праздников подходят сайты, подобные «Азбуке воспитания» [8]

Вот лишь небольшое перечисление ресурсов с интересным контентом для удобства педагога, занимающегося воспитательной деятельностью. Получается, что практически под любое мероприятие воспитательного характера есть уже готовые алгоритмы действий, шаблоны и варианты, на основании которых можно без лишнего труда создавать уникальные по своей информационной насыщенности и интересу воспитательные мероприятия.

Важно, «что образование сегодня — это не столько передача информации, социальных императивов и нормативных требований к поведению и образу жизни. Это работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивными сферами, со всем тем, что позволяет человеку осознать, оценить и усовершенствовать себя» [9, с.13]. Соответственно, именно воспитательная работа максимально отражает все многообразие ценностей, которые нужно донести до подрастающего поколения. Трудовое и экологическое, умственное и эстетическое, музыкальное и духовно-нравственное, правовое и этнокультурное воспитание, а также воспитание правдивости и дружелюбия, толерантности и хороших привычек, и многое другое — вот то необъятное поле для творчества педагога-воспитателя, вот для чего нужно освобождать силы и время. Целесообразность использования цифровых ресурсов состоит именно в том, чтобы посредством их педагог мог упрощать техническую и монотонную сторону своей работы и больше времени посвящать детям!

Литература:

  1. Шмелева, О. В. ИКТ-компетентность педагога — важнейший фактор реализации ФГОС / О. В. Шмелева. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 80–85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10861/ (дата обращения: 11.01.2022).
  2. Российская газета Родина — № 5(521) ttps://rg.ru/gazeta/rodina/2021/05/01.html
  3. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher
  4. https://vneuchebnaya.ucoz.ru/
  5. http://www.museum.ru/;
  6. https://1000-cities.blogspot.com;
  7. https://urokoff.net/blog/novosti/luchshie-onlayn-ekskursii-dlya-detey
  8. https://azbyka.ru/deti/
  9. Склярова Т. В., Битянова М. Р., Беглова Т. В. Ценности в современном школьном образовании: опыт педагогического проектирования/ Т. В. Склярова, М. Р. Битянова, Т. В. Беглова. — Пенза: Пензенская духовная семинария, 2017. — С. 13.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, воспитательная деятельность, ресурс, воспитательное мероприятие, время, мероприятие, учитель, педагог, работа педагога, сила.


Ключевые слова

воспитательная деятельность, цифровые ресурсы, организация дистанционной воспитательной деятельности, цифровые помощники в воспитательной работе

Похожие статьи

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

Здесь особая роль в воспитательном процессе возлагается на педагога, его особенности организовывать свое

В то же время о ее эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития

Деятельность педагога-организатора, как и любая другая, строится на...

Педагогика: воспитательная деятельность педагога

Воспитательная система существует как педагогический феномен и имеет следующую структуру: цели, выраженные в исходной концепции

Библиографическое описание: Нерсисян, Л. Р. Педагогика: воспитательная деятельность педагога / Л. Р. Нерсисян.

Воспитательная деятельность в общеобразовательной школе...

Также воспитательная работа строится на расширении и углублении внутришкольных и внешкольных связей.Педагоги школы считают, что в основе взаимоотношений ребёнка и взрослого должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание.

Пути повышения уровня организации воспитательных...

Воспитательное мероприятие — это педагогическая единица всей внеурочной деятельности в любом образовательном учреждении. Развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить эффективность всей...

Воспитательная работа в учреждениях НПО | Статья в журнале...

Автор отмечает особенности организации воспитательной деятельности в учреждениях НПО.

Воспитательная работа в учреждениях НПО направлена на становление личности.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, мероприятия, человек, личность.

Особенности воспитательной деятельности классного...

Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются...

Профессиональная деятельность педагога в школе

Воспитательная работа, осуществляемая учителем, сложна и многогранна. Это профессиональная деятельность педагога, направленная на организацию воспитательной среды, повседневной жизни ребят, на управление образными видами деятельности...

Организация воспитательной деятельности в вузе

...воспитание, воспитательная работа, воспитательная деятельность, воспитательный процесс, физическое воспитание, Россия. Воспитательная деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми в образовательных учреждениях.

Внеаудиторная воспитательная работа как один из методов...

Вот поэтому Внеаудиторная воспитательная работа играет важную роль в подготовке конкурентоспособных специалистов. Она действительно является эффективным средством для формирования общей компетентности специалиста, способствует повышению качества...

Похожие статьи

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

Здесь особая роль в воспитательном процессе возлагается на педагога, его особенности организовывать свое

В то же время о ее эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития

Деятельность педагога-организатора, как и любая другая, строится на...

Педагогика: воспитательная деятельность педагога

Воспитательная система существует как педагогический феномен и имеет следующую структуру: цели, выраженные в исходной концепции

Библиографическое описание: Нерсисян, Л. Р. Педагогика: воспитательная деятельность педагога / Л. Р. Нерсисян.

Воспитательная деятельность в общеобразовательной школе...

Также воспитательная работа строится на расширении и углублении внутришкольных и внешкольных связей.Педагоги школы считают, что в основе взаимоотношений ребёнка и взрослого должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание.

Пути повышения уровня организации воспитательных...

Воспитательное мероприятие — это педагогическая единица всей внеурочной деятельности в любом образовательном учреждении. Развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить эффективность всей...

Воспитательная работа в учреждениях НПО | Статья в журнале...

Автор отмечает особенности организации воспитательной деятельности в учреждениях НПО.

Воспитательная работа в учреждениях НПО направлена на становление личности.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, мероприятия, человек, личность.

Особенности воспитательной деятельности классного...

Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются...

Профессиональная деятельность педагога в школе

Воспитательная работа, осуществляемая учителем, сложна и многогранна. Это профессиональная деятельность педагога, направленная на организацию воспитательной среды, повседневной жизни ребят, на управление образными видами деятельности...

Организация воспитательной деятельности в вузе

...воспитание, воспитательная работа, воспитательная деятельность, воспитательный процесс, физическое воспитание, Россия. Воспитательная деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми в образовательных учреждениях.

Внеаудиторная воспитательная работа как один из методов...

Вот поэтому Внеаудиторная воспитательная работа играет важную роль в подготовке конкурентоспособных специалистов. Она действительно является эффективным средством для формирования общей компетентности специалиста, способствует повышению качества...

Задать вопрос