Говорение как вид речевой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 19.01.2022

Статья просмотрена: 9348 раз

Библиографическое описание:

Аторина, О. А. Говорение как вид речевой деятельности / О. А. Аторина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88045/ (дата обращения: 25.04.2024).



Говорение, или экспрессивная речь — это сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять наряду с аудированием устное вербальное общение. Говорение — форма устного общения, осуществляемая средствами языка, устанавливающая контакт и взаимопонимание, оказывающая воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. [2] Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме.

Говорение как вид речевой деятельности характеризуется следующими важнейшими параметрами: мотив (потребность или необходимость высказаться); цель и функции (характер воздействия на партнера, способ самовыражения); предмет (своя или чужая мысль); структура (действия и операции); механизмы (осмысление, предвосхищение, комбинирование); средства (языковой и речевой материал); речевой продукт (типы диалогов, монологических высказываний); условия (речевые ситуации); наличие или отсутствие опор. [8]

Внешняя структура говорения состоит из следующих частей:

  1. Мотивационно-побудительной: создание замысла высказывания для чего (потребность), зачем (мотив) и что сказать (цель);
  2. Аналитико-синтетической: на данном этапе происходит подготовка реализации замысла высказывания. При говорении на иностранном языке учащимся нужно отобрать хранящиеся в памяти слова (анализ) и включить их в речевое целое (синтез) для осуществления замысла. Речемыслительный процесс на этом этапе происходит во внутренней речи, которая является связующим звеном между интенцией, внутренним планированием (программированием) и развертыванием мысли.
  3. Контрольно-исполнительной — внешнего оформления высказывания и контроля, задача которых сигнализировать о возможных ошибках и способствовать их исправлению. Для этого необходим эталон, который формируется в результате языковой практики. [1]

Все перечисленные части составляют структуру говорения как вида речевой деятельности.

Говорение характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование, артикулирование и внимание. На основе анализа методической литературы можно выделить характерные признаки говорения как вида речевой деятельности.

Е. И. Пассов выделяет следующие: «мотивированность, активность, целенаправленность, связь с действительностью, связь с коммуникативной функцией мышления, связь с личностью, ситуативность, эвристичность, самостоятельность и темп» [6].

Похожие специфические признаки говорения описывает С. С. Кашлев: «мотивация, активность процесса, сопровождение других видов речевой деятельности, непредсказуемость, темп, ситуативность» [3].

Многие отечественные ученые рассматривают говорение как сложный и многоаспектный процесс, который реализует не только функции приема и передачи информации, но также регулирует поведение человека и определяет эмоциональное состояние.

Говорение неотделимо от условий, в которых оно протекает, а именно: от обстановки в самом широком смысле слова и от конкретного экстралингвистического контекста. К последнему можно отнести цель и условия общения, конкретное содержание речевого акта, характерное своеобразие участников разговора, т. е. их возраст, уровень развития, образование, профессия, социальное положение и т. д. Все перечисленное образует ситуацию общения как «совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие по намеченному плану».

Е. Н. Соловова подразделяет речевые ситуации на реальные, условные и проблемные [9]. Г. В. Рогова дает свою классификацию речевых ситуаций и выделяет реальные, условные, воображаемые, фантастические (сказочные), конкретные, абстрактные, проблемные. Главное — все они должны соотноситься с возрастными психологическими особенностями учащихся, быть для них личностно значимыми [7].

Возникая в определенных сферах речевого общения, коммуникативная ситуация влияет на выбор тематики и может быть однотемной (например, бронирование столика в кафе и др.) и политемной (например, беседа в гостях у друга и др.).

Таким образом, акт устного общения (впрочем, как и письменного) может состояться при наличии мотивов, целей, коммуникативной ситуации. В учебном процессе необходимо создавать условия общения и мотивировать высказывания учащихся. При этом речь должна идти не о высказываниях школьников на уровне репродукции (например, простой пересказ текста), а на продуктивном уровне (высказывание учащегося от своего собственного лица, например, оценка прочитанной информации с точки зрения ее новизны или значимости для ученика).

Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в различных, социально определенных ситуациях. Это означает, что по окончании любого типа школы учащийся должен быть способен:

– общаться в условиях непосредственного общения, понимать и реагировать (вербально и невербально) на устные высказывания партнера по общению в рамках сфер, тематики и ситуаций, обозначенных программой для каждого типа учебного заведения;

– связно высказываться о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания. [2]

Поскольку владение иностранным языком имеет уровневый характер, то применительно к разным условиям обучения речь идет о разном уровне говорения на изучаемом языке. Поэтому указанная выше общая цель обучения говорению конкретизируется для каждого типа школы/варианта изучения иностранного языка и для этапов обучения.

Уровни владения говорением характеризуется также разной степенью самостоятельности и инициативности учащегося в общении, т. е. различным уровнем развития и характером компенсирующих (адаптивных) умений. Вся совокупность умений, способностей, в том числе способность понимать и принимать культурную специфику партнера по общению, составляет так называемую стратегию общения, обеспечивающую реализацию коммуникативных намерений (представить себя при знакомстве, рассказать о себе, своей семье и т. д.) и достижение речевых задач (рекомендовать, оправдать, опровергнуть и др.) в рамках законченного акта общения.

Стоит отметить, что учитель при достижении поставленных целей может столкнуться с рядом проблем. Одна из главных трудностей — отсутствие мотивации или естественной потребности для осуществления говорения на иностранном языке. Роль мотивации нельзя недооценивать, поскольку она является чрезвычайно важным фактором успешного участия в устно-речевой коммуникации. Еще одним препятствием для обучения говорению является психологический барьер. Есть учащиеся, которые уверенно читают и переводят, понимают речь на слух, но не могут говорить на иностранном языке. Причинами для этого являются страх совершить ошибку и получить плохую оценку, неуверенность в собственных силах и нехватка языковых средств. Еще одной проблемой является то, что ученики не знают, что сказать по обсуждаемой теме. Или же не понимают речевую задачу и цель коммуникации. Решить данные проблемы можно с помощью создания располагающей к общению атмосферы на уроке, не забывать хвалить и поддерживать учеников, а также благодаря выбору интересных тем и использованию современных технологий.

Следует также помнить, что «речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться» [6]. Говорение как продуктивный процесс требует от учащихся больших временных затрат и усилий, поскольку требует также включения языковой, речевой и коммуникативной компетенций. Как отмечает М. М. Ныркова, «говорение как один из видов речевой деятельности определяется как обязательный компонент каждого занятия по иностранному языку. Благодаря говорению осуществляется устное общение, а значит происходит вовлечение учащихся в коммуникативную ситуацию, которая в свою очередь тесно связана с языком» [5].

Существует две формы говорения: монологическая и диалогическая речь. В отечественной лингвистике монологическая речь определяется как речь одного лица, обращенная к одному лицу или группе слушателей с целью в более или менее развернутой форме передать информацию, выразить свои мысли, намерения, дать оценку событиям и явлениям, воздействовать на слушателей путем убеждения или побуждения их к действиям [4]. Под диалогической речью понимается процесс речевого взаимодействия двух или более участников коммуникации.

Но разграничение между ними условно и используется в методических целях, чтобы учитывать при обучении лингвистические и психологические особенности каждой из форм речи. Это связано с тем, что формирование умений монологической и диалогической речи предполагает дифференцированную организацию материала и различные приемы работы с ним.

Эффективность обучения говорению, как виду устной речевой деятельности может быть достигнута за счет смысловой организации материала, создания ассоциативных связей, объединения наглядно-чувственного и абстрактно-логического компонентов. Обучение умению прогнозировать развитие ситуации общения, адекватно реагировать на изменяющиеся условия общения, а также правильно оформлять высказывания позволяет учащимся успешно общаться на иностранном языке, способствует достижению целей общения.

Литература:

  1. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие / И. А. Бредихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. — 2018.– 104 с.
  2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. — М. — 2006.–336 с.
  3. Кашлев С. С. Технология интерактивного обучения: учеб.-метод. пособие. М.: ТетраСистемс. — 2013. — 119с.
  4. Колесникова И., Долгина О. «Англо-русский справочник по методике преподавания иностранных языков» — СПб., 2001. -С.52.
  5. Ныркова М. М. Проблемы обучения говорению на иностранном языке и способы их решения / М. М. Ныркова // Цивилизация знаний: Российские реалии: Труды Восемнадцатой Международной научной конференции. В 2-х частях, Москва, 21–22 апреля 2017 года. — Москва: Российский новый университет. — 2017. — с.247–249.
  6. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики [Текст] / О. Г. Стародубцева. -М.: Русский язык, 1989. — 239 с.
  7. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М., 1998.
  8. Сакаева Л. Р., Баранова А. Р. Методика обучения иностранным языкам (учебное пособие для студентов Института математики и механики им. Н. И. Лобачевского по направлению «педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»). — Казань, КФУ, 2016.
  9. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М., 2002.
  10. Солонцова Л. П. Современная методика обучения иностранным языкам (общие вопросы, базовый курс): Учебник для студентов педагогической специальности и преподавателей иностранных языков разных типов образовательных учреждений/Солонцова Людмила Павловна/. — Алматы Эверо, 2015. — 373 с.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, говорение, речевая деятельность, диалогическая речь, коммуникативная ситуация, устное общение, вид, передача информации, условие общения, учащийся.


Похожие статьи

Диалогическая речь в обучении иностранному языку

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык. Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой...

Использование новых технологий в процессе обучения...

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация. В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших...

К вопросу о коммуникативных особенностях иноязычной...

Ключевые слова: речевая деятельность, диалогическая форма общения, коммуникативный процесс, инициативность, коммуникативная направленность, спонтанность, иностранный язык. Жизнь современного человека невозможно представить без активного процесса общения.

К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на...

иностранный язык, диалогическая речь, коммуникативный акт, диалогическая форма общения, традиционный подход, умение, готовый диалог, диалогическая форма, коммуникативная задача, комплексный подход.

Современные подходы к обучению иноязычному говорению

Говорение — продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные...

Роль обучения говорению при овладении иностранным языком

Ключевые слова : обучение говорению, иностранный язык, разговорная речь, говорение, методика обучения, речевая ситуация

На сегодняшний день умение общаться на иностранном языке невозможно переоценить. Во владении языком устная речь выходит на...

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

Учебная проблемная ситуация активизирует мыслительную и речемыслительную деятельность учащегося на занятиях в условиях иноязычного речевого общения и создает учебно-познавательную мотивацию для осуществления этого общения.

Роль речевых ситуаций в обучении иноязычной речи

Ключевые слова: речь, ситуация, ситуативные задания, коммуникация, речевое действие, коммуникативная ситуация, речевое

Язык является важнейшим средством общения, именно это его коммуникативная социальная функция определяет пути обучения русской речи.

Способы активизации устной речи учащихся на уроке...

Речь каждого учащегося на иностранном языке продолжалась в течение 7 мин, речь учителя — в течение 15 мин. Таким образом, речь учителя

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая.

Похожие статьи

Диалогическая речь в обучении иностранному языку

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык. Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой...

Использование новых технологий в процессе обучения...

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация. В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших...

К вопросу о коммуникативных особенностях иноязычной...

Ключевые слова: речевая деятельность, диалогическая форма общения, коммуникативный процесс, инициативность, коммуникативная направленность, спонтанность, иностранный язык. Жизнь современного человека невозможно представить без активного процесса общения.

К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на...

иностранный язык, диалогическая речь, коммуникативный акт, диалогическая форма общения, традиционный подход, умение, готовый диалог, диалогическая форма, коммуникативная задача, комплексный подход.

Современные подходы к обучению иноязычному говорению

Говорение — продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные...

Роль обучения говорению при овладении иностранным языком

Ключевые слова : обучение говорению, иностранный язык, разговорная речь, говорение, методика обучения, речевая ситуация

На сегодняшний день умение общаться на иностранном языке невозможно переоценить. Во владении языком устная речь выходит на...

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

Учебная проблемная ситуация активизирует мыслительную и речемыслительную деятельность учащегося на занятиях в условиях иноязычного речевого общения и создает учебно-познавательную мотивацию для осуществления этого общения.

Роль речевых ситуаций в обучении иноязычной речи

Ключевые слова: речь, ситуация, ситуативные задания, коммуникация, речевое действие, коммуникативная ситуация, речевое

Язык является важнейшим средством общения, именно это его коммуникативная социальная функция определяет пути обучения русской речи.

Способы активизации устной речи учащихся на уроке...

Речь каждого учащегося на иностранном языке продолжалась в течение 7 мин, речь учителя — в течение 15 мин. Таким образом, речь учителя

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая.

Задать вопрос