Развитие наглядно-образного мышления первоклассников с нарушением слуха как аспект успешного образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 19.01.2022

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Брусенцова, А. Ю. Развитие наглядно-образного мышления первоклассников с нарушением слуха как аспект успешного образовательного процесса / А. Ю. Брусенцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88042/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье описаны первоклассники с нарушением слуха как категория с особыми образовательными потребностями. В статье рассмотрены условия для успешного формирования наглядно-образного мышления. Для создания успешного образовательного процесса необходимо выявить уровень развития наглядно-образного мышления первоклассников и создать коррекционной-развивающую работу с целью повышения возможностей показателей наглядно-образного мышления.

Ключевые слова: первоклассники, наглядно-образное мышление, нарушение слуха, образовательный процесс

The article describes first-graders with hearing impairment as a category with special educational needs. The article considers the conditions for the successful formation of visual-figurative thinking. To create a successful educational process, it is necessary to identify the level of development of visual-figurative thinking of first-graders and create correctional-developing work in order to increase the possibilities of indicators of visual-figurative thinking.

Keywords : first-graders, visual-figurative thinking, hearing impairment, educational process

К категории детей с нарушением слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции. Это нарушение подразумевает снижение способности человека локализировать и воспринимать звуки, а также распознавать речь окружающих.

У учащихся с нарушением слуха существует потребность использования вспомогательных технологий во время занятий. Эта вспомогательная технология может быть компьютером, на котором можно использовать программное обеспечение; раздаточный материал; специальные карточки.

Психика ребенка в процессе развития претерпевает множество изменений. Мышление позволяет человеку понять, что его окружает и как с этим взаимодействовать [4].

Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением слуха неоднозначна. Некоторые дети легко справляются с поставленными задачами, в то время как подавляющему большинству требуется многократное повторение задачи и помощь в ее решении.

Готовность ребенка к обучению в школе и усвоению образовательной программы будет зависеть от уровня наглядно-образного развития первоклассников с нарушением слуховой функции [1].

Знание психологических особенностей развития наглядно-образного мышления позволяет эффективно проводить обучающие занятия. Исследования показали, что для образования важно соблюдать последовательность развития структур [5].

Глухие и слабослышащие учащиеся иногда могут предпочесть стратегии визуального обучения [2]. Это может быть проблемой в условиях, когда большая часть важной информации передается исключительно при помощи речи.

Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения осуществляется по-разному. Существует целый ряд стратегий обучения, которые могут помочь в развитии наглядно-образного мышления для успешного образовательного процесса:

— Рисование поможет развить образное мышление у ребенка. Его можно проводить по памяти или с натуры. Хорошее упражнение — создать абстракцию, то есть то, чего нет в окружающем мире. Ребенку предлагается рисовать эмоции, музыку и т.д.

— Любая работа с материалом (глина, соленое тесто, пластилин) способствует развитию образов предметов. Лепка может происходить как с натуры, так и при помощи воображения. Для аппликации лучше использовать картон, бумагу и натуральные материалы.

— Можно попросить ученика придумать разные сказки и истории. Любые предметы из окружающей среды: дерево, облака, листья и т. д. Рассказ начинает сам преподаватель, предварительно предложив ребенку продолжить его. То же упражнение выполняется с рисунками. Учитель рисует часть предмета или ситуации, а уже ребёнок дополняет ее деталями или раскрашивает.

— Оригами хорошо подходит для развития наглядно-образного мышления. Многих детей увлекает процесс превращения плоской бумаги в трехмерный объект. Такая работа проводится как совместно с преподавателем, так и самостоятельно. В результате деятельности ребенок получает новый образ.

Стратегии развития наглядно-образного мышления достаточно разнообразны. Необходимо помнить о том, что всю основную работу ученики должны делать сами. Педагоги должны лишь контролировать процесс, давая небольшую при необходимости помощь советом и делом [3].

Во время занятия с ребенком важно соблюдать последовательность:

1) Демонстрация материала по теме;

2) Обсуждение;

3) Практика совместной деятельности;

4) Самостоятельная работа по образцу;

5) Создание чего-либо без подсказок.

Таким образом, успешность образовательно процесса первоклассников старушенцией слуха зависит уровня развития наглядно-образного мышления, так как именно данный вид мышления помогает детям активно познавать мир, формировать представления об окружающей среде, и они учатся различным видам деятельности.

Литература:

  1. Акимова М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2010. 160 с.
  2. Белькович В. Ю. Развитие наглядно-образного мышления младших школьников в учебном процессе при ознакомлении с природой: диссертация... кандидата педагогических наук. Тюмень, 2005. 194 с.
  3. Егорова Т. В., Лонина В. А., Розанова Т. В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей // Дефектология. 1975. № 4. С. 3–15.
  4. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Владос, 2006. 687 с.
  5. Стребелева Е. А., Мишина Г. А., Разенкова Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей». М.: Просвещение, 2004. 164 с.
Основные термины (генерируются автоматически): наглядно-образное мышление, нарушение слуха, ребенок, окружающая среда, слуховая функция, уровень развития, успешный образовательный процесс.


Похожие статьи

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением...

Педагогический процесс в школе для слабослышащих детей должен строиться с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

дети, дети, Учебно-воспитательный процесс, звукоусиливающая аппаратура, нарушение слуха, образовательные учреждения.

Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном...

- Это обучающиеся с нарушенной слуховой функцией. Как известно, существует два вида нарушения слуха: глухота (глухие дети) — нарушение слуха, при котором невозможно восприятие речи; тугоухость (слабослышащие дети) — более легкая степень нарушения...

Экологическое развитие детей дошкольного возраста...

В процессе ознакомления с окружающим дети должны получить как можно больше

Также одним из наглядно-практических методов в детских садах для детей с нарушениями слуха

Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и...

Использование информационно-компьютерных технологий...

Частичная недостаточность слуха у слабослышащих детей приводит к нарушению речевого развития. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20–50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от...

Особенности наглядно-образного мышления у детей с общим...

Особенности наглядно-образного мышления старших... Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности. – в структуре ЗПР одним из важных составляющих является...

Формирование наглядно-образного мышления у детей...

Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью.

Для успешного овладения самостоятельным конструированием дети должны научиться видеть и

- развитие нагляднообразного мышления (игра со строительным материалом...

Использование информационно-компьютерных технологий...

Частичная недостаточность слуха у слабослышащих детей приводит к нарушению речевого развития. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20–50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от...

Развитие наглядно-образного мышления детей...

Наглядно-образное мышление — это основной вид мышления детей 5–6-летнегo возраста, когда дети могут овладеть многими возможностями

Мы выявили, что у старших дошкольников с ОНР преобладает средний уровень развития наглядно-образного мышления...

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением...

Педагогический процесс в школе для слабослышащих детей должен строиться с учетом

Королева И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего

дети, дети, Учебно-воспитательный процесс, звукоусиливающая аппаратура, нарушение...

Похожие статьи

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением...

Педагогический процесс в школе для слабослышащих детей должен строиться с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

дети, дети, Учебно-воспитательный процесс, звукоусиливающая аппаратура, нарушение слуха, образовательные учреждения.

Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном...

- Это обучающиеся с нарушенной слуховой функцией. Как известно, существует два вида нарушения слуха: глухота (глухие дети) — нарушение слуха, при котором невозможно восприятие речи; тугоухость (слабослышащие дети) — более легкая степень нарушения...

Экологическое развитие детей дошкольного возраста...

В процессе ознакомления с окружающим дети должны получить как можно больше

Также одним из наглядно-практических методов в детских садах для детей с нарушениями слуха

Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и...

Использование информационно-компьютерных технологий...

Частичная недостаточность слуха у слабослышащих детей приводит к нарушению речевого развития. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20–50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от...

Особенности наглядно-образного мышления у детей с общим...

Особенности наглядно-образного мышления старших... Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности. – в структуре ЗПР одним из важных составляющих является...

Формирование наглядно-образного мышления у детей...

Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью.

Для успешного овладения самостоятельным конструированием дети должны научиться видеть и

- развитие нагляднообразного мышления (игра со строительным материалом...

Использование информационно-компьютерных технологий...

Частичная недостаточность слуха у слабослышащих детей приводит к нарушению речевого развития. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20–50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от...

Развитие наглядно-образного мышления детей...

Наглядно-образное мышление — это основной вид мышления детей 5–6-летнегo возраста, когда дети могут овладеть многими возможностями

Мы выявили, что у старших дошкольников с ОНР преобладает средний уровень развития наглядно-образного мышления...

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением...

Педагогический процесс в школе для слабослышащих детей должен строиться с учетом

Королева И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего

дети, дети, Учебно-воспитательный процесс, звукоусиливающая аппаратура, нарушение...

Задать вопрос