В статье авторы пытаются рассмотреть вопросы о составе и технологиях геодезических работ при проектировании линейных объектов.
Ключевые слова : камеральное трассирование, геодезическое обоснование, план трассы, изыскание, местность, сооружение, трасс.
В начале статьи нужно обратиться к понятию «линейный объект».
Линейный объект — это вид сооружений. На пример: линии электропередачи, связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные полосы и др. схожие сооружения.
Главной задачей проектирования линейных сооружений является выбор рационального положения линии магистрали на местности. Выбранный вариант должен быть экономически и экологически сбалансирован, а также соответствовать техническим условиям будущего сооружения. Большая часть вышеперечисленных задач решается на стадии полевого и камерального трассирования.
При проектировании дорог вдоль них создают постоянное геодезическое обоснование в виде нивелирно-теодолитных, тахеометрических ходов. Их предельные погрешности в плане не должны превышать 1:5000.
Технологическая схема дорожных исследований состоит из:
1. Допроектных рекогносцировочных изысканий для технико-экономического обоснования проекта.
а) Дорожно-экономических исследований
2. Детальных проектных изысканий для разработки технического проекта дороги и сооружений на ней.
а) Подбора оптимального варианта дороги.
б) Полевого обследования магистрали и ее согласования.
3. Предпостроечных исследований с целью составления рабочих чертежей.
а) Подробной разбивки трассы на местности.
б) Построения постоянного геодезического обоснования вдоль магистрали.
в) Разведывательных работ.
г) Камеральной обработки материалов. Составления плана и профилей.
Под трассой подразумевается пространственное положение продольной оси проектируемого прямолинейного сооружения, сопряженная с рельефом местности, закрепленная на местности и отмеченная на карте. Оптимальной считается трасса, которая отвечает следующим условиям:
– обеспечивает строительство и надежную эксплуатацию прямолинейного сооружения с заданными характеристиками;
– удовлетворяет ограничениям, накладываемыми нормами проектирования;
– имеет технико-экономические показатели, оптимизирующие значение численного критерия эффективности.
Камеральное трассирование — это инженерно-геодезические работы по разработке различных вариантов пролегания трассы по результатам геодезической съемки либо по топографическим картам. В результате камерального трассирования получают план магистрали и ее продольный профиль.
Для проектирования магистралей придерживаются следующих условий:
– трассирование выполняют напрямую — от препятствия к препятствию, т. е. выбирают углы поворота против препятствий и устанавливают препятствие внутри угла поворота;
– угол поворота трассы стараются иметь не более 30 градусов, т. к. такие углы наименее удлиняют трассу;
– радиус кривых выбирают по возможности наиболее большим;
– при пересечении оврагов к тальвегу не спускаются, а переходят на другую сторону, при этом засекая одноименные горизонтали;
– в местах, где расстояние между горизонталями больше, чем проектная величина заложения, направление магистрали выбирают свободно;
– пересечение рек, трасс выполняют под прямым углом;
– необходимо обходить крупные населенные пункты, лесные массивы, c/х угодья и т. п.
Полевое трассирование начинается с определения и закрепления на местности планового положения оси линейного объекта. После вынесения на местность главных точек прокладывают теодолитный ход, который разбивается при помощи пикетов на отрезки длинной 100 метров. Нивелирование по трассе производится геометрическим методом «из середины». Графическая обработка результатов нивелирования трассы выражается в построении продольного и поперечного профилей.
Проектная линия — это ломаная линия, состоящая из отрезков, соединяющих две соседние точки с установленными отметками показывающая положение бровки горизонта. Разбивка круговой кривой магистрали на местности выполняется определением пикетного положения трех ее точек: начала, конца и середины и составлением плана разбивки трассы.
План трассы оформляют в масштабе 1:10000 либо 1:5000 по координатам углов поворота или по углам и длинам сторон. На плане показывают знаки крепления трассы, начало и конец трассы, километровые пикеты, на закруглениях подписывают элементы кривых, на прямых вставках подписывают угол и длину.
В заключении хотелось бы отметить, что геодезические работы по проектирование линейных сооружений являются важной задачей, ведь от правильности их проведения зависит безопасная эксплуатация данных объектов, что, по мнению авторов статьи, должно являться приоритетом. Также для проектирования линейных сооружений необходимо провести целый ряд инженерно-геодезических изысканий. С учетом протяженности линейного объекта — это довольно большой объем работ. Эта проблема решается использованием современного геодезического оборудования и программного обеспечения.
Литература:
1. Основные инженерно-геодезические изыскания при строительстве сооружений / Р. В. Загретдинов, Р. В. Комаров, А. Е. Сапронов, М. Г. Соколова. — Казань: Казан. ун-т, 2020. — 98 с.
2. Маслов А. В. Геодезия / Маслов А.В, Гордеев А. В., Батраков Ю. Г. — М.: КолосС, 2008. — 598 с.
3. Неумывакин Ю. К. Земельно-кадастровые геодезические работы / Неумывакин Ю. К., Перский М. И. — М.: КолосС, 2008. — 184 с.
4. Пособие по производству геодезических работ в строительстве (к СНиП 3.01.03–84). — М., Стройиздат, 1985.
5. СНиП 11.02.96. Строительные нормы и правила. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. — Введ. 199611–01. — М. — 1996. — 55 с.